|
Картина П.А. Федотова* "Свежий кавалер" (1846) и персонажи Н.В. Гоголя
Не надо быть большим знатоком искусства, чтобы, сопоставив картины Федотова и произведения Гоголя, увидеть в них много общего |
|
|
|
Не надо быть большим знатоком искусства, чтобы, сопоставив картины Федотова и произведения Гоголя, увидеть в них много общего не только в идейной тематике, но и сатирической обрисовке образов, художественных приемах создания характеров, использовании художественной детали. Поэт Т.Г.Шевченко писал в дневнике: "Мне кажется, что для нашего времени... необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как "Жених" Федотова (так для краткости Ш. называет поэму Федотова "Поправка обстоятельств"), или "Свои люди – сочтемся" Островского и "Ревизор" Гоголя".*2
Творчество Николая Васильевича Гоголя явилось победой "натуральной школы", критического реализма в русской литературе. Творчество Павла Андреевича Федотова свидетельствовало о торжестве критического реализма в живописи. Его лучшие картины – "Свежий кавалер", "Завтрак аристократа", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор!" – были полностью направлены на обличение бюрократов-чиновников, на разоблачение небокоптителей и мертвых душ. В произведениях писателя и полотнах художника те же сатирические, иногда доведенные до гротеска образы, та же прямолинейность и подчеркнутая односторонность в их обрисовке, та же прозрачность и простота сюжета, тот же повышенный интерес к бытовой обстановке, к потрясающей тине мелочей, опутавших жизнь. Создается впечатление, будто писатель и художник смотрели на жизнь одними глазами. Современники утверждали, что Федотов обладал редким даром слова. Писатель и литературный критик А.В.Дружинин вспоминал: "Когда я бывал с ним, мне казалось, что у меня во лбу лишних два глаза и что лишняя голова сидит у меня на плечах. Рассказы этого человека, видевшего на своем веку только Петербург и Москву, были живее, интереснее, неистощимее, чем рассказы многих людей, объехавших полсвета".*3
|
|
|
|
Но, отмечая общность гоголевских и федотовских
типов, нельзя забывать о специфике литературы и живописи. Аристократ из картины "Завтрак аристократа" или чиновник из картины "Свежий кавалер"
– это не переложение на язык живописи гоголевских небокоптителей. Герои Федотова – не ноздревы, не хлестаковы, не чичиковы. Но они – тоже мертвые души.
Пожалуй, трудно себе представить так ярко и зримо типичного николаевского чиновника без картины Федотова "Свежий кавалер". Чванливый чиновник,
хвастаясь перед кухаркой полученным крестиком, хочет показать ей свое превосходство. Горделиво напыщенная поза барина нелепа, как и он сам. Его кичливость выглядит
смешно и жалко, а кухарка с нескрываемой издевкой показывает ему стоптанные сапоги. Глядя на картину, мы понимаем, что "свежий кавалер" Федотова, как
и гоголевский Хлестаков, мелкий чиновник, которому хочется "сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему назначена".
Автор картины как бы случайно заглянул в комнату, где все брошено без малейшего внимания к простой порядочности и элементарной благопристойности. Во всем видны
следы вчерашней попойки: в обрюзгшем лице чиновника, в разбросанных пустых бутылках, в гитаре с оборванными струнами, небрежно брошенной на стул одежде,
болтающихся подтяжках... Нагромождение предметов в «Свежем кавалере», их необычайно тесное расположение (отмеченное как отрицательное качество еще Брюлловым)
обусловлено тем, что каждый предмет должен был дополнить рассказ о жизни героя. Отсюда их предельная конкретность – даже книга, валяющаяся на полу, не просто книга,
а весьма низкопробный роман Фаддея Булгарина «Иван Выжигин» (имя автора старательно выписано на первой странице), награда – не просто орден, а орден Станислава.
Желая быть точным, художник одновременно дает емкую характеристику небогатого духовного мира героя. Подавая свои «реплики», эти вещи отнюдь не перебивают друг
друга, а собранные вместе: посуда, остатки пиршества, гитара, потягивающаяся кошка, – выполняют очень важную роль. Художник изображает их с такой предметной
выразительностью, что они прекрасны сами по себе, вне зависимости от того, что именно они должны рассказать о беспорядочной жизни «свежего кавалера».
Что касается "программы" произведения, то автор ее излагал так: "Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел:
чем свет нацепил на халат свою обновку и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные и продырявленные сапоги,
которые она несла чистить".
После знакомства с картиной трудно вообразить себе более достойного собрата Хлестакова. И там и здесь полная моральная пустота, с одной стороны, и чванливая
претенциозность – с другой. У Гоголя она выражена в художественном слове, а у Федотова изображена языком живописи. |
Источник иллюстрации: Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966, с. 32–33. |
_________________ |
Картина П. А. Федотова «Свежий кавалер» показывает утро после пирушки.
Вчера чиновник получил орден. Новый кавалер не вытерпел. Чуть свет он нацепил на халат свою обнову и горделиво показывает кухарке, как он теперь значителен, но она
насмешливо показывает ему его единственные, стоптанные и продырявленные башмаки.
На полу остатки вчерашнего пира. В комнате тесно, грязно.
В «Свежем кавалере» Федотов рисовал удачу ничтожного человека. Тогда были в ходу рассказы о том, как бедный человек, выигравший в лотерею сто рублей, сошел с ума от
счастья. Это все родня бедняка Поприщина.
Старый халат, в который так гордо драпируется чиновник, получивший орден, напоминает нам о мантии, сшитой Поприщиным из вицмундира. Этой мантией Поприщин хотел
поразить свою кухарку Мавру. Поприщин — горький бедняк, к нему презрительно относятся генеральские лакеи, но он считает себя чиновником, членом государственного
аппарата и, увидев в Александрийском театре водевиль с забавными стишками, высмеивающими коллежского регистратора, удивляется, как это пропущено цензурой. Поприщин
— дворянин. Он надеется дослужиться до полковника, получить орден, «завести себе репутацию».
Но ни у титулярного советника Поприщина, ни у коллежского регистратора, станционного смотрителя Самсона Вырина, описанного
Пушкиным, будущности нет никакой; чин Вырина едва защищает смотрителя от побоев; он сущий мученик четырнадцатого класса; должность его — сущая каторга. Радость и
надежда — дочь, которую похищает проезжий офицер.
Ни на что не надеется Акакий Акакиевич. Департаментские сторожа обращают на него внимание не больше, чем на пролетающую муху;
единственная надежда Башмачкина — сшить шинель, не мерзнуть на улице и стать похожим на других чиновников.
Гоголь жалеет и Поприщина и Акакия Акакиевича. Он не скрывает, что это люди невежественные, малоспособные, но говорит о них главным образом то, что может возбудить
к ним сострадание.
Федотов хочет возбудить к своему свежему кавалеру и жалость и чувство злобы. Бедняк обманут; он хвастается перед кухаркой своим мнимым отличием и думает, что теперь
выделен среди других, а между тем у него порванные башмаки.
Поприщин ушел из горькой нужды в сумасшествие, вообразив, что он король испанский.
Кавалер на картине Федотова имеет настоящий орден, радуется тому, что существует на самом деле, но он обманут, потому что остался бедняком, которым все будут
продолжать помыкать.
Картина Федотова вызвана не только жалостью, но и негодованием на человека, который дает себя так мелко обмануть.
Вот почему герой картины не стар и не безобразен. Он человек, от которого еще можно требовать истинного достоинства. Это иное искусство,
не похожее на мастерство Хогарта[1].
Работая над картиной, Федотов делал чиновника в разных поворотах; в набросках это голова статуи; может быть, это голова Фавна. Кавалер в халате, несмотря на
выставленную вперед нижнюю губу, почти красив: папильотки на его волосах свивают пряди волос в скульптурную форму.
Человек стоит среди мусора, гордится пустяками, но это — человек, хотя он не знает труда страстного и энергичного. Это человек красивый и способный к развитию; не он
сам, а действия его смешны.
Картину «Утро чиновника, получившего накануне орден» («Свежий кавалер», или «Последствия пирушки») Федотов писал девять месяцев.
1. Уильям Хогарт (1697–1764) – английский живописец, рисовальщик и гравёр, основатель и крупный представитель национальной
школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. (вернуться)
Источник: Шкловский В. Б. Повесть о художнике Федотове. – М.: Художественная литература. 1973.
|
|
Примечания:
*1. Павел Андреевич Федотов (1815, Москва –1852, Санкт-Петербург) – русский живописец и график.
*2. Архангельская А.И. П.А.Федотов. – М., 1952,с.33
*3. Дружинин А.В. Воспоминания о русском художнике Павле Андреевиче Федотове. – М.,1918,с.23
|
(вернуться в начало страницы)
|