Садовая улица в Царском Селе. Литография В.П. Лангера. 1820
Вид Невского проспекта у Гостиного двора. Литография К.П. Беггрова по рисунку Е. Исакова. 1823 г.
Арка Главного штаба. В.С. Садовников. 1830-е гг.
У окна в летнюю ночь. Толстой Ф.П.
1822 г.
Музыкальный вечер у Львова (квартет М.Ю.Виельгорского).
Литография П.Рорбаха.
1840-е гг.
Финальная сцена оперы «Фенелла» Обера в постановке Александринского театра
14 января 1834 г.
Литогр. с рис. Ив. П. Брюлло. Источник: ЛН, Т. 58 / Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 277.
Дворцовая набережная.
Литография К. П. Беггрова по рис. К. Ф. Сабата. 1820-е гг. (стр. 116).
Площадь Островского (быв. Александринская), 6.[42]
Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (быв. Александринский театр). Возвратившись с Потемкинской улицы на Литейный проспект и дойдя до улицы Петра Лаврова[43], сесть на трамвай и доехать до Невского проспекта (угол Садовой ул.). Отсюда через подземный переход и сквер Островского выйти к театру.
Когда Лермонтов приехал в Петербург, он был не только страстным театралом, но уже и автором трех пьес: «Испанцы», «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») и «Странный человек». Два года, проведенные в юнкерской школе, не способствовали близкому ознакомлению его с жизнью театрального Петербурга. Став офицером, с декабря 1834 года Лермонтов постоянно посещал театры, в частности Александринский, который предназначался для императорской драматической труппы, но первое время в нем шли и гастрольные спектакли, как драматические, так и оперные.
Спектакли в этом театре посещала самая разнообразная публика – и привилегированная и демократическая (мелкие чиновники, студенты, лавочники и ремесленники). Эту пестроту и расслоение театральной толпы Лермонтов показал в третьей главе романа «Княгиня Лиговская», описывая разъезд из Александринского театра.
В том же произведении он упоминает о представлении на сцене театра оперы Обера «Фенелла» («Немая из Портичи»), большой успех которой у публики объяснялся не только ее музыкальными достоинствами, но и содержанием: в опере изображалось восстание итальянских рыбаков против вице-короля. Лермонтов хорошо знал «Фенеллу» и любил эту оперу, неоднократно слушал ее в Александринском театре. В «Княгине Лиговской» упомянуты и актеры, выступавшие в этом спектакле.[44]
На одно из представлений «Фенеллы» приходят герои «Княгини Лиговской» – Печорин и чиновник Красинский. Именно здесь происходит их столкновение, дающее толчок к дальнейшей вражде.
Лермонтов усиленно хлопотал о том, чтобы поставить в Александринском театре свою драму «Маскарад», неоднократно переделывая ее по требованию цензуры. Однако «Маскарад» полностью появился на сцене прославленного театра лишь в 1917 году с Ю.М.Юрьевым в роли Арбенина.
Невский проспект, 30. Дом Энгельгардтов.
От Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина перейти на противоположную сторону Невского проспекта и пешком пройти по нему в сторону Адмиралтейства.[45]
Сейчас в этом здании находится Малый зал Ленинградской филармонии имени М.И. Глинки, а тогда дом был известен «маскарадами у Энгельгардта», нашедшими отражение в драме Лермонтова.
Дом был разрушен во время Великой Отечественной войны фашистской бомбой. Большие восстановительные работы вернули ему прежний облик, и основной массив, построенный некогда Растрелли, сохранился.
Во времена Лермонтова дом принадлежал В.В. Энгельгардту[46], богачу, острослову и игроку, приятелю Пушкина по кружку «Зеленая лампа». Его сын, также Василий Васильевич (1814–1868), учился одновременно с Лермонтовым в Школе юнкеров, а позднее служил вместе с ним.
Энгельгардт-старший поручил архитектору П. Жако перестроить дом в модном тогда стиле классицизма. В верхнем этаже этого трехэтажного здания помещалась гостиница, а под нею залы, которые сдавались для устройства вечеров, концертов, маскарадов.
В доме Энгельгардтов бывали известные писатели, поэты, композиторы, выступали зарубежные музыканты и певцы. Маскарады посещала петербургская знать.
В драме «Маскарад» Арбенин приглашает князя Звездича:
Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно, маскерад
У Энгельгардта...
А баронесса Штраль говорит об этих маскарадах решительно и резко:
Как женщине порядочной решиться
Отправиться туда, где всякий сброд...
С поразительной смелостью поэт выразил в «Маскараде» презрение и ненависть к высшему обществу, сорвав с него маску благопристойности. Аристократический Петербург выступил под пером Лермонтова как сборище интригующих женщин, светских сплетников, картежных игроков, нечистых на руку, бесхарактерных и злых людей.
Невский проспект, 20.
Дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки».[47] Находится недалеко от дома Энгельгардтов. От дома 30 пройти далее по Невскому проспекту, пересечь канал Грибоедова, улицы Софьи Перовской и Желябова[48].
В этом здании редакция журнала А.А.Краевского[49] находилась в 1839 году, позже она переехала в новое, на Невском же проспекте, помещение (не сохранилось).
Здание это было построено в 1834 году по проекту архитектора П. Жако. В центре его – Голландская церковь[50] с фасадом в виде шестиколонного портика, завершенного лепным фронтоном и увенчанного небольшим куполом. С двух сторон к ней вплотную примыкают трехэтажные дома. Все это составляет единый архитектурный ансамбль.
Как уже упоминалось, произведения Лермонтова после его возвращения из первой ссылки на Кавказ печатались главным образом в «Отечественных записках». С Краевским, издателем журнала, у поэта вскоре установились дружеские отношения, и он постоянно бывал у него в редакции и дома.
В первых же книжках этого журнала Лермонтов занял одно из самых видных мест. Краевский, как и Белинский, оценил дарование Лермонтова и привлек его к деятельному участию в журнале, понимая, насколько это упрочит положение «Отечественных записок» и обеспечит успех среди читателей.
Нередко А.А.Краевскому стоило больших трудов проводить через цензуру произведения Лермонтова, в том числе повесть «Фаталист». А когда вышли в свет «Стихотворения М. Лермонтова» (1840), то Краевский заказал Белинскому[51] большую критическую статью об этой книге для февральского номера «Отечественных записок» на 1841 год.
В конце 1840 – начале 1841 года имя Лермонтова, его произведения все чаще и чаще появлялись на страницах журнала. Поэт оставался неизменным и ведущим автором «Отечественных записок» до самой своей смерти.
Наб. р. Мойки, 12 (Музей-квартира А.С.Пушкина).
Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина. От дома 20, не переходя Народный мост, повернуть направо по набережной Мойки.[52]
Этот дом, в 1887 году отмеченный мемориальной доской, принадлежал княгине С. Г. Волконской.[53] В результате реставрационных работ фасад здания принял облик пушкинского времени (в частности, восстановлен балкон над окнами кабинета).
Осенью 1836 года Пушкин поселился здесь с семьей в первом этаже. Отсюда 27 января отправился он на дуэль с Ж. Дантесом,[54] здесь скончался 29 января 1837 года. Возможно, что в толпе тех, кто приходил проститься с великим русским поэтом, был и Лермонтов. Известный географ и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский утверждал, что он, десятилетним мальчиком, видел Лермонтова у гроба Пушкина.
Смерть Пушкина была всенародным горем, а стихотворение Лермонтова явилось первым и наиболее горячим на нее откликом. Оно произвело сильнейшее впечатление, потому что Лермонтов гневно назвал истинных виновников гибели великого русского поэта.
Сразу после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова переписывалось и распространялось. «Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление», – вспоминал впоследствии В.В. Стасов.
Невский просп., 18 (здание быв. кондитерской Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта»).
Кондитерская (Невский просп., 18), открыта предпринимателями
С. Вольфом и Т. Беранже в нач.1800-х гг. на 1-м этаже дома К. Б. Котомина,
в 1820-х гг. первенствовала среди петерб. кондитерских по числу
получаемых журналов и газет. В течение многих лет была своеобразным
литературным клубом.
27 января 1837 года Пушкин на пути к месту дуэли встретился
у Вольфа и Беранже со своим секундантом К. К. Данзасом.
Бывшая кондитерская Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта». Дом находится на углу Невского и набережной Мойки, куда нетрудно пройти, вернувшись обратно от Музея-квартиры А. С. Пушкина.
В трехэтажном здании с колоннами по фасаду первого этажа (не так давно реставрированном с целью придать ему вид, близкий к первоначальному) в 30-х годах прошлого столетия помещалась модная кондитерская, где и составлялись многочисленные списки стихотворения Лермонтова. Журналист и мемуарист В. П. Бурнашев[55] вспоминал потом, как в кондитерской он списал «Смерть поэта» у В. С. Глинки.
Списки лермонтовского стихотворения попали в руки жандармов. Николай I также получил по почте один из них с надписью: «Воззвание к революции».
Было заведено дело о «непозволительных стихах», написанных корнетом лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтовым. Поэта арестовали.
Здание бывшего Главного штаба. Здесь, в одной из комнат верхнего этажа, Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». От дома 18 по Невскому проспекту пешком пройти в сторону Адмиралтейства и выйти на площадь.
Оно построено в 20-х годах прошлого века (архитектор К. И. Росси) для размещения Генерального штаба и Министерства иностранных дел и финансов. Дугообразным изгибом охватывая Дворцовую площадь, это здание составляет вместе с Зимним дворцом один из замечательнейших ансамблей города.
Известно, что к Лермонтову пускали только его камердинера, приносившего обед. Здесь, под арестом, на серой бумаге, в которую завертывали хлеб, поэт при помощи вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений, в том числе «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Сосед». Тогда же он переделал ранее написанное стихотворение «Желание» («Отворите мне темницу»). Появилась строфа:
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Стихотворение получило название «Узник». Лермонтов выразил в нем чувство одиночества, тюремную тоску.
25 февраля 1837 года военный министр Чернышев передал шефу жандармов Бенкендорфу «высочайшее повеление»: корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк[57], стоявший в Грузии. Поэт должен был отправиться в первую ссылку.
Наб. р. Мойки, 78 (дом А.О.Смирновой, послужившей прототипом героини в повести «Штосс»).
Дом А. О. Смирновой, которая послужила прототипом героини в повести «Штосс». От Дворцовой площади пешком пройти на Исаакиевскую площадь и, перейдя Синий мост, повернуть направо по набережной реки Мойки.
Хозяйка дома, Александра Осиповна Смирнова (урожд. Россет)[58], одна из выдающихся женщин петербургского светского общества, находилась в дружеских отношениях с Пушкиным, Жуковским, Гоголем. Частым посетителем салона Смирновой стал с 1838 года и Лермонтов.
В неоконченной повести «Штосс» дан такой портрет Минской-Россет: «Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли».
Герой повести Лугин «бывал часто у Минской; ее красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением».
Сходство с внешним и внутренним обликом А. О. Смирновой в этих отрывках несомненно. Такой она была в годы знакомства с Лермонтовым.
Однажды, не застав Смирнову дома, Лермонтов взял ее альбом и написал стихи:
В простосердечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!
Что делать? – речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано...
Все это было бы смешно.
Когда бы не было так грустно.
Когда Лермонтов в 1840 году уезжал вторично в ссылку, А. О. Смирнова дала ему письмо к своему дяде, декабристу Н. И. Лореру[59], служившему в то время на Кавказе.
Наб. Красного флота[60], 4 (дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом).
Дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом[61]. Возвратившись с набережной реки Мойки на Исаакиевскую площадь, дойти до площади Декабристов[62] и повернуть налево по набережной к этому дому (ныне здесь размещен Центральный государственный исторический архив СССР).
Дом на этом участке существовал еще в XVIII веке. В начале XIX века его приобрел граф И. С. Лаваль.[63] Для него дом был капитально реконструирован в 1805–1810 годах архитектором Тома де Томоном. В 30-х годах в работах по внутренней отделке принимал участие А. П. Брюллов. Особняк сохранился до наших дней и представляет большую художественную ценность как образец гражданского зодчества эпохи классицизма.
Салон графини А. Г. Лаваль был в свое время одним из самых известных в Петербурге. Его посещали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов,
П. А. Вяземский, А. Мицкевич, А. И. Тургенев и другие литераторы. После возвращения из первой ссылки здесь стал бывать Лермонтов.
16 февраля 1840 года на балу в доме Лавалей произошло столкновение Лермонтова с Э. Барантом, сыном французского посла. В светских кругах считалось, что виновницей была М. А. Щербатова.[64]
По свидетельству Е. П. Ростопчиной, «спор о смерти Пушкина был причиной столкновения».
В ответ на слова Баранта, что он вызвал бы Лермонтова на дуэль, если бы находился во Франции, поэт отвечал, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и русские меньше других позволяют оскорблять себя безнаказанно.
Сад трудящихся им. М. Горького[65] (памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана).
До 1806 года на месте сада находились укрепления Адмиралтейской крепости.
Во время пребывания Лермонтова в Петербурге на месте Александровского сада
находился бульвар. В 1822 году на месте Адмиралтейского луга была устроена
Адмиралтейская площадь, включавшая в себя и сегодняшний Адмиралтейский проспект.
Памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана. С набережной Красного Флота (совр. Английской набер.) вернуться на площадь Декабристов (совр. Сенатскую пл.) и пройти в Сад, который тянется вдоль Адмиралтейского проспекта до Дворцовой площади.
Памятник был открыт в 1896 году. Он представляет собой бронзовый бюст на четырехгранном гранитном постаменте. Поэт изображен
в офицерском мундире с эполетами. На правом плече у него ремень шашки, на левом – накинутая шинель.
На передней грани постамента надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову город С.-Петербург. 2-го октября 1814 г. – 15-го июля 1841 года». На правой боковой грани высечено четверостишие из стихотворения Лермонтова «Поэт»:
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Дворцовая набережная, 30.
По переписи 1806 года дом № 30 на Дворцовой набережной принадлежал
Ирине Ивановне Воронцовой-Дашковой, вдове Иллариона Ивановича,
двоюродного брата Екатерины Романовны Воронцовой-Дашковой.
К этому времени здание было трёхэтажным, с балконом в центре и треугольным фронтоном.
С середины XIX века дом № 30 стал запасным домом Зимнего дворца.
В 1877-1878 гг. архитектор Н. Ф. Беккер перестроил для него здание, добавив четвёртый этаж.
На третьем этаже установили два балкона. В это же время были надстроены дворовые флигели.
Дом А. К. Воронцовой-Дашковой[66], где 9 февраля 1841 года приехавший с Кавказа в отпуск опальный поэт был на балу, и «это нашли неприличным и дерзким». От Сада имени М. Горького (сейчас Арександровского) до Дворцовой набережной и этого дома путь недолгий. Дом расположен за зданиями, занимаемыми Государственным Эрмитажем.
Хозяйка дома, графиня Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, была одной из самых красивых и заметных молодых женщин светского Петербурга тех лет. К ее портрету, литографированному Греведоном в Париже, Лермонтов написал стихотворение. Он создал индивидуальный образ светской красавицы, подчеркнув при этом все типическое для женщин данного круга:
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах – как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней все,
То все в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.
В 1840 г. графиня Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова
получила из Парижа свой портрет, литографированный Греведоном.
Лермонтов, с симпатией относившийся к Воронцовой-Дашковой,
тогда же (до отъезда на Кавказ) создал ее стихотворный портрет.
На балу у Воронцовых-Дашковых среди других гостей присутствовал и великий князь Михаил Павлович, брат Николая I. Он был крайне удивлен и недоволен появлением ссыльного поэта. Но А. К. Воронцова-Дашкова заступилась за Лермонтова, сказав, как вспоминал В. А. Соллогуб[67], что сама зазвала поэта и тот не знал ничего о бале, и, наконец, апеллировала к правам хозяйки, стоящей на страже неприкосновенности гостей своих.
С большим трудом А. К. Воронцовой-Дашковой и некоторым друзьям Лермонтова удалось смягчить гнев дежурного генерала Главного штаба И. А. Клейнмихеля, грозившего немедленной высылкой поэта из Петербурга.
Лермонтов надеялся выйти в отставку и заняться исключительно литературой, однако 14 апреля 1841 года он вынужден был навсегда покинуть Петербург.
Тут, на Дворцовой набережной, невольно вспоминается одна из последних поэм Лермонтова – «Сказка для детей», в которой он нарисовал замечательный облик Петербурга с такими присущими ему неповторимыми особенностями, как белые ночи, корабли на Неве и дворцы на набережных, хранящие память о значительных событиях прошлого:
Задумчиво столбы дворцов немых
По берегам теснилися, как тени,
И в пене вод гранитных крылец их
Купалися широкие ступени;
Минувших лет событий роковых
Волна следы смывала роковые...
Высоко оценил эту поэму Белинский, назвав ее самым зрелым и лучшим из творений Лермонтова.
Набережная Макарова, 4.
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, где находится наиболее полное собрание лермонтовских материалов. От Дворцовой площади идти через Дворцовый мост, мимо Центрального военно-морского музея, за которым расположено это трехэтажное, увенчанное башней здание с колоннами на втором этаже; оно построено в 1829–1832 годах (архитектор И. Ф. Лукини) как Таможня.
В рукописном отделе института сосредоточено значительное количество автографов произведений Лермонтова, в том числе созданных в Петербурге.
Лермонтовский зал Литературного музея Пушкинского Дома посвящен жизни и творчеству поэта. Здесь экспонированы его прижизненные портреты, а также портреты друзей и знакомых (Н. Ф. Ивановой, А. О. Смирновой, В. Ф. Одоевского, В. А. Жуковского, И. С. Тургенева, С. Н. Карамзиной, А. А. Краевского, Е. П. Ростопчиной и др.); первые журнальные публикации произведений Лермонтова, издания его сочинений, иллюстрации (в оригиналах) известных художников (Б. М. Кустодиева к «Песне про... купца Калашникова», В. А. Серова и М. А. Врубеля к «Демону», М. А. Зичи к «Герою нашего времени» и др.). Здесь же можно видеть и личные вещи поэта (карандаш, вынутый из кармана его сюртука после дуэли, эполеты, кинжал, шашку, бумажник и др.).
Большой интерес представляют картины (масло, акварель) и карандашные рисунки Лермонтова, который был талантливым художником.
Литературный музей Пушкинского Дома обладает наиболее значительной в Советском Союзе коллекцией его картин и рисунков.
Здесь можно видеть картины, созданные в 1837–1838 годах. Это – «Воспоминание о Кавказе», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты», «Кавказский вид с верблюдами», «Черкес», а также более ранние – портрет легендарного предка герцога Лермы (масло) и рисунки «Отряд древних воинов» (акварель), «В. А. Лопухина» (акварель) и др.
Почти все прижизненные портреты Лермонтова (за немногими исключениями) хранятся также в Литературном музее Пушкинского Дома и экспонированы в Лермонтовском зале.
Среди них портрет поэта в детском возрасте, написанный неизвестным художником (масло). Лермонтов стоит, облокотившись на стол, он в красной курточке, шитой золотом.
В лейб-гвардии Гусарского полка вицмундире и накинутой на плечо шинели с меховым воротником изображен поэт художником Ф. О. Будкиным.
Здесь же находится и портрет, написанный в 1840-х годах П. Е. Заболотским: Лермонтов в темном глухом сюртуке с красными обшлагами. Все эти портреты написаны маслом. Но есть и акварельный портрет Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка, выполненный А. И. Клюндером в 1839 году; другой портрет его же работы хранится в фондах музея (1838).
Наиболее интересным является карандашный профильный портрет, сделанный с натуры однополчанином Лермонтова Д. П. Паленом после сражения при Валерике в июле 1840 года. Поэт в фуражке, с небольшими баками, с расстегнутым воротником, без эполет. Это единственный профильный портрет Лермонтова.
Внимание посетителей, несомненно, остановит и портрет работы К. А. Горбунова (1841) – последний прижизненный портрет. Это – акварель, на которой Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка с красными отворотами и отогнутым воротником, без эполет, в черном шейном платке, с шашкой через правое плечо.
На смертном одре изобразил поэта Р. К. Шведе (масло) на другой день после кончины.
Таким образом, Литературный музей Пушкинского Дома обладает чрезвычайно ценным, уникальным собранием лермонтовских материалов.
Основой этого собрания, как уже отмечалось (см. начало описания маршрута по Ленинграду), стали музейные экспонаты, перевезенные из упраздненного после революции Николаевского кавалерийского училища. В тревожные осенние дни 1917 года лермонтовский фонд отправили из Петрограда в Москву и Саратов.
После возвращения в 1921 году рукописи, книги, картины, рисунки, памятные вещи были распределены по соответствующим отделам Пушкинского Дома.
Лермонтовский зал открылся в 1922 году, экспозиция его постепенно пополнялась поступлениями из частных коллекций. В 1927 году ее переместили в новое помещение Пушкинского Дома, на набережной Макарова.
Когда готовилась выставка к столетию со дня смерти поэта, многие материалы были вывезены в город Пушкин для экспозиции в Екатерининском дворце. Но началась война, часть экспонатов – реликвии, которые не удалось вывезти, – осталась на оккупированной врагом территории и погибла, пропала. В послевоенные годы лермонтовский фонд Пушкинского Дома значительно пополнился за счет поступлений из Москвы, закупок и даров.
* Иллюстрации, если не указано особо, взяты из книги: По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – 328 с. – (Сто путей – сто дорог). Рядом с иллюстрацией указана страница, на которой она находится в книге. (вернуться)
1. Источник: По лермонтовским местам: Ленинград и его пригороды / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – С. 110 – 145. (вернуться)
42. Площадь Остро́вского – площадь в Центральном районе Санкт-Петербурга. Здесь сходятся Невский проспект, улица Зодчего Росси, Малая Садовая улица, переулок Крылова.
Площадь представляет собой архитектурный ансамбль, возникший по проекту архитектора К.И.Росси (1775–1849) в XIX веке. На площади находятся памятники истории и культуры федерального значения: Александринский театр, Российская национальная библиотека, Аничков дворец, памятник Екатерине ΙΙ, здания Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по улице Зодчего Росси, здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества.
На плане 1829 года площадь обозначена как Аничковская площадь. Название площади было связано с тем, что она располагалась на территории, принадлежащей в то время Аничковому дворцу. 13 августа 1832 года присвоено название Александринская площадь, связанное с тем, что на площади находится Александринский театр. В 1851–1858 годах параллельно существовало наименование Театральная площадь. На плане 1899 года обозначено как площадь Александринского Театра.
6 октября 1923 года площадь переименована в площадь Писателя Островского в честь русского драматурга А.Н.Островского (1823–1886). Хотя он не жил в Санкт-Петербурге, но был тесно связан с культурной жизнью города. С 1859 года почти все пьесы Островский печатал в «Современнике» и «Отечественных записках», а на сцене Александринского театра ставились многие пьесы драматурга. Название просуществовало до 1929 года. Параллельно в 1925 году появляется название площадь Островского.
В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. 31 августа (12 сентября) 1832 года на Александринской площади, на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного здания Александринского театра по проекту Карла Росси.
Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 – второго, 27 – третьего и 16 – четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек. (вернуться)
43. Петра Лаврова ул. – сейчас Фуршта́тская улица (с 1991 и c 1806 по 1923; по фурштату (то есть обозу) лейб-гвардейского Преображенского полка, который размещался в доме 21) – улица в центре Санкт-Петербурга, проходящая от Литейного проспекта до Потёмкинской улицы. Нумерация домов ведётся от Литейного проспекта.
С 1923 по 1991 год – улица Петра Лаврова (в память о Петре Ла́вровиче Лавро́ве, русском социологе, философе, публицисте и революционере). До 1806 г. – 3-я Артиллерийская улица. (вернуться)
44. Ѓолланд Константин (1804 –1868), оперный певец (тенор), артист немецкой оперной труппы в Петербурге. По словам Г. Берлиоза, «даровитый актер, с редким мастерством фразирующий». В опере Ф. Обера «Фенелла», упоминаемой в «Княгине Лиговской», исполнял роль рыбака Фиорелло, брата немой из Портичи. Именем Фиорелло в русской переделке оперы заменено имя Мазаньелло, действительного вождя народного восстания в Неаполе (1647 год). Опера Обера «Немая из Портичи» шла в Петербурге в Александринском театре под названием «Фенелла» с января 1834 года (в исполнении немецкой труппы).
Партию Фенеллы исполняла Екатерина Телешова, а чуть позже её сменила начинающая танцовщица, недавняя выпускница Петербургской театральной школы, дебютировавшая в этой партии в 1834 году Марья Дмитриевна Новицкая (1816 (1815) – 1868; русская балерина и драматическая актриса, будущая жена выдающегося русского артиста Н.О. Дюра). В Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве хранится литография первой половины 19 века с рисунком Ив.П.Брюлло, где изображены Новицкая и её партнер К. Голланд в финальной сцене оперы спектакля 14 января 1834.
Об этих актёрах упоминает М. Ю. Лермонтов в главе III своей незаконченной повести «Княгиня Лиговская». (вернуться)
45. Адмиралтейство – здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Заложено в 1704 г. как корабельная верфь Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения. Перестраивалось архитекторами И. К. Коробовым ( в 1727–1738) и А. Д. Захаровым (с 1806, закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции города. В здании с 19 в. размещались центральные учреждения Морского министерства. (вернуться)
46. Энгельга́рдт Василий Васильевич (1785–1837), полковник в отставке; пользовался репутацией богача, острослова и игрока. В молодости был членом литературно-политич. кружка «Зеленая лампа». В 1829 г. получил привилегию от правительства на проведение в своем доме на Невском проспекте (ныне – № 30) публичных концертов и костюмированных балов. «Маскерады у Энгельгардта», где бывали и члены царской фамилии, пользовались шумным успехом, что нашло отражение в драме Лермонтова «Маскарад». В «Деле о непозволительных стихах» (т. е. о стих. «Смерть поэта») в «Описи перенумерованным бумагам корнета Лермонтова» под № 8 значится «Письмо Энгельгардта, с посылкою билета в Благородное собрание и с приглашением к себе» (VI, 474, 775–76). (вернуться)
47. Журнал "Отечественные записки" – русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818–1884 годах (с перерывами). Основан историком и писателем П.П.Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н.А.Полевой. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А.А.Краевскому.
Лермонтов был одним из первых авторов, привлеченных Краевским в «Отечественные записки», и оставался их неизменным и ведущим участником до дня смерти. За два с половиной года поэт напечатал здесь около 30 стихотворений, в их числе: «Дума», «Ветка Палестины», «Поэт», «Три пальмы», «Дары Терека», «Журналист, читатель и писатель» и др. В «Отечественных записках» впервые появились «Бэла», «Фаталист», «Тамань», вошедшие затем в состав «Героя нашего времени». См подробнее о публикациях Лермонтова в журнале: Лермонтовская энциклопедия на feb-web.ru. (вернуться)
48. Софьи Перовской ул. – совр. название Малая Конюшенная улица – пешеходная улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит от Шведского переулка до Невского проспекта. Между домами 2 и 6 к улице подходит Чебоксарский переулок. Своё имя улица, как и Большая Конюшенная, получила по Конюшенному двору – зданию императорских конюшен на Конюшенной площади.
Название появилось в 1776 году. С октября 1918 по 4 октября 1991 года улица носила имя Софьи Перовской. Софья Львовна Перовская (1853 – 3 (15) апреля, 1881) – русская революционерка, террористка, одна из руководителей «Народной воли». Казнена за убийство императора Александра II.
Желябова ул. – совр. название Большая Конюшенная улица – улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит между Невским проспектом и Конюшенной площадью.
Нынешнее название появилось 20 августа 1739 года.
С октября 1918 года 4 октябрь 1991 года носила название в честь революционера-народника и террориста Андрея Ивановича Желябова (1851–1881), члена Исполнительного комитета «Народной воли», одного из организаторов убийства императора Александра II. (вернуться)
49. Андрей Александрович Крае́вский (1810 – 1889) – издатель, редактор, журналист, педагог; редактор-издатель журнала «Отечественные записки». Лермонтов был одним из первых авторов, привлеченных Краевским в этот журнал. См. о журнале выше. (вернуться)
50. Дом голландской реформатской церкви – бывший храм голландской реформатской церкви, построенный в 1834–1839 годах по проекту архитектора П.П.Жако в стиле русский классицизм. Расположен в Санкт-Петербурге по трём адресам: Невский проспект, 20, Набережная реки Мойки, 44 и Большая Конюшенная улица, 31. Староста и пастор голландской общины жили в купленном для них в 1778 году каменном доме при пересечении Невского проспекта и Большой Конюшенной улицы.
В этом же доме в 1839 году разместилась редакция возобновленных А.А.Краевским "Отечественных записок" – журнала, в 1820–1830 годах издаваемого П.П.Свиньиным и располагавшегося ранее по адресу Невский, 15. В начале 1840-х годов Краевский перевел редакцию с Невского проспекта в собственный дом на Литейном, однако контора его осталась в доме Голландской церкви, и еще долгие годы подписка на журнал принималась здесь, в книжном магазине Ратькова. (вернуться)
51. Виссарио́н Григорьевич Бели́нский (1811 – 1848) – русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист. (вернуться)
52. Река Мойка – река в центральной части Санкт-Петербурга. Берёт начало из реки Фонтанки. Длина реки – 4,67 км, ширина до 40 м, наибольшая глубина до 3,2 м. В начале XVIII века вытекала из болота, находившегося вблизи Марсова поля. В 1711 году соединена с Фонтанкой.
До основания города река носила ижорское название Муя («грязная»), в 1719–1797 годах официальное название Мья. Современное название появилось в 1726 году как вариант труднопроизносимого «Мья». (вернуться)
53. Княгиня Софья Григорьевна Волконская (1785 – 1868) – статс-дама, сестра декабриста С. Г. Волконского и малороссийского наместника Н. Г. Волконского. Знакомая А. С. Пушкина, который снимал квартиру в принадлежавшем ей доме на набережной Мойки. (вернуться)
54. Жорж Шарль Данте́с, после усыновления носил фамилию Ге́ккерн (1812 – 1895) – офицер-кавалергард. В 1830-е годы жил в России. Впоследствии занимался политикой, был сенатором Франции.
27 января (8 февраля) под Петербургом состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот Дантесом. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. (вернуться)
55. Бурнашев Владимир Петрович (1812 или 1809–1888) – литератор, автор статей по сельскому хозяйству, мемуарист. В 30–40-х гг. печатался в «Северной пчеле», «ОЗ» и др. Оставил воспоминания о Лермонтове (1872), основанные на рассказах его сослуживцев по л.-гв. Гусарскому полку Н. Д. Юрьева и А. И. Синицына.
К воспоминаниям Бурнашева установилось двойственное отношение; если П. А. Висковатый пользовался ими без оговорок, то Д. И. Абрамович указал на их сомнительность, а П. А. Ефремов совсем исключил их из материалов к биографии Лермонтова. Однако И. Л. Андроников, обстоятельно исследовав воспоминания, записанные Бурнашевым и сопоставив их с другими данными, пришел к заключению, что основные изложенные в них факты вполне достоверны. (вернуться)
56. Здание Главного штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Ныне в нём находится командование Западного военного округа.
В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.
Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество. До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание. В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом. (вернуться)
57. Нижегородский драгунский полк – в 1783 г. полк был командирован на Кубань и c 1787 г. принял участие в военных действиях против турок, находясь 22 июля 1791 г. при штурме Анапы. С этого времени началась для полка легендарная по своим боевым подвигам служба на Кавказе.
С 1830 г., в течение пятнадцати лет, полк находился в Кахетии и охранял Лезгинскую линию, принимая неоднократно участие в экспедициях против горцев. (вернуться)
58. Александра Осиповна Смирнова (1809 – 1882); урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет – фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Дружила с дочерью Карамзина Софьей Николаевной и посещала салон её мачехи Е. А. Карамзиной – центр петербургской культурной жизни в 20-40-х годах XIX века. С М. Ю. Лермонтовым Александра Осиповна познакомилась в салоне Карамзиных. (вернуться)
59. Лоре́р Николай Иванович (1795–1873) – мемуарист; член Южного общества декабристов, близкий к П. И. Пестелю, знакомый Лермонтова. С 1837 г., после сибирской каторги и ссылки, рядовой Тенгинского пехотного полка на Кавказе, где принимал участие в военных действиях и за отличие в боях (1840) был произведен в прапорщики. Лермонтов познакомился с Лорером в конце 1840 в Фанагории, близ Тамани.
В воспоминаниях Лорер рассказывает о последних месяцах жизни Лермонтова в Пятигорске летом 1841, об окружении поэта, о встречах с ним. (вернуться)
60. Набережная Красного Флота – сейчас Английская набережная (с 1738 года – Береговая Нижняя набережная улица; во 2-й половине XVIII века – Исаакиевская, Галерная; с 1800-х годов – Английская на́бережная; c 1918 по 1994 год – набережная Красного Флота) – набережная в Санкт-Петербурге, протянувшаяся на 1260 метров (1/4 часть всей длины гранитной набережной невского левобережья), по левому берегу Большой Невы между Сенатской площадью и Ново-Адмиралтейским каналом.
(вернуться)
61. Бара́нт (Barante) Эрнест (1818–59) – атташе франц. посольства, сын французского посла А. Г. П. Баранта. По определению В. Г. Белинского, основанного на рассказах Лермонтова, «салонный Хлестаков». 16 февраля 1840 г. Барант поссорился с Лермонтовым на балу у А. Лаваль; дело закончилось дуэлью 18 февраля 1840 г. Сам Лермонтов назвал причиной ссоры разногласия с Барантом по вопросу о национальной чести русских; молва называла другие мотивы. Узнав о показаниях Лермонтова (на закрытом военном суде) об умышленном выстреле его в сторону, Барант опровергал их в свете, требуя новой дуэли. Между тем ему было
предложено покинуть Петербург.
Перед отъездом 22 марта на Арсенальной гауптвахте состоялось объяснение между противниками. Барант был удовлетворен и от повторения дуэли отказался.
„... 16-го февраля на бале у графини Лаваль господин Барант стал требовать у меня объяснения насчет будто мною сказанного, я отвечал, что все ему переданное несправедливо, но так как он был этим недоволен, то я прибавил, что дальнейшего объяснения давать ему не намерен. На колкий его ответ я возразил такою же колкостию, на что он сказал, что если б находился в своем отечестве, то знал бы как кончить это дело; тогда я отвечал, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и что мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно. Он меня вызвал, мы условились и расстались. 18-го числа в воскресенье в 12 часов утра съехались мы за Черною речкой на Парголовской дороге [...]“.
М. Ю. Лермонтов – командиру л.-гв. гусарского полка Н. Ф. Плаутину. Объяснение обстоятельств дуэли с Барантом (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 401–402). См. подробнее на feb-web.ru: Герштейн Э. Дуэль Лермонтова с Барантом. (вернуться)
62. Декабристов площадь – сейчас Сена́тская площадь (в 1923–2008 – площадь Декабристов) – одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена у западной оконечности Александровского сада.
14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились восставшие полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I. Всего на площади было около трёх тысяч восставших, которые были окружены уже принявшими присягу войсками. Восстание было подавлено.
Сенатская площадь была названа так в 1763 году после размещения на ней правительственного учреждения Сената. Для нужд государства был приспособлен бывший особняк вице-канцлера Бестужева-Рюмина. В настоящее время – резиденция Конституционного Суда Российской Федерации. (вернуться)
63. Лава́ль Иван Степанович (1761–1846) – граф, камергер, чиновник Коллегии иностранных дел, и Александра Григорьевна (урожд. Козицкая) (1772–1850), его жена. У И. С. и А. Г. Лавалей имелось замечательное собрание скульптуры и живописи. Их дом на Английской набережной был одним из тех петербургских салонов, которые посещали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, а начиная с зимы 1838–39 гг. – Лермонтов. На балу у Лавалей 16 февраля 1840 г. произошла ссора поэта с Э. Барантом.
Из автобиографической заметки Лермонтова (VI, 388, 682) видно, что он собирался быть на именинах у Александры Григорьевны Лаваль 21 апреля 1840 г.
Стараниями графини А. Г. Лаваль в их доме появились уникальные коллекции живописи, античной скульптуры, собранные ею в поездках по Европе, особенно — в Италии. Многие шедевры мировой культуры нашли свое место в Эрмитаже. Графиня Лаваль была известной благотворительницей, в 1838 году она устроила третий приют в Санкт-Петербурге на Петербургской стороне. Он, по повелению императрицы Александры Федоровны (супруги Николая Первого), был назван Лавальским и назначен в заведование почетного члена графини С. И. Борх, ур. Лаваль.
10 марта 1816 г. Н. М. Карамзин читал здесь неопубликованные главы "Истории государства Российского". С 1817 г. здесь бывал и Александр Сергеевич Пушкин. В 1832 г. П. А. Вяземский читал гостям дома неопубликованную 8-ю главу "Евгения Онегина". (вернуться)
64. Щерба́това Мария Алексеевна (урожд. Штерич) (ок. 1820–79) – княгиня; в первом браке за князем М. А. Щербатовым, во втором – за И. С. Лутковским.
Лермонтов был увлечен ею в 1839–40 гг. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым.
Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у нее «Демона» она сказала поэту: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака» (Столыпин Д. А. и Васильев А. В., в кн.: Воспоминания).
По свидетельству А. И. Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьезное чувство («Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова»).
Лермонтов бывал у Щербатовой в Петербурге в доме на Фонтанке (ныне № 101) и на даче в Павловске, встречался с ней у общих петерб. знакомых, а в мае 1840 г. – в Москве. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Поэт посвятил Щербатовой стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») и «М. А. Щербатовой». Последнее отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой («ОЗ», 1842, № 1). (вернуться)
65. Сад Трудящихся им. М. Горького – Алекса́ндровский сад (с 1920 – сад Трудящихся, с 1936 – сад Трудящихся им. М. Горького, с 1989 – Адмиралтейский сад, с 1997 – Александровский сад) – сад в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Расположен в самом центре города, окружая Адмиралтейство с юга и запада.
Сад открыт в 1874 году. Назван в честь императора Александра ΙΙ. Сад выходит на две площади Санкт-Петербурга – Дворцовую и Сенатскую – и занимает площадь в 9 га.
В 1880 году на заседании Городской думы Санкт-Петербурга было предложено украсить Александровский сад бюстами знаменитых деятелей в области науки и словесности. Был представлен список их 14 лиц: Кирилл и Мефодий, Нестор Летописец, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов. Список несколько раз менялся и дополнялся.
В саду были выстроены различные строения – павильоны, веранды, теплицы и другие постройки. На протяжении всей дореволюционной истории в саду купцы занимались торговлей. Были установлены киоски для торговли молоком, прохладительными напитками (кроме спиртных), вафлями и пряниками. Торговлю разрешалось производить с мая по октябрь, а на зиму киоски увозились из сада. В 1885 году архитектором Н. Л. Бенуа в саду была построена деревянная оранжерея и жильё для садовника с водомером. Гуляющих с лета 1899 года радовал военный оркестр. Для освещения Александровского сада были использованы классические фонари-торшеры. (вернуться)
66. Воронцова-Дашкова Александра Кирилловна, урожденная Нарышкина (1818–1856) – жена одного из самых богатых людей России того времени Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова. Литературный портрет Воронцовой-Дашковой дал И. С. Тургенев в образе княгини Р. в романе «Отцы и дети» (1862). Некоторые ее черты воссозданы Н. А. Некрасовым в стихотворении «Княгиня» (1856), где упомянуто стихотворение Лермонтова. Дом на Дворцовой наб., 30 неоднократно менял хозяев, пока в XIX в. он не перешел к графам Воронцовым, которые владели им более полувека. Гр. И. И. Воронцова его перестроила и возвела каменные флигели во дворе.
Двухэтажный флигель по Миллионной ул. (№ 31) она сдавала дворцовой роте Преображенского полка. В 1860 г. дом купила казна, и он стал "Запасным домом" дворцового ведомства. В 1870-х гг. дом опять перешел в частные руки – его владельцем становится Г. Ф. Менгден.
В 1930-х гг дом был заселён сотрудниками Академии наук, преподавателями ВУЗов и сотрудниками Эрмитажа. Сегодня дом является запасным домом Государственного Эрмитажа.
Этот дом в Санкт-Петербурге был одним из наиболее блестящих, самым модным и привлекательным. Балы, задаваемые здесь, уступали только придворным балам. Как писал граф В.А. Соллогуб:
"Каждую зиму Воронцовы давали бал, который двор удостаивал своим посещением. Весь цвет петербургского света приглашался на этот бал, составлявший всегда, так сказать, происшествие светской жизни столицы. В день или, скорее, в вечер торжества дом-дворец Воронцовых-Дашковых представлял великолепное зрелище; на каждой ступени роскошной лестницы стояло по два ливрейных лакея: внизу в белых кафтанах – ливрея Дашковых, на второй половине лестницы в красных кафтанах – ливрея Воронцовых. К десяти часам все съезжались и размещались в ожидании высоких гостей в двух первых залах. Когда приходила весть, что государь и императрица выехали из дворца, мажордом Воронцовых – итальянец, кажется, звали его Риччи (его знал весь Петербург),– в черном бархатном фраке, коротких бархатных панталонах, чулках и башмаках, со шпагой на боку и треуголкой под локтем, проворно спускался с лестницы и становился в сопровождении двух дворецких у подъезда; граф Воронцов помещался на верхней ступени лестницы, графиня ожидала на верхней площадке. Императрица, опираясь на локоть графа Воронцова, поднималась на лестницу. Государь следовал за нею; императрица со свойственной ей благосклонностью обращалась к присутствующим и открывала бал, шествуя полонез с хозяином. Мажордом Риччи ни на секунду не покидал императрицы, всегда стоя на несколько шагов позади ее, а во время танцев держась в дверях танцевальной залы. Ужин императрицы сервировался на отдельном небольшом столе на посуде из чистого золота; императрица ужинала одна; государь, по обыкновению, прохаживался между столами и садился где ему было угодно". (вернуться)
67. Соллогу́б Владимир Александрович (1813–82) – граф, русский писатель. Выступал в печати одновременно с Лермонтовым в одних и тех же журналах («Современник», 1837; «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“», 1838); в 1839–41, как и Лермонтов, постоянный участник «ОЗ». Сближение Соллогуба и Лермонтова произошло в салоне Карамзиных, по-видимому, в начале 1839; на протяжении этого года их отношения становятся «приятельскими»; они постоянно встречаются у В. Ф. Одоевского, Виельгорских, Е. М. Хитрово. Соллогуб сообщает стихи Лермонтова императрице Александре Федоровне; Лермонтов исправляет и переводит на французский язык стихотворение Соллогуба, посвящённое Хитрово; вероятно, в середине 1839 Лермонтов совместно с Сологубом сочиняет стихотворение «О, как прохладно и весело нам».
После смерти поэта Соллогуб продолжал собирать его стихи; в архиве Соллогуба находились автограф стихотворения «Ребенку», списки «Молитвы» (1837) и стихотворение «А. О. Смирновой», немецкий перевод «Даров Терека», посланный ему К. Р. Липпертом 8 марта 1841, и др. В 1845 в альманахе «Вчера и сегодня» Соллогуб опубликовал 11 произведений Лермонтова, в т. ч. «Штосс» и «Ашик-Кериб». В 60–80-е гг. он охарактеризовал Лермонтова и свои отношения с ним в воспоминаниях, фрагментарных и не во всем точных (см. в кн.: Воспоминания); рассказами Соллогуба о Лермонтове пользовался и П. Висковатый. Соллогуб иногда прибегал к имени Лермонтова в полемических целях, противопоставляя его, например, Н. А. Некрасову (письмо к П. В. Шумахеру). Соллогубу принадлежит либретто оперы «Демон» (муз. Б. А. Фитингоф-Шеля). (вернуться)