|
Пушкинская эпоха
"Нащокинский домик" |
В мае 1836 г. А. С. Пушкин писал жене: "Домик Нащокина доведен
до совершенства – недостает только живых человечков".1 |
"Нащокинский домик" вместе с мебелью, убранством интерьеров воссоздает
быт и стиль пушкинской эпохи |
|
|
Приезжая в Москву, Пушкин часто останавливался у П.В.Нащокина (последний раз в мае 1836 года), подолгу беседовал с ним – человеком незаурядного ума и большой души. Жена Павла Воиновича Вера Александровна вспоминает: "Я помню частые возгласы поэта: "Как я рад, что я у вас! Я здесь в своей родной семье!"2 |
В начале 1830-х годов Нащокин решил воспроизвести в уменьшенных копиях внутреннее убранство своей квартиры, а вернее нескольких квартир: за шесть-семь лет, пока создавался "домик", он переезжал пять раз. Появилось удивительное сооружение – "Маленький домик", как называл его сам хозяин, миниатюрная копия нащокинской квартиры с гостиной, столовой, буфетной, кабинетом, спальней, бильярдной, передней и даже кухней.
Была и "Пушкинская комната" – уменьшенное повторение той, в которой обыкновенно жил поэт, наезжая к Нащокину. В мае 1836 г. А.С.Пушкин писал жене: "Домик Нащокина доведен до совершенства – недостает только живых человечков"1. Когда Пушкин видел "Нащокинский домик", это был, по всей вероятности, прямоугольный футляр красного дерева (2,5 х 2 м) с раздвижными зеркальными стеклами, позволявшими рассматривать внутреннее убранство комнат. В разрезе модель показывала оба этажа и подвал. Подлинная архитектурная модель дома, которую видел Пушкин, до нас не дошла.
До настоящего времени сохранилось свыше трехсот уменьшенных повторений мебели, убранства, домашней утвари, наполнявших миниатюрные комнаты.
Материалы, из которых изготовлены предметы, соответствовали подлинным: бронза, резная кость, фарфор, серебро, красное дерево. Вещи в "Маленьком домике", уступая подлинным только размером, полностью отвечают своему назначению, ими можно пользоваться как настоящими. |
|
|
Лампа. Бронза золоченая. Высота 14 см. |
Зеркало. Высота 37 см. |
|
|
|
|
Рояль. Красное дерево. Высота 18 см.
На маленьком рояле, сделанном московским мастером Ф. Фишером, В. А. Нащокина играла для гостей, надавливая на клавиши вязальными спицами. |
|
|
Одну из комнат в квартире Нащокина – гостиную – мы видим на картине художника Н.И.Подклюшникова3, тщательно выписавшего всю ее обстановку. Большая светлая комната с двумя окнами; много несомненно дорогих, умело расставленных вещей. Мебель александровских времен. Рояль с раскрытыми нотами. По углам гостиной парные, вероятно фарфоровые, вазы под стеклянными колпаками на круглых колоннообразных постаментах. На консоли большие, скорее всего бронзовые часы с какой-то мифологической группой. Огромный ковер с вытканными на нем по углам гирляндами цветов занимает почти половину пола. На боковых стенах гостиной висят друг против друга большие парные портреты в широких рамах. Кто изображен на левом из них, не видно; справа же портрет какой-то дамы в нарядном туалете тридцатых годов.
Рядом с роялем высокая массивная этажерка для книг; на ней бюст Пушкина в лавровом венке, который после смерти поэта изваял под наблюдением Павла Воиновича известный скульптор И.П.Витали.
Картина Подклюшникова впервые была воспроизведена по случаю столетия со дня рождения Пушкина с подписью "П. В. Нащокин с семьей (в начале 40-х годов)". (Альбом Пушкинской выставки в Москве. 29 мая – 13 июня 1899 г. М., 1899, табл. 86.) |
Раевский Н. А. Избранное. Мн.: Выш. школа, 1978 |
1 Пушкин в воспоминаниях современников. 1950, стр. 442.
2 Пушкин А.С. Письма к жене. Л.: Наука, 1986. С. 77 (№ 73 от 4 мая 1836 г.).
3 Подклюшников Николай Иванович (1813-1877), живописец, реставратор.
|
|
|
|
(вернуться в начало страницы)
|