Романтизм — художественное направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и
России, а также в литературе США.
Общей исторической почвой, на которой возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией (1789), с
ощущением безграничной свободы личности и одновременно невозможностью в полной мере осуществить эту свободу в реальной действительности. Таким образом,
романтизм изначально противоречив и проявился в литературе именно в этой противоречивости — как очарование возможностями личности, ставшей свободной,
и как разочарование личности, не способной на деле воспользоваться свободой для полного и гармоничного расцвета.
Личность и земной мир в лице государства, общества, быта и личность в романтизме — враги, и согласие между ними невозможно. Вместе с тем личность может
влиять на внешний мир в положительном или отрицательном смысле, так же, как внешний мир может влиять на личность. Но в ходе всегда непримиримого конфликта
личность чаще всего гибнет, оставаясь верной своим убеждениям. Внешний мир может погубить романтического героя, но не может изменить его душу. Он не власти
над внутренним содержанием личности.
Таким образом, в романтизме мир и герой резко противопоставлены друг другу. Отсюда возникает основной принцип романтического
изображения — контраст, обнаженное и бескомпромиссное столкновение главных героев, которые отстаивают противоположные нравственные ценности.
При этом художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Его цель — передать свое отношение к ней,
создать свой, вымышленный образ мира, чтобы с помощью контраста героя с окружающей жизнью выразить свой идеал и свое неприятие отрицаемого им мира.
Стало быть, события, происходящие в романтических произведениях, важны для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора. Художник-романтик,
в частности Лермонтов, в разнообразных формах стремится воспроизвести трагедию современного человека и свое отношение к неудовлетворяющей и отвергаемой
действительности,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить. (М.Ю.Лермонтов. Демон)
Литература романтизма выдвинула своего героя, чаше всего выражающего авторское отношение к действительности.
Романтическая картина мира контрастна, она представляет собой скопление противоположностей: божественное — дьявольское, возвышенное — низменное,
небесное — земное, истинное — ложное и т. д. Романтик находится в вечном противоречии с действительностью. Согласно романтизму, мир совершенен
и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение. Поэтому истинной родиной для романтика выступает небесный мир, находящийся за гранью
мира земного. К этому идеальному миру романтик устремлен всей душой, всем сердцем. От тусклого, унылого, скучного «здесь», от дольнего мира романтик
порывается к очаровательному «там», к миру горнему. Так возникает романтическое двоемирие.
Романтический герой неотделим от авторского «там». Именно герой высказывает или выражает своим поведением тайные мысли и чувства автора. Герой
романтизма — носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстает странным.
Его странность проступает в портрете (одухотворенная красота, уродство или физическое безобразие, оттеняющее высокую человечность, болезненная бледность,
выразительный взгляд необыкновенно умных и проницательных глаз), в поведении (герой поступает не так, как обычные люди, его поведение выбивается из
существующих норм и приличий). Так образуется целый ряд романтических типов (наивный чудак, детски простодушный и в глазах общества смешной,
трагический одиночка и мечтатель, романтический бродяга или разбойник, разочарованный наблюдатель, демоническая личность, испытывающая трагический разлад
с действительностью и самим собой, патриот и гражданин, автобиографический образ, безумный художник, причастный к тайне творчества).
Эти романтические герои появляются на фоне особых пейзажей. Природа рисуется романтику вольной стихией, неподвластной человеческому произволу.
Поэтому пейзаж всегда таинствен, неопределенен: чаще всего избираются либо рассвет, либо вечерние сумерки, либо ночь. Романтик предпочитает бурные
стихийные проявлений природы или покой, а также прихотливую изменчивость состояний природы.
Романтический герой — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних
событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла. В результате такого воспроизведения характера романтизм
чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв ее неповторимый внутренний мир. Человек в романтических
произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы; с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы,
неведомых и неподвластных ему сил, играющих его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств художественной литературы — ее способность в живых
картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи.
На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм
как совокупность признаков, определяющий национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием
складывается характер народа и характер человека.
В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд
на историю во Второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и
личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордый
и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой
предначертанностью событий, Божьей волей.
Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря,
которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов
дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые
управляют самой личностью.
Oт произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого
купца Калашникова» сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси,
ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья
держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены
и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на
себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в
схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется
вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную
волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт в поэме перерастает
семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе
в русской жизни, в русской истории.
В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нам не забывает народ,
сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни
своего народа и был обречен на одиночество и забвение.
С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему
сознания. Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова
думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в
стихотворении "Бородино", где
передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями
о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, а нем нет богатырей, подобных старым
русским воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.
Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина
представилась ему страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел
и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому
довольству крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в
его творчестве по мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
Вопросы и задания
1. Постарайтесь передать близко к тесту содержание статьи В.И. Коровина о поэте.
2. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.
3. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
РОМАНТИЧЕСКИ-УСЛОВНЫЙ РОМАНТИЗМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
В творчестве Лермонтова русская и мировая история представлена широко и разнообразно. Поэт обращается и к прошлому человечества, и к настоящему.
Прошлое являлось поэту через фольклор («Песня про купца Калашникова...»), через предания, устные рассказы ("Бородино"), настоящее выражалось в запомнившихся и лично
пережитых событиях. При этом историзм Лермонтова приобретает сугубо индивидуальную, личную окраску и в этом отношении становится романтически-условным.
Так, история Мцыри является эпизодом русско-кавказских отношений (генерал привозит пленного ребенка в монастырь). В дальнейшем эта история отходит на
второй план, и судьба Мцыри осмыслена в исключительно личном и романтически-условном ключе, где повествование об исторических событиях уже не играет
решающей роли.
Такой же романтически-условный и целиком личный характер носит история в поэме «Песня про купца Калашникова...» и в стихотворении «Бородино».
Конкретные исторические детали служат для прояснения яичного восприятия истории.
Поразмышляем над прочитанным...
1. Чем отличается интонация повествования об истории героя от исповеди Мцыри? Что значит слово «исповедь»? Что отстаивает в своей исповеди Мцыри?
2. Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел и о чем вспоминал герой на воле? О чем тоскует он и печалится? Почему не желал Мцыри
«помощи людской»? Какова eгo битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца? Как вы понимаете сравнение «В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого
сравнения? На что надеется Мцыри? О чем просит Мцыри в конце исповеди? В чем смысл сравнений Мцыри жизни в монастыре и на воле?
3. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы и какие литературные приемы помогли автору показать иx?
4. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете его
утверждение, согласны ли вы с ним? Можете ли показать это на примерах из
5. Совпало ли ваше впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями В. Г. Белинского?
Известны ли вам иллюстрации к поэме? Так ли представлялись зрительно герои и эпизоды из произведения?
6. Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу? Что вам показалось особенно важным для создания характеристики Мцыри
в их высказываниях?
7. Рассмотрите иллюстрацию к поэме. Удалось ли художнику И. Тоидзе передать пафос поэмы «Мцыри»?
Совершенствуйте свою речь
1. Составьте план и подготовьте характеристику Мцыри, включите в нее цитаты из текста и высказываний литературоведов для подтверждения своих суждений о герое.
2. Выберите текст из поэмы для заучивания наизусть (исповедь героя, описание битвы с барсом, начало поэмы — на выбор) и подготовьте его для выразительного
чтения в классе.
ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ
В. Г. Белинский:
Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся
природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму... Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца,
и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное
обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала
предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть
великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.
Д. Е. Максимов:
Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых
воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего
напряжения, как в этой поэме.
Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего
заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...
Мцыри не только «естественный человек», сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенной ею
в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики.
...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом «двуначалии» и заключается основной принцип индивидуализации его образа.
Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могуч его духа» «его отцово — неотделимы в нем от его физической
хилости и болезненности — наследства монастырского режима...
Поэма «Мцыри», в которой рассказываем об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годах. Тем не
менее явленная в «Мцыри» действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и
ею исчерпывается...
Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи — страдающим,
непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений
современных ему авторов подтверждают это заключение...
Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их
явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова.
Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное...
Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри - действенный герой,
чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым...
В. И. Коровин:
Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба
начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком, Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя — он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в
нем мучительный недуг / Развил тогда могучий слух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое
оторванностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными
предчувствиями вольной жизни.
Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры,
где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы.
Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша
ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье
любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и
недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.
Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска.
Мцыри предлагается один путь — на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы
реальные пути к светлой цели, «лермонтовский человек» еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью.
Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри».