|
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 – 1841)
«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
Уроки литературы в 7 классе[1]
|
|
Урок 27. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок 28. Продолжение анализа поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок 29. М.Ю.Лермонтов — "поэт совсем другой эпохи"
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
Урок 27.
И Россия знает величайшего своего поэта, завороженного
райской возрожденческой красотой. Этот поэт — Пушкин.
Но не бывает Рая без ангелов. Знает она и своего
второго ангельского гения, гения-духовидца. Гений этот — Лермонтов. В. Н. Ильин
Цели урока:
— пробуждение осознанного интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова;
— продолжение знакомства школьников с новым для них жанром литературы — поэмой, ее художественными особенностями;
— закрепление знаний и представлений учащихся о сюжете литературного произведения, художественных особенностях лиро-эпических произведений;
— повторение и закрепление знаний семиклассников по истории, географии, этнографии;
— воспитание эмоциональной отзывчивости детей на события исторические и литературные.
Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя, чтение фрагмента поэмы, сообщение учащегося, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя. «Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова» (желательно с компьютерной презентацией).
См. страницы "Лермонтов в Петербурге" (из путеводителя "По лермонтовским местам").
II. Сообщение учащегося.
Сообщение. Историческая поэма М. Ю. Лермонтова.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — поэма на историческую тему, была написана
М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, в первые месяцы пребывания поэта на Кавказе, куда он был сослан за стихотворение «Смерть поэта».
В «Песне про... купца Калашникова» Лермонтов попытался выразить все те чувства и мысли, которые его обуревали, а на материале исторического прошлого дать
ответ своим современникам на многие волновавшие их вопросы, в том числе по-своему осветить проблему «человек и власть». «Песня про... купца Калашникова»
была опубликована в 1838 году в либеральных «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», выходивших под редакцией А. А. Краевского. Разрешив по просьбе
В. А. Жуковского публикацию «Песни...», министр просвещения граф С. С. Уваров, однако, не позволил напечатать имя автора, и произведение вышло с
подписью «—в». Еще в 1830 году юный Лермонтов написал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать,
как в русских песнях». Именно поэтому основой «Песни про... купца Калашникова» стало устное
народное творчество. Оценка всех событий, происходящих в произведении, дана с народной позиции: народная правда воплощается в
образе «человека из народа» — купца Калашникова, отстаивающего вековые традиции рода, семьи и чести простого человека.
М. Ю. Лермонтов повествует об эпохе царя Иоанна IV, прозванного в народе Грозным. (См. страницу "Эпоха "Песни про купца
Калашникова" Лермонтова") В конце XVI века купечество еще не было привилегированным сословием, считалось одним из городских сословий, т. е. «простым
народом». Обычаи и нравы купечества той эпохи ничем не отличались от бытового уклада других людей, в первую очередь трудового ремесленного люда.
«В образе Степана Парамоновича предстает русский национальный характер, цельный, героический. Это человек правды, смелости, достоинства и чести,
крепких морально-бытовых правил, верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, исконные традиции брачно-семейных отношений, незыблемость
семьи, спокойствие своих детей»[2].
Проблематика поэмы Лермонтова типична для реалистических произведений — противостояние человека и власти в условиях самодержавной
деспотии, хотя само произведение — романтическое. Поэт столкнул в «Песне...» две силы — народную правду и самодержавное своеволие. В. Г. Белинский
писал, что самый выбор темы этого произведения «свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее
в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
III. Чтение произведения (с. 117—128 учебника).
В хорошо подготовленном классе читаем по ролям, в слабом классе читает учитель.
IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования (или пункт 5 — «Работа с учебником», см. с. 222).
— Понравилось ли вам это произведение М. Ю. Лермонтова? Чем именно? Поделитесь своими впечатлениями.
— Какой жанр русского устного народного творчества оно вам напомнило? Аргументируйте свой ответ.
— Найдите в тексте запев и зачин, характерные для эпических жанров русской народной поэзии.
— Есть ли в данном произведении концовка или исход? Найдите его.
— Чем еще «Песня...» Лермонтова напоминает историческую народную песню?
— Давайте разбираться: начнем с композиции. Как легче определить построение произведения? (Составить его план.)
— Прочитайте текст на с. 113—118 учебника. Авторы учебника облегчили вашу задачу — четко выделили три части произведения. Озаглавьте часть I, попытайтесь
озаглавить ее словами из текста (например, «И пирует царь во славу Божию, / В удовольствие свое и веселие»).
— Какова тема первой части? О чем здесь повествуется?
— С какими персонажами мы знакомимся в первой части? Кто из них — реальные исторические личности, а кто — персонаж вымышленный?
— Каким предстает перед нами в поэме Лермонтова царь Иван IV? Опишите его.
— Какие черты характера царя подчеркивает автор произведения? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
— Что вы можете рассказать о Кирибеевиче? — Можете ли вы назвать главную черту его характера? (Самовлюбленность.)
— Кто такая Алена Дмитриевна? Что мы узнаем о ней со слов влюбленного Кирибеевича?
— Подумайте и ответьте, как повествование первой части психологически мотивирует поведение действующих лиц?
— Как части связаны между собой?
— Найдите в первой части изобразительно-выразительные средства языка, присущие устной народной поэзии.
— Есть ли в данной части исход? Найдите его.
V. Работа с учебником. Вопросы и задания № 1—3 (с. 135).
VI. Домашнее задание.
Для всего класса:
— прочитать все произведение до конца;
— озаглавить вторую и третью части поэмы;
— вопросы и задания в книге «Читаем, думаем, спорим...» (с. 69).
Индивидуальное задание:
— проиллюстрировать понравившийся эпизод «Песни...» (по желанию).
Для слабых учеников:
— задание № 6 из учебника (с. 134).
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» (1 час)
УРОК 28
Страшная сила России и ее народа делает то,
что история западно-восточного колосса и биография
его героев трагичны до крайности и в то же время
не является удобной почвой для пессимизма.
В. Н. Ильин
Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с жанром поэмы, ее художественными особенностями;
— воспитание эмоциональной отзывчивости детей на события исторические и литературные.
Форма урока:
урок чтения и анализа произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Проверка домашнего задания:
1) выразительное чтение второй части (2—3 ученика);
2) обсуждение вариантов цитат, вынесенных в заглавие части;
3) обсуждение вопроса № 3 на с. 135 учебника;
4) вопросы № 4—5 на с. 135—136 — сопоставительный анализ;
5) анализ иллюстраций — на выставке работ класса.
II. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, кто такой Степан Калашников.
— Каким вы его себе представляете?
— Где в Москве располагались торговые ряды? Как они назывались? Почему?
— Где живет Степан Парамонович? Почему не около торговых рядов?
— Как описывается домашний уклад купеческой семьи во второй части? Можно ли здесь говорить о реалистичности изображения?
— Каковы взаимоотношения купца Калашникова и его супруги Алены Дмитриевны? Что является главным в их отношениях?
(Уважение, преданность, забота.)
— Какие патриархальные нравы описывает здесь автор?
— Почему за честь семьи должен был заступиться именно Степан Парамонович?
— Какие напутствия дает он своим младшим братьям?
— Что отвечают братья? Почему?
— Как характеризует сцена у церкви Алену Дмитриевну и Кирибеевича?
— Почему за нее не заступились «соседушки»?
— Отчего так сначала была робка Алена Дмитриевна? Откуда в ней возникли протест и желание противостоять Кирибеевичу? Правильно ли она поступила?
— Охарактеризуйте Кирибеевича как определенный тип человека. Можно ли утверждать, что такие люди есть и сегодня?
— Вызывает ли Кирибеевич ваши симпатии? Почему?
— Кто в этой части вам более всех симпатичен? Почему?
— А на чьей стороне симпатии автора поэмы? Докажите это.
III. Выборочное чтение эпизодов.
Чтение начала третьей части (с. 128—129).
IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Какой образ Москвы рисует перед читателем М. Ю. Лермонтов?
— Разнится ли облик средневековой Москвы во всех трех частях произведения?
— Чувствуем ли мы любовь автора к этому городу? В чем она проявляется? Найдите в тексте эпитеты и метафоры, характеризующие авторское восприятие
древней Москвы.
— Перечитаем сцену кулачного боя. Как ведут себя оба бойца перед схваткой? Как это их характеризует? На чьей стороне авторская симпатия? Как
вы это почувствовали? Какие слова из текста об этом говорят?
— Отчего Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег»? Почему именно снег осенний, а не зимний?
Кирибеевич — известный боец, храбрый опричник. Почему тогда «бойки очи его затуманились, между сильных плеч пробежал мороз»? Чего или
кого испугался опричник?
— Как вы думаете, почему купец Калашников не открыл всю правду царю русскому? Чей суд он признает?
— На чьей стороне симпатия народа — на стороне царя Ивана Грозного, Кирибеевича или купца Калашникова? Почему?
— Что защищал, кроме чести своей семьи, Степан Парамонович?
(Честь и достоинство простого человека, независимо от его звания; вековые семейные устои и православные традиции, обряды, правила поведения.)
— За что бился в кулачных боях Кирибеевич?
(За похвалу царя, за собственную славу и материальное вознаграждение.)
— Что вы можете сказать о поведении Ивана Грозного до и после поединка? Почему он велел казнить купца, хотя по правилам его стоило бы наградить
и отпустить восвояси?
— За что тогда царь жалует жену, детей и младших братьев Калашникова? Нет ли здесь противоречия?
— Зачитайте эпилог поэмы. Какова его главная мысль?
— Что вы можете сказать об идее произведения (его главной мысли)?
— Можем ли мы доказать, что «Песня... про купца Калашникова» — поэма, а не историческая песня? Аргументируйте свой ответ.
V. Домашнее задание.
Для всего класса:
— выучить наизусть понравившийся фрагмент поэмы (по выбору учащихся).
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ — «ПОЭТ СОВСЕМ ДРУГОЙ ЭПОХИ» (1 час)
УРОК 29
И самое главное, самое важное для нас
в Лермонтове — неотступное, чудесное стремление
уловить сочетанием слов небесную мелодию,
пропетую ангелом его еще не воплотившейся душе.
Георгий Мейер
Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с творчеством М. Ю. Лермонтова;
— формирование умения анализировать лирическое произведение в единстве его формы и содержания;
— развитие умения эмоционально откликаться на прочитанный поэтический текст.
Форма урока:
урок-практикум, включающий в себя слово учителя, чтение и анализ произведений, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Работа с учебником и текстом стихотворения.
Давайте откроем учебники на с. 136—138 и прочитаем статью «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях».
— Высказывания каких писателей о М. Ю. Лермонтове и его творчестве приводятся в этой статье? Что вы слышали об этих писателях?
(Небольшие дополнения учителя.)
— Чем так поразил Лермонтов-поэт маленького Диму Мережковского? Почему?
— Почему поэзия Лермонтова осталась близкой и дорогой уже взрослому поэту и философу Дмитрию Мережковскому? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Теперь выполним задания из учебника на с. 140. Начнем со стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел» (с. 139;
см. стихотворение ниже).
— Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Опишите его.
— Созвучно ли это чувство тому, которое возникало когда-либо у вас при произнесении слова «Ангел»? Почему? Попытайтесь это объяснить.
— Каким настроением проникнуто это стихотворение?
II. Беседа с элементами словесного рисования и выразительного чтения учащихся.
(Если на урок отводится один час, то анализируется только одно стихотворение.)
— Что предстает перед нашим мысленным взором с первых строк данного стихотворения?
(Ночной небесный пейзаж.)
Опишите его своими словами. Только ли о пейзаже говорится в самом начале стихотворения?
— Как вы думаете, почему начальный рассказ об Ангеле не вызывает у слушателей чувства тоски и страха, боязни загробной жизни?
— Напоминает ли ваше впечатление от первых строк ту картину, которую увидел будущий поэт Мережковский в 7—8 лет? Почему?
— Почему песня здесь названа святой? О чем эта песня?
— Тогда почему эта святая песня тихая? Что подчеркивает данный эпитет?
Эпи́тет (от греч. epitheton — приложение) — слово, поясняющее, определяющее, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия,
явления, предмета.
— О чем же пел Ангел?
— Как автор характеризует Ангела? («Хвала Его непритворна была».)
— Можем ли мы что-либо сказать об отношении автора стихотворения к Богу? Что именно? На основании чего?
— Найдите в первых двух четверостишиях метафоры, эпитеты, лексические повторы.
— Словесно нарисуйте картину, данную поэтом в первых двух четверостишиях.
— Объясните, с какой миссией летел Ангел на Землю? О чем так поэтично рассказывает М. Ю. Лермонтов?
(О рождении человека.)
— Что говорит поэт о земной жизни?
(«Мир печали и слез».)
— Как это характеризует отношение самого Лермонтова к окружающей действительности? Каково его настроение?
— Можем ли мы слышать Песню Ангела? Каким образом?
— Имеется ли в третьем четверостишии постоянный эпитет?
(«Душа молодая».)
Если да, то для чего он использован? Почему нельзя было подобрать иной эпитет?
— Что ожидало, по мнению автора стихотворения, живую душу в реальном мире людей? Отчего «долго на свете томилась она»?
— Какое «чудное желание» переполняло душу живого человека? Почему? К чему он стремился?
— Согласны ли вы с таким лермонтовским восприятием мира? Аргументируйте свой ответ.
— Совпадает ли авторское видение земного и загробного мира с христианской трактовкой мироустройства? Кто может ответить на данный вопрос?
ИЛИ:
— Вспомните, что группа строк, объединенных общей темой, интонацией и рифмовкой, называется стихотворной строфой. Какова тема первой строфы?
— Какова ее интонация?
Стихотворная строфа[3] (от греч. strophe, букв. — поворот) — в стихосложении группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком,
периодически повторяющимся из строфы в строфу. <...> Длина строфы обычно достаточно невелика: она должна быть непосредственно ощутимой (2—16 стихов,
редко — больше). <...> Обычно строфа тяготеет к синтаксической законченности[4].
ИЛИ:
Стихотворная строфа — это сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией[5].
— О чем рассказывается во второй строфе? Почему?
— Меняется ли интонация в этой строфе? Прочитайте обе строфы выразительно.
— Каков ритм этих строф? Соотносится ли ритм с интонацией стихотворения?
Стихотворный ритм (от греч. rhythmуs— соразмерность, стройность, такт) — повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических
особенностей.
— О чем повествуется в третьей строфе? Словесно нарисуйте эту картину.
— Как поэт передает свои мысли и чувства? Каковы они? Меняются ли от строфы к строфе?
— Попробуйте передать эти чувства при чтении первого четверостишия. На чем, по-вашему, необходимо сделать акцент? Отчетливо интонируйте свое чтение.
— Прочитайте второе четверостишие (или вторую строфу) так, чтобы слушателям передалось настроение автора.
— Чем интонация третьей строфы отличается от интонации, передающей настроение второй строфы? Попытайтесь объяснить это своими словами. Прочитайте
третью строфу стихотворения. Какова ее основная мысль?
— Похоже ли, на ваш взгляд, настроение второй и четвертой строф? Как бы вы их прочитали? Почему? Теперь прочитайте четвертую строфу, пытаясь передать
это настроение.
— Как вы думаете, чем задается ритм стихотворения?
— Зависит ли ритм стихотворного произведения от того размера, которым он написан? Докажите это.
Силла́бо-тони́ческая система стихосложе́ния (от греч. sillabк — слог и tonos — ударение) — система стихосложения, которая определяется количеством
слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
— Определите стихотворный размер данного лермонтовского шедевра.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шеде́вр (от фр. chef-d’oeuvre — мастерски исполненная вещь, образцовое произведение) — выдающееся художественное произведение, принадлежащее
к образцовым[6].
Амфибра́хий в силлабо-тоническом стихосложении — метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на втором; сильное место
заполняется обязательно ударным слогом, слабые — безударными (∪ — /∪).
В русской поэзии употребителен с начала XIX века, сперва — в балладах и романсах; наиболее частые размеры — 4-стопный («Гляжу,
как безумный, на черную шаль...», 1820, А. С. Пушкин), 3-стопный («По синим волнам океана...», 1840,
М. Ю. Лермонтов) и их чередование («Песнь о вещем Олеге», 1822, А. С. Пушкин)[7].
Схема
По небу полуночи Ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Ударные слоги (2 — 5 — 8 — 11) (2 — 5 — 8) (2 — 5 — 8—11) (2 — 5 — 8)
Перед нами — амфибрахий.
Амфибра́хий (от греч. amphibrachys, amphi — с обеих сторон, кругом и -brachys — краткий) — трехсложный размер с ударением в стопе на
втором слоге, а в стихе в целом на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т. д.
Существовало мнение, что различные стихотворные размеры предназначались для выражения разных чувств и переживаний лирического героя. Для амфибрахия,
сочетающего подъем и падение голоса (∪ —/ ∪), казалась свойственной передача уравновешенных мыслей и чувств или неторопливое, серьезное стихотворное
повествование.
— Согласны ли вы с такой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
— Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.
— Отметьте в тексте стихотворения «Ангел» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.
— Какова основная мысль этого шедевра М. Ю. Лермонтова?
(Глубокая грусть от сознания собственного одиночества в мире людей и одновременно жажда воссоединения с Богом, Жизни Вечной, дающей и силы, и уверенность
в себе, и оптимизм.)
III. Анализ стихотворения «Молитва».
— Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839). Каким настроением оно пронизано? Как вы это определили?
— Опишите свои чувства во время прочтения (прослушивания) текста стихотворения.
— Какой образ или какая картина возникла перед вашим мысленным взором во время чтения стихотворения «Молитва»? Опишите их.
— Есть ли сюжет у данного произведения? Докажите это.
— Сходны ли, на ваш взгляд, идеи двух произведений М. Ю. Лермонтова — стихотворений «Ангел» и «Молитва»? Аргументируйте свой ответ.
— Определите стихотворный размер данного лирического произведения. Докажите, что размер передает настроение автора.
Ямб (греч. iambos) — двусложный стихотворный размер, при котором первый слог безударный, а второй ударный.
Схема
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Ударные слоги (2 — 4 — 6) (2 — 4 — 6) (2 — 4 — 6) (2 — 6)
Перед нами — трехстопный ямб, о котором уже давно сказано, что «редко встречается трехстопный ямб (главным образом
у поэтов первой трети XIX века)»[8]. Однако в данном случае мы имеем дело не просто с ямбом, а с ямбом и пиррихием — в конце 1-й и 3-й строки,
в середине 4-й:
Пирри́хий (от греч. pyrrhichios) — вспомогательная стопа, состоящая из двух кратких (безударных) слогов.
— Что вы можете сказать о рифме данного стихотворения?
Ри́фма (от греч. rhythmos — соразмерность) — композиционно-звуковой повтор в конце двух или нескольких стихов.
По расположению в строках различают рифмы
парные (смежные), связывающие смежные строки;
перекрестные — рифмующие первую и третью, вторую и четвертую строки и т. п.;
охватывающие (опоясывающие) — рифмующие в четверостишии первую и четвертую, вторую и третью строки.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Небольшое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839) отличает радостный тон и светлое настроение.
Трагизм одиночества отступает — поэт уже не ощущает себя одиноким, потому что его молитва восходит к Господу. По сути дела, оптимизм М. Ю. Лермонтова,
его жажда жизни были основаны на Вере, на осознании того, что все в жизни человека происходит по воле Бога.
— Красота и мелодичность стихотворения М. Ю. Лермонтова завораживают. Как вы думаете, почему?
— Какие эпитеты использует поэт в этом стихотворении? Отметьте их в тексте. Можно ли сказать, что они новы? Тогда почему так впечатляют?
В чем состоит искусство автора? Попытайтесь это понять и объяснить.
— Давайте еще раз прочитаем выразительно стихотворение «Молитва», стараясь передать настроение радости и оптимизма (1—2 ученика).
— Подготовьте дома выразительное чтение этого стихотворения наизусть.
IV. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (см. стихотворение ниже) или эвристическая беседа по прочитанному.
Выставка репродукций с картин известных художников, выставка фотографий известных художников-фотографов, родителей учащихся или самих учеников,
электронная презентация для урока по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» дают возможность подчеркнуть логику урока-практикума,
при этом создать особый настрой при анализе текста пейзажной лирики.
Репродукции, фотографии, слайды, на которых изображены пейзажи России (май — июнь — июль — август — сентябрь месяцы), помогут активизировать
деятельность учеников во время анализа лирического произведения.
Их использование необходимо для обнаружения парадокса стихотворения — отсутствия единства места и времени в пейзаже.
— Представьте себе, что чувствовал поэт, когда писал эти строки.
— Попробуйте представить мысленно картину, нарисованную автором стихотворения. Что в ней тронуло ваше сердце?
— Словесно нарисуйте картину первой строфы. Статична будет она или динамична? Почему?
— Каким настроением проникнута первая строфа? Что вы можете сказать о настроении второй строфы?
— Меняется ли интонация от первой строфы ко второй и от второй к третьей? Прочитайте эти три строфы выразительно.
— Как вы думаете, почему во всем стихотворении присутствует динамика передачи изображения? Почему нет статичных описаний?
— О каком настроении вы сейчас говорили? Откуда оно возникает?
— Как поэт передает свои мысли и чувства? Каковы они? Меняются ли от строки к строке?
— Видны ли в этом произведении М. Ю. Лермонтова знакомые нам черты героя-одиночки, разочарованного в жизни? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
— Как меняется лермонтовский герой в этом стихотворении?
(Нет грусти и разочарования в жизни, мир уже не видится однотонным — он цветной, радостный, благостный, похожий на Рай.)
— Расскажите о красках, которыми поэт рисует окружающий мир. Какие они?
— Найдите в тексте стихотворения метафоры, эпитеты и сравнения, если они есть. Какую картину они помогают нарисовать?
— Определите стихотворный размер этого произведения.
(Ямб.)
— Какой тон, ритм он задает?
Схема
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он...
Ударные слоги (2 — 4 — 6 — 8 — 12)
(4 — 6 — 8 — 10 — 12)
(2 — 4 — 6 — 10)
(2 — 4 — 6 — 8 — 10)
Перед нами — ямб, осложненный пиррихием.
Согласно старой теории, ямб, будучи «подымающимся» размером, служит для выражения каких-либо сильных переживаний (бодрых, радостных, гневных). Однако связь
размера с содержанием стихотворения более сложная, скорее всего, опосредованная, содержание текста передается всей системой ритмико-интонационной выразительности.
Так, шестистопный ямб усиливает повествовательную интонацию стихотворения, переход от шестистопного к пятистопному ямбу придает произведению форму
непринужденного живого рассказа автора. Все это, взаимодействуя с другими художественными средствами, придает лирическому произведению интонационное
своеобразие, приближая стихи к живой разговорной речи.
— Что вы можете сказать о рифме данного стихотворения?
1-я строфа — перекрестная рифма; 2-я строфа — перекрестная рифма; 3-я строфа — перекрестная рифма; 4-я строфа — опоясывающая (охватывающая) рифма.
— Как вы думаете, почему меняется рифма в четвертой строфе? Докажите свое мнение.
— Найдите в словаре значение слова сага. Объясните, для чего поэт ввел его в свое стихотворение.
Сага (др. исл.) — 1) древний исландский и норвежский прозаический рассказ с отдельными стихотворными вставками; по сюжету — биография, историческая
или героическая повесть, мифическое сказание (о богах), сказка; 2) сказание, история, предание[9].
— Какое из данных значений более подходит для стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»? Или же подходят сразу несколько значений?
Аргументируйте свой ответ.
— Что это за «таинственная сага про мирный край»?
— Где человек абсолютно счастлив и находится в единении с природой?
— О каком времени года говорится в этом стихотворении? Можно ли его определить?
— Подумайте и ответьте, какое время суток здесь описывается.
— Где находится лирический герой стихотворения — в поле, лесу, саду или в овраге, бегущем то ли в степи, то ли в дремучем лесу?
— Как можно назвать такое несоответствие в тексте?
(Парадокс.)
Для чего оно дано?
— Что или кто объединяет все эти картины?
(Образ лирического героя.)
— Сколько предложений в этом стихотворении? Как вы думаете, почему?
1-я строфа — Когда... 2-я строфа — Когда... 3-я строфа — Когда... 4-я строфа — Тогда... Тогда... И... И...
Вывод.
Все стихотворение — это одно сложное предложение с разными видами связи: сначала идут придаточные предложения условия,
затем — главное предложение, после этого — сочинительная связь:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
— Какой идеальный пейзаж здесь описывается?
(Рай.)
Природа гармонична, это Рай на земле, его Создатель — Бог. Значит, и в жизни человека возможно обретение потерянной гармонии, счастья, которые придут
вместе с верой в Бога.
ИЛИ:
— Определите значение парадокса в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Парадо́кс (от др. греч. — неожиданный) — 1) неожиданное, казавшееся прежде невозможным явление; 2) противоречие, полученное
в результате формально правильного логического рассуждения[10].
Термин можно записать на доске и в тетрадях, а можно предложить учащимся найти его значение в словарях, лежащих перед ними на партах. Желательно, чтобы во
время данной работы в классе звучала музыка (например, П. И. Чайковский «Времена года»). Затем выразительное чтение стихотворения учителем или заранее
подготовленным учеником.
— Какое настроение навевает прочитанное стихотворение? Почему?
— Сколько героев в данном тексте?
(Двое — человек и природа.)
— Какой показана природа?
— Как вы можете объяснить некоторые несоответствия в тексте стихотворения? Например: «желтеющая нива» — «ландыш серебристый». Давайте подумаем
над этим противоречием.
— Перечитайте первую строфу. Можно ли в ней найти признаки идеального пейзажа?
— Подчеркните в этой строфе метафоры и эпитеты. Есть ли здесь постоянные эпитеты?
(«Желтеющая нива», «малиновая слива», «зеленый листок».)
— Почему поэт их использует в этом стихотворении?
— Давайте проанализируем вторую строфу.
(«Час златой», «ландыш серебристый».)
— Почему автор использует постоянные эпитеты?
Обратите внимание: в третьей строфе — «студеный ключ», «мирный край».
Или же перед нами литературный прием? Аргументируйте свою точку зрения.
— Так какой же идеальный пейзаж рисует поэт? Опишите его.
Красота мира — ранней весной «ландыш серебристый»; в мае — начале июня — «зеленый листок»; затем созревают плоды — «малиновая слива», после чего наступает
период жатвы — «желтеющая нива».
— Когда происходит действие стихотворения? Определите время года, время суток.
— Можно ли определить месяц?
Работа по группам:
1-я группа. Найдите описание осени в стихотворении.
2-я группа. Найдите описание ранней весны в стихотворении.
3-я группа. Найдите описание начала лета в стихотворении.
4-я группа. Найдите описание второй половины лета в стихотворении.
— Для чего все эти описания объединены в стихотворении?
— Найдите, в чем парадокс идеального пейзажа.
(Показ идеальных картин разных времен года, объединенных в единый пейзаж.) То есть перед нами не идеальный, а парадоксальный пейзаж.
Вывод.
Парадокс в данном стихотворении — противоречие здравому смыслу.
— Какой еще парадокс мы наблюдаем?
(«Румяный вечер» — идеальный вечерний пейзаж, вечерняя заря. И «утра в час златой» — заря утренняя, также идеальная.)
— Что еще парадоксально объединено в этом стихотворении?
(Лес и сад, поле и овраг — разные места действия стихотворения.)
— Давайте поработаем над цветописью стихотворения.
— Нарисуйте либо диаграмму, либо таблицу, в которой цветными карандашами или фломастерами отразите «красоту мира» по эстетике XVIII— XIX веков.
Красота мира — Цветовая гамма
1. «Ландыш серебристый» — бело-серебряный цвет
2. «Румяный вечер» — розово-алый цвет
3. «Малиновая слива» — сочный малиновый цвет
4. «Желтеющая нива» — золотисто-желтый цвет
5. «Зеленый листок» — нежно-зеленый цвет или ярко-зеленый, сочный, молодой
6. «Златой час» —бронзово-золотой или нежно-золотистый цвет
Вывод.
Переход от ярких и сочных красок к нежным, приглушенным тонам, сочетание несочетаемого.
— Почему в стихотворении нет единства места и времени? Чем это обусловлено?
— Кто или что объединяет повествование и описание в данном лирическом произведении?
(Образ автора.)
— Почему все стихотворение — одно предложение?
Вывод.
Одно предложение соединяет разные пространства, явления, времена года, подчеркивает единство мира и единство чувств лирического героя.
— Можно ли утверждать, что герой этого стихотворения М. Ю. Лермонтова одинок? Почему?
— Что нам дает описание идеального пейзажа?
— Что это за место, где все цветет и плодоносит, природа приносит человеку свои дары?
— Что это за место, где нет времени года — вечные весна и лето?
— Что это за «таинственная сага про мирный край»?
— Где человек абсолютно счастлив и находится в единении с природой?
Вывод.
Это описание Рая. Природа прекрасна, гармонична, щедра к человеку, следовательно, и на Земле возможен Рай. Раз такое возможно, значит,
Бог есть.
— Что это меняет в жизни героя? Какое открытие совершает лирический герой стихотворения? Как он изменяется?
— Какие черты лермонтовского героя вы узнали?
(Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...)
— Сходны ли, на ваш взгляд, идеи трех произведений М. Ю. Лермонтова — стихотворений «Ангел», «Молитва» и «Когда волнуется желтеющая нива...»? Аргументируйте
свой ответ.
V. Домашнее задание.
Для всего класса:
— выучить одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова, «Молитва» или «Ангел», наизусть (по выбору);
— проиллюстрировать стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива...» (по выбору).
Следующий урок: Н.В.Гоголь. Тарас Бульба
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина: Учеб. пособие. — М.: Просвещение,
1977. — С. 340. (вернуться)
3. Термин вводится пропедевтически. (вернуться)
4. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 1041 (вернуться)
5. См.: Тимофеев Л. И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — 5-е изд.
— М.: Просвещение, 1976. — С. 327. (вернуться)
6. См.: Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская /
Под ред. В. В. Иванова. — М.: Просвещение, 1983. — С. 192. (вернуться)
7. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 30.
(вернуться)
8. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — С. 425—426. (вернуться)
9. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 712. (вернуться)
10. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 604. (вернуться)
АНГЕЛ
По небу полуночи ангел летел,[11]
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз.
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
1831
(вернуться к заданию)
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...[12]
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[13]
Про мирный край, откуда мчится он:
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!....
февраль 1837.
Источник: М. Ю. Лермонтов. ПСС, том 1. – М.: Худож. лит., 1957. – С. 14. (вернуться к заданию)
11. "Ангел" — напечатано: «Одесский альманах на 1840 г.». Одесса, 1839. Автограф на отдельном листе,
часть которого в ГБЛ, а другая — в ГИМ.
Автограф — альбом Верещагиной. Авториз. копия — ПД, тетр. 15. Автограф первоначальной ред. под загл. «Песнь ангела» — ПД, тетр. 11, идентичная
ему копия — тетр. 20.
Это единственное юношеское стихотворение Лермонтова, которое было напечатано им самим и за его полной подписью. (вернуться)
12. Стихотворение Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." — классический образец
периода.
Полнота мысли П. достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме: кто? что? где? какими
средствами? почему? как? когда?).
Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале П., замыкается лишь в его конце, а все остальные придаточные
предложения и обороты вставляются в нее как в рамку, своим нагнетанием усиливая ожидание связующего конца фразы. (Гаспаров М. Л. Период // Краткая литературная
энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 9: Аббасзадэ– Яхутль. – 1978. – Стб. 624.
Период может быть и стихотворным, и прозаическим.
По словам А. П. Шан-Гирея, написано Лермонтовым во время нахождения под арестом с 18 по 25 февраля 1837 года в здании Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта»: поэт "велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...".
Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..." вызвало любопытную отповедь со стороны Г.И.Успенского в очерках «Крестьянин и крестьянский труд» (Сочинения, 1884, т. VII, стр. 34–35): объявляя Кольцова «поэтом земледельческого труда», Успенский противопоставляет его «Урожай» стихотворению Лермонтова; он указывает на эстетизацию природы в этом стихотворении и делает вывод, что «поэт – случайный знакомец природы, что у него нет с ней кровной связи, иначе он бы не стал выбирать из нее отборные фрукты, да прикрашивать их и размещать по собственному усмотрению».
Анализ периода, на котором построено стихотворение, и его ритмико-синтаксических особенностей в книге Б. Эйхенбаума
«Мелодика стиха» (1922, стр. 104–114). (вернуться)
13. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|