|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 24-26
|
|
Урок 24. А.С.Пушкин. "Повести Белкина". "Барышня-крестьянка": сюжет и герои
Урок 25. "Барышня-крестьянка": особенности композиции повести
Урок 26. "Повести Белкина": проблемы и герои. Урок внеклассного чтения 3
УРОК 24
А. С. ПУШКИН.
«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА». «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»:
СЮЖЕТ И ГЕРОИ
Основное содержание урока:
Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев повести.
Фрагменты повести в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности: Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“ и материалов об истории
создания „Повестей...“» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям).
Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров
(см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы
(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Анализ различных
форм выражения авторской позиции.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Понятие о книге (цикле) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём
Изучение структуры цикла «Повести Белкина»:
Прочитайте эпиграф к «Повестям Белкина». Предположите, о чём может рассказывать книга с таким эпиграфом.
Чтение и комментирование учителем предисловия «От издателя».
Почему Пушкин в «Повестях Белкина» решил представить себя не автором, а издателем? В чём смысл этого художественного приёма?
С какой целью он указывает, что истории, написанные Белкиным, рассказаны ему другими людьми? Кем именно?
Какие из повестей вы читали? Что вам в них понравилось?
Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“» (см. статью ниже)
и материалов об истории создания „Повестей...“ (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
II. Особенности сюжета и система героев повести.
Фрагменты повести в актёрском исполнении
Составление лексических и историко-культурных комментариев к повести.
Слова и выражения для лексического комментария:
отъезжее поле, околоток, плисовый, сертук, жокей, англомания, наперсница, синяя китайка, дорога мирская, камердинер, ливрейный лакей, набелена, насурмлена.
Слова и выражения для историко-культурных комментариев:
Богданович, Сенатские Ведомости, Опекунский Совет, Зоил, Жан-Поль, Памела, Сбогар, Людовик XIV, мадам де Помпадур, Ланкастерская система,
«Наталья, боярская дочь», граф Пронский, Тарас Скотинин.
Обсуждение эпиграфа к повести. Какова его композиционная роль?
III. Прослушивание и рецензирование фрагмента повести «Барышня-крестьянка» в актёрском исполнении.
Групповая работа:
Группа 1
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Чтение по ролям диалога Лизы и Насти.
Ответы на вопросы 3, 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Группа 2
Как Лиза готовилась к роли «крестьянки»? Какую «маску» она себе приготовила?
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Как характеризует Лизу её стремление изменить свой облик?
Прочитайте по ролям диалог Лизы и Алексея.
Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Группа 3
Опишите состояние Лизы после разговора с Алексеем. Почему её мучила совесть?
Что удивило Алексея после второй встречи с Лизой в роще?
Расскажите, какие обстоятельства способствовали примирению Берестова и Муромского.
Перескажите эпизод «Обед у Муромских».
Почему Алексей не увидел в Лизе «сходства» с Акулиной?
Как характеризует Лизу её внешность и поведение на обеде?
Группа 4
Прочитайте по ролям диалог Акулины и Алексея об обеде у Муромских.
Какие оценки даёт Алексей Лизе? Как это его характеризует?
Расскажите, какие намерения относительно детей возникли у отцов.
Почему они стремились создать «союз» Лизы с Алексеем?
Группа 5
Прочитайте выразительно финал повести со слов «Алесей знал, что если отец заберёт что себе в голову...» до конца повести.
Какие чувства вызывает у читателя этот финал?
* Сравните финал отношений Лизы и Алексея с помолвкой Маши Троекуровой и князя Верейского.
Какая из историй кажется вам более реалистичной, правдоподобной? Почему?
Группа 6
* Найдите в тексте повести фрагменты, позволяющие различить образы рассказчика и автора-повествователя.
* Какими способами выражена в романе авторская позиция?
Практические работы.
1. Выделение этапов развития сюжета повести. Определение экспозиции, завязки, кульминации, развязки.
2. Создание схемы «Система образов в повести „Барышня-крестьянка“:
мужские — женские, главные — второстепенные, молодёжь — взрослые».
IV. Обсуждение иллюстраций к повести.
Домашнее задание
Подготовка письменного ответа на вопрос «Какая из историй замужества более характерна для пушкинских времён: Маши Троекуровой или Лизы Муромской?».
Поиск в Интернете иллюстраций к «Повестям Белкина» и подготовка к их обсуждению.
Индивидуальное задание.
* Составление устного сообщения «Каким я представляю И. П. Белкина?» (см.: А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. —
М.: Просвещение, 1999. — С. 201—204)
или «Какие романтические темы европейской литературы пародируются в „Барышне-крестьянке“?» (Там же. — С. 183—184).
УРОК 25
«БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПОВЕСТИ
Основное содержание урока:
Пародирование романтических тем и мотивов. «Лица» и «маски» героев. Роль случая в композиции повести.
Основные виды деятельности:
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Приём антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Участие в коллективном диалоге.
Анализ сюжетно-композиционных особенностей повести. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза»,
«композиция». Определение роли антитезы в сюжетно-композиционной организации повести.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Пародирование романтических тем и мотивов
Отчёт о выполнении индивидуальных заданий.
Обобщающая беседа:
* Знаете ли вы историю Ромео и Джульетты? Чем похожа и чем отличается от неё история Лизы Муромской и Алексея Берестова?
С какой целью Пушкин даёт своей героине сразу три имени: Лиза, Акулина, Бетси?
Известны ли вам романтические истории (книги, фильмы), в которых присутствуют любовные тайны, переодевания и др.? Расскажите о них.
Какие детали быта провинциального дворянства Пушкин описывает с иронией?
* Индивидуальное задание.
Собаку Алексея Берестова зовут Сбогар. Используя поиск в Интернете, найдите, откуда произошла
такая кличка. Как она связана с европейской романтической литературой?
II. «Лица» и «маски» героев
Заполнение цитатной таблицы «Лица и маски героев».
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Лица и маски героев повести "Барышня-крестьянка"» |
Герои |
Их «маски» |
Их «лица» |
Иван Петрович Берестов |
«Почитал себя умнейшим человеком» |
«Ничего не читал» |
Григорий Иванович Муромский |
Англоман |
«Настоящий русский барин» |
Алексей Берестов |
«Мрачный и разочарованный», «носил кольцо
с изображением мёртвой головы».
Лиза: «Я так думала, что у него лицо бледное... Печален? Задумчив?» |
Настя: «Стройный, высокий, румянец во всю
щёку»; «да этакого бешеного я и сроду не видывала».
«Был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое...» |
Лиза Муромская |
Акулина: «Наряжусь я крестьянкою».
Бетси: «набелена была по уши, насурмлена пуще самой мисс Жаксон», «фальшивые локоны», «рукава по-дурацки торчали» |
«Смуглое и очень приятное лицо», «резвость
и поминутные проказы» |
Настя |
«Была в селе Прилучине лицом гораздо более
значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии» |
Ветрена |
Приведите примеры из текста для комментирования записей в таблице.
Дополните таблицу другими цитатными примерами.
Докажите, что авторские оценки героев полны скрытой иронии.
Практическая работа.
Составление плана письменного высказывания «Какова роль антитезы в сюжетно-композиционной организации повести?».
Образец примерного плана сочинения.
1. Что такое антитеза (сюжет, композиция)?
2. Выявление антитез в повести:
Название повести: барышня-крестьянка.
Образная антитеза. Муромский и Берестов: вначале враги; в финале друзья, пожелавшие породниться.
Композиционная антитеза. Свидания Лизы и Алексея в роще (подлинные чувства) — обед у Муромских (притворство).
Сюжетная антитеза. От вражды героев к их примирению.
Стилистическая антитеза (языковые обороты повести: «Почитал себя умнейшим человеком» — «Ничего не читал, кроме „Сенатских
Ведомостей“»).
3. Антитеза как средство воплощения авторской иронии в повести «Барышня-крестьянка».
III. Роль случая в композиции повести
Выберите из текста повести сюжетные фрагменты, когда события происходят с героями случайно, а не по их намерению. Аргументируйте свою позицию.
Образец:
1. Берестов и Муромский случайно оказались соседями, так как оба приехали в свои деревни не по желанию, а из-за определённых обстоятельств.
2. Алексей Берестов должен был идти на военную (или статскую) службу, но случайно оказался в деревне отца.
3. Настю случайно отпустили в деревню Берестовых на именины к жене повара.
4. Алексей случайно пришёл играть с девушками в горелки.
5. Алексей случайно встретил Лизу в роще.
6. Муромский и Берестов случайно встретились на охоте и помирились.
7. Воля родителей и желания детей случайно совпали.
Продолжите этот список «случайностей».
И т о г о в ы й в о п р о с: почему Пушкин смеётся над «масками» героев и показывает их действительные «лица»?
Домашнее задание
Прочитать повести «Метель» и «Выстрел».
Ответить на вопросы и выполнить задания 1, 2, 6, 8, 11, 12 практикума «Читаем, думаем, спорим...» к повести «Метель».
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к одной из повестей и подготовиться к их презентации и защите.
Групповые задания.
Подготовить инсценировки по фрагментам повестей «Метель» и «Выстрел» и составить вопросы для викторины по одной из повестей.
Найти в Интернете фильмы на сюжеты повестей и дать им оценку.
Проект.
Подготовка читательской конференции «„Повести Белкина“ А. С. Пушкина».
Составление коллективных докладов и презентаций для читательской конференции (конференция проводится во внеурочное время).
УРОК 26
«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»:
ПРОБЛЕМЫ И ГЕРОИ
(урок внеклассного чтения 3)
Основное содержание урока:
Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на сюжеты повестей.
Основные виды деятельности: Восприятие и выразительное чтение фрагментов повестей (в том числе по ролям). Инсценирование эпизодов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выделение этапов развития сюжета повестей и элементов их композиции. Различение образов
рассказчика и автора-повествователя в повестях. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики, музыки
Г. Свиридова к повести «Метель» и фильмов на сюжеты повестей. Презентация и защита своих иллюстраций. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы
викторины, решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик
Групповая исследовательская работа
(задания для групп можно выполнять коллективно или распределить их для индивидуальной или парной работы):
Группа 1. «Метель». Особенности сюжета.
Перескажите основные эпизоды повести от лица одного из героев: сговор о венчании Владимира и Маши, сцену в церкви, знакомство
Маши и Бурмина.
Найдите в повести «Метель» элементы сюжета: экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Аргументируйте свою позицию.
Прочитайте выразительно сцену метели. Почему повесть названа автором «Метель»? Укажите прямое и переносное значение этого
слова в повести.
Как вы понимаете эпиграф к повести?
Расположите эпизоды повести в хронологической (фабульной) последовательности и скажите, чем отличается их порядок от сюжета. С какой целью автор
выстраивает именно такую композицию?
Почему он не описывает сцену венчания в церкви глазами Маши, а передаёт её в восприятии Бурмина как событие прошлого?
Группа 2. «Метель». Главные герои.
Расскажите историю Маши и Владимира.
Найдите авторские оценки героев, имеющие иронический оттенок.
С какой целью автор подчёркивает увлечение Маши французскими романами? Чем история любви Маши и Владимира похожа на
французские романы? (Романы о любви, запрет родителей, свидания и переписка, предложение тайно обвенчаться и др.)
Опишите состояние Маши в последний день дома. Чем занимался в этот день Владимир? Какую роль сыграла метель в жизни Маши и Владимира?
Расскажите историю Бурмина до встречи с Машей. Прочитайте по ролям (инсценируйте) сцену объяснения Маши и Бурмина. Как он
оценивает свой поступок в церкви?
Отчёты групп о результатах исследовательской работы.
И т о г о в ы е  в о п р о с ы:
Каковы мысли Пушкина о прочных чувствах и легкомысленных поступках?
Почему он приводит своих героев именно к такому финалу?
Группа 3. «Выстрел». Особенности сюжета.
Перескажите от лица одного из героев главные эпизоды повести: сцену игры в карты, сцену дуэли, эпизод «Рассказчик в гостях у графа».
С какой целью автор показывает события повести глазами разных персонажей?
Найдите в повести «Выстрел» элементы сюжета: экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Аргументируйте свою позицию.
Как вы понимаете эпиграфы к повести?
Опишите смятение в полку после ссоры в доме Сильвио. Какие законы чести описывает здесь автор? Дайте им оценку.
Расположите эпизоды повести в хронологической (фабульной) последовательности и скажите, чем отличается их порядок от сюжета. С какой целью автор
выстраивает именно такую композицию?
Почему он не описывает сцену второй дуэли в доме графа глазами Сильвио, а передаёт её в восприятии графа как событие прошлого?
Группа 4. «Выстрел». Главные герои.
Расскажите о прошлом Сильвио. Что стало причиной его дуэли с графом?
Найдите авторские оценки Сильвио и графа (поручика). Прокомментируйте их.
Охарактеризуйте рассказчика. Подтвердите свою позицию цитатами.
Найдите в повести описание всех выстрелов. Сколько их? Как они связаны с героями?
Найдите в повести все замечания рассказчика и героев о том, что граф был «дьявольски счастлив».
Кто из героев — Сильвио или граф — изображён автором с большей симпатией? Почему?
Прочитайте по ролям (инсценируйте) сцену последней дуэли.
И т о г о в ы е  в о п р о с ы:
Каковы мысли Пушкина о мести и возмездии?
Какие жизненные ценности он считает подлинными?
II. Консультации и инструктаж учителя по подготовке к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов:
1. Почему Лиза Муромская выдала себя за крестьянку Акулину?
2. * Каково значение антитезы в повести «Барышня-крестьянка»?
3. Какую роль играет метель в судьбе Маши, Владимира, Бурмина? (По повести «Метель».)
4. * Каково авторское отношение к Сильвио и графу в повести «Выстрел»?
III. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на сюжеты повестей
Обсуждение произведений книжной графики к «Повестям Белкина».
Презентация и защита учащимися собственных рисунков.
Прослушивание музыки Г. Свиридова к повести «Метель» и формулирование своих впечатлений.
Просмотр и обсуждение кинофрагментов на сюжеты «Повестей Белкина».
(При невозможности показа на уроке фрагменты могут быть просмотрены дома онлайн, а обсуждение проводится в классе. Следует обратить внимание учеников на
необходимость игнорирования рекламы в Интернете.)
IV. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины, решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Вопросы для викторины:
О каком историческом событии говорится в повести «Метель»?
Какие географические названия упоминаются в «Метели»?
В каком звании был Владимир, жених Маши?
Сколько лет было Марье Гавриловне?
58
Как звали её мать?
Кто авторы эпиграфов к повестям «Метель» и «Выстрел»?
Коллекция каких предметов была единственным украшением бедной мазанки Сильвио?
Какие ягоды ел граф в сцене дуэли?
Какие предметы в повести «Выстрел» были прострелены пулями?
Как звали жену графа?
Какой исторический персонаж упоминается в повести «Выстрел»?
Где погиб Сильвио?
И т о г о в ы е  в о п р о с ы:
Как вы понимаете слова, сказанные о пушкинской прозе?
Найдите в этих цитатах факты биографии Пушкина и отсылки к пушкинским произведениям:
1) Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски быстрых рисовальщиков, которые он так любил
за их воздушность и выразительность. (Л. Гроссман.)
2) От судьбы не сбежать и не скрыться,
Что начертано, сбудется враз.
Суждено вам летать — будут крылья,
Суждено воевать — будет враг.
Суждено полюбить — будет счастье,
И закружит вас вихрем метель.
Вспоминайте из Пушкина Машу
И не бойтесь случайных потерь. (С. Чеботарёв.)
3) Церковь, пруд, за частоколом
Деревянный дедов дом,
Рощи — рыжим ореолом
На холмах, да степь кругом.
Неприметное селенье.
Неустроенность, хандра.
Но, как чудо — вдохновенье!
И полёт, полёт пера,
По бумаге, вольно, ловко!..
Пусть завидуют враги,
Где-то там балы, помолвка,
Бесконечные долги,
Грязной сплетней не измучен
И не венчан с Натали.
«Мчатся тучи, вьются тучи» —
Свечи в Болдине зажгли... (О. Кочетков.)
Домашнее задание
Письменно ответить на один из проблемных вопросов. Возможно использование материалов книги «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь»
(М.: Просвещение, 1999. — С. 184—185, 195—196).
Индивидуальные задания.
Найти материалы о детстве и юности М. Ю. Лермонтова, портреты поэта с использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Прочитать фрагменты книги С. А. Андреева-Кривича о детстве и годах учения Лермонтова (гл. 1—8).
Подготовить экскурсию по галерее портретов Лермонтова (см. страницу "Портреты М. Ю. Лермонтова")
Подготовить выразительное чтение наизусть ранних стихов Лермонтова: «Осень», «Поэт» (1828); «Романс» («Невинный нежною душою...»), «Жалобы турка»,
«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») (1829); «Кавказ» (1930).
Следующий урок: М. Ю. Лермонтов "Тучи" >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н.В.
Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с. (вернуться)
О "ПОВЕСТЯХ
ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА"
«Повести Белкина» — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль
издателя, авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. В основе «Повестей Белкина» — истории, случаи, происшествия провинциального быта.
В действие включены люди различных сословий и профессий.
Автор хочет уверить читателя, что всё рассказанное — правда, что это истинные истории. Именно поэтому Пушкин даёт слово для повествования Белкину. Причём
различные повести имеют разных повествователей: подполковник И. Л. П. рассказывает повесть «Выстрел», девица К. И. Т. — «Метель» и «Барышню-крестьянку».
События, о которых рассказывает Белкин, в его глазах выглядят истинно романтическими, в них есть всё: дуэли, неожиданные случайности, любовь, смерть, тайные страсти,
приключения.
«Барышня-крестьянка» — пятая, последняя по счёту повесть из «Повестей Белкина», рассказанная девицей К. И. Т. В её основе тайны и переодевания.
Шуточные драматические события рассеиваются, когда реальные жизненные условия требуют исполнения воли родителей вопреки, казалось бы, чувствам детей.
Однако на самом деле желания родителей и детей совпадают. Пушкин смеётся над уловками персонажей и являет действительные лица, сияющие молодостью
и здоровьем.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2016.
(вернуться)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Прочитайте самостоятельно повести «Выстрел» и «Барышня-крестьянка», подготовьте ответы на вопросы для беседы в классе.
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
1. В начале повести «Барышня-крестьянка» Пушкин даёт характеристики Ивану Петровичу Берестову и Григорию Ивановичу Муромскому. Перечитайте первую
страницу произведения. О ком из героев писатель пишет с бо́льшим почтением и уважением? В какой из характеристик заметна ирония автора?
2. Как вы думаете, зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень?
3. Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны?
Как автор передаёт состояние барышни и её служанки во время разговора?
4. Как вы думаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым и очень удивилась, когда услышала, что тот весел и румян?
5. С каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? Как это
чувство передаёт автор?
6. Прислушайтесь к диалогу Лизы (якобы Акулины) и Алексея. Как вы считаете, удаётся ли Лизе говорить простой крестьянской речью? Чем отличается речь
Лизы от речи Алексея?
7. Подготовьте выразительное чтение одного из диалогов повести «Барышня-крестьянка».
8. Прочитайте и другие повести Белкина. Составьте устный или письменный отзыв об одной из них или инсценированное чтение.
ПРОЕКТ
Подготовьте и проведите с одноклассниками и родителями под руководством учителя читательскую конференцию по теме «„Повести Белкина" А. С. Пушкина».
Подготовьте к конференции развёрнутые читательские отзывы о прочитанных произведениях, иллюстрациях художников к повестям, экранизациях
произведений А. С. Пушкина. Завершить конференцию молено инсценировкой эпизодов одной из повестей.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2016.
|
|
|
|
|
|
|