Лирика А.Т.Твардовского. Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портреты Твардовского работы
О.Г.Верейского
Иллюстрации О.Г.Верейского к
поэме "Василий Тёркин"
Твардовский А.Т. Василий Тёркин
Твардовский А.Т. По праву памяти
Произведения А.Т.Твардовского (библиотека сайта)
Твардовский А.Т.
 Библиографический указатель (по
журналу "Литература в школе")
А.Т.Твардовский. Портрет работы О.Г.Верейского, 1943 г.

Твардовский Александр Трифонович
(1910 – 1971)

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ЛИРИКА


Уроки литературы в 7 классе[1]
Уроки 75-76

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Его муза — голос народной совести. И за
всем этим стоит твердое убеждение, что
народ — это не «масса», а люди, каждый из
которых — личность, достойная счастья.
Вл. Огнев


Цели уроков:
— продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Т. Твардовского;
— обучение анализу лирического произведения;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя (презентацию), чтение лирических произведений, беседу о прочитанном с элементами анализа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).

Рассказ о творчестве А. Т. Твардовского дается при условии, что на уроки будет отведено два часа.

II. Работа с учебником.

1. Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский»
(с. 144—146), беседа о прочитанном.

— Что вы узнали сегодня о поэте Александре Твардовском? Что слышали о нем ранее? Какие произведения Твардовского мы с вами уже читали?
(В 5 классе — «Рассказ танкиста». Можно прочитать еще раз для оживления восприятия творчества поэта.)

— Как относились родители к проявившемуся таланту сына — написанию стихов? Почему так переживала мать поэта?

— Что говорил сам Твардовский о своем чувстве Родины? Как и когда это чувство у него возникло?

2. Чтение воспоминаний о А. Т. Твардовском (с. 146—147).

3. Вопросы и задания на с. 148 учебника.

III. Чтение стихотворения «Братья». (См. стихотворение ниже)

Чтение стихотворения «Братья» учителем, беседа по его содержанию.

Стихотворение «Братья» — это воспоминания поэта о дорогих ему детских годах и вместе с тем переживания, связанные с годами репрессий, в результате которых семья Твардовских оказалась в ссылке. Беломорско-Балтийский канал, который строили заключенные, упоминается в стихотворении в связи с этим.

— Почему так называется стихотворение?

— С каким чувством вспоминает поэт о своем родном хуторе?

— Что же случилось с братом во взрослой жизни?

— Какие еще стихотворения и поэмы Твардовского известны?

IV. Выразительное чтение стихотворений.

Самостоятельное чтение стихотворений Твардовского, которые посвящены родной природе.

— Что же увидел поэт в окружающем его мире?

— Какие настроения высказываются им через описания различных природных явлений?

— Как лучше прочитать каждое из этих стихотворений?

Работа по группам (или вариантам):

1-я группа — подготовить выразительное чтение стихотворения «Снега потемнеют синие...» (См. стихотворение ниже), определив его тему;
рассказать, какой образ весны создает поэт в своем стихотворении:

Поэт пристально вглядывается в природу, оживающую с весной:

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды пойдут низинами
В прозрачный еще лесок…

Затем переходит к ощущениям, которые наполняют человека:

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была, да канула.
А есть и будет с тобой…

2-я группа — подготовить выразительное чтение стихотворения «Июль — макушка лета...», (См. стихотворение ниже) определив его тему;
рассказать, какой образ лета возникает перед читателем этого стихотворения и почему;

3-я группа — подготовить выразительное чтение стихотворения «Отыграли по дымным оврагам...», (См. стихотворение ниже) определив его тему;
рассказать, какой образ весны дает поэт в этом стихотворении;

4-я группа — подготовить выразительное чтение стихотворения «На дне моей жизни...», (См. стихотворение ниже) определив его тему;
рассказать, о чем это стихотворение, какую роль в нем играет пейзаж.

Стихотворение открывает перед читателем душевный мир поэта, на который во многом повлияла его мать. По воспоминаниям Твардовского, она волновалась от звука пастушьего рожка, любых проявлений родной природы. Этот ее душевный трепет унаследовал и поэт. Читая стихотворные строчки, мы чувствуем, как поэт видит, ощущает и передает читателю неуловимые запахи земли, листвы, звуки леса и неизбывно грустную для человека прощальную красоту мира:

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке…

V. Домашнее задание.

Для всего класса:
— выучить понравившееся стихотворение А. Т. Твардовского.

Следующий урок: "Ф.А.Абрамов "О чем плачут лошади" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


Стихотворения А.Т.Твардовского

Братья
[2]

Лет семнадцать тому назад
Были малые мы ребятишки.
Мы любили свой хутор,
Свой сад,
Свой колодец,
Свой ельник и шишки.

Нас отец,за ухватку любя,
Называл не детьми, а сынами.
Он сажал нас обапол себя
И о жизни беседовал с нами.

— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны?-
И сидели мы, выпятив груди,-
Я с одной стороны,
Брат с другой стороны,
Как большие, женатые люди.

Но в сарае своем по ночам
Мы вдвоем засыпали несмело.
Одинокий кузнечик сверчал,
И горячее сено шумело…

Мы, бывало, корзинки грибов,
От дождя побелевших, носили.
Ели желуди с наших дубов —
В детстве вкусные желуди были!..

Лет семнадцать тому назад
Мы друг друга любили и знали.
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ты, брат?
На каком Беломорском канале? (вернуться)

«Снега потемнеют синие…»[3]

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой. (вернуться)

«Июль – макушка лета...» [4]

Июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета. (вернуться)

«Отыграли по дымным оврагам...» [5]

Отыграли по дымным оврагам
Торопливые воды весны.
И пошла она сбавленным шагом
В междуречье Пахры и Десны.
Где прямою доогой, где кружной -
Вдоль шоссе, по закрайкам полей.
И помятые, потные,
Дружно
Зеленя потянулись за ней.
1941 (вернуться)


«На дне моей жизни...» [6]

На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.

И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая -
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.
1967 (вернуться)


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 7 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по детской литературе, в том числе и современной. Разрыв между изучаемой в школе литературой и кругом чтения современного читателя является порой опасным для авторитета школы: на уроках литературы обсуждаются проблемы ушедших поколений, методическая инерция поддерживает на плаву произведения, давно ушедшие в специальную историю литературы для профессионалов. (вернуться)

2. "Братья" — летом 1939 года поэт публикует стихотворение «Братья», которое является автобиографичным и посвящается беззаботному периоду детства (семья Твардовский была раскулачена в 1931 году).
В стихотворении «Братья» слилось несколько основных тем Твардовского 30-х и не только 30-х годов. Семья, семейная общность, дом, родные места, преемственность традиций семьи и дома, память; соотношение семейной общности с исторической жизнью народа; трагедия русского крестьянства того времени — и трагедия всякого человека, всякой семьи, через которую проходит разрыв связи времен и которая все же сохраняет эту связь и собственную общность.
В этом стихотворении — трагическая ирония судьбы над несовершившимися ложными надеждами. Не только пересмотр иллюзий детей, и тем более отца. Не только пересмотр границ той любви братьев, которая была неотделима от любви к своему хутору, ельнику и шишкам. Но также и сила братства, семьи, любви человека к своему кровному, родному, памяти, связи времен, связи со своими истоками.
Поэтика «Братьев» отличается от поэтики большинства стихов Твардовского 30-х годов и предвосхищает его поэтику 60-х годов.
Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о Твардовском так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нес в себе» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет. (вернуться)

3. «Снега потемнеют синие…» — стихотворение написано в 1965 году.
Пройдет совсем немного времени, и побегут первые весенние ручьи, благодаря которым «сонная, талая, земля обвянет едва». Именно в этот момент на жизненном распутье встретится прошлое и будущее, так как в лесах «листву прошивая старую, пойдет строчить трава». Этот яркий образ не только применим к весенней природе, но и является емкой характеристикой смены человеческих поколений.
Средства выразительности:
Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь».
Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая».
Олицетворения – «пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами». (вернуться)

4. «Июль – макушка лета...» — Народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика.
Этому привычному явлению, которое повторяется из года в год, посвятил свое стихотворение Твардовский. Он попытался передать чувства и ощущения, которые охватывают человека при виде облетающего липового цвета и убывающих листков календаря – неизменных свидетелей скоротечности времени.
Есть много признаком изменения природы, которые откладываются в памяти каждого из нас на уровне подсознания, но лишь поэт способен придать им значение и «расшифровать». Ему не нужно было заглядывать в календарь или же в газету для того, чтобы понять – жаркий июль во всей своей красе скоро сменится осенней прохладой. Об этом ему сообщила кукушка, которая послала всему миру «прощальный свой привет», а также «дневной свет», который с каждыми сутками идет на убыль, напоминая о том, что не за горами – длинные зимние вечера.
Стихотворение имеет особую динамику, которая словно бы подчеркивает скоротечность времени. Лирический герой стихотворения понимает, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться. А также научиться наслаждаться каждым прожитым мгновением и радоваться середине лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это – время подведении первых итогов, а также возможность постараться что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.
Средства выразительности:
Метафоры – “макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.
Оксюморон – “прощальный привет”.
Анафора – “но прежде всех газет, …но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета, считай пол-лета нет…”. (вернуться)

5. "Отыграли по дымным оврагам..." — стихотворение написано в 1941 году.
Тема — приход весны.
Здесь как и в стихотворении «Снега потемнеют синие...» говорится о приходе весны. Но стихотворение «Снега потемнеют синие…» о начале весны: таяние снегов, ручьи, зеленая трава. В стихотворении "Отыграли по дымным оврагам..." — более позднее время: воды «отыграли... по оврагам», весна медленно, но продвигается, где прямой дорогой, где «кружной» (обходит вокруг шоссе, поля). «Потные» от росы (влажные) помятые снегом зеленя (озимь, ростки ржи и пшеницы, посеянной осенью). Весна в последнем стихотворении шагает медленно, но уверенно, спокойно, в предыдущем шумная, бурная «ринулась», «выбив» из русел. (вернуться)

6. «На дне моей жизни...» — стихотворение написано в 1967 году.
Период жизни, в который написано стихотворение, называется "на закате дней".
Лирический герой стихотворения мечтает посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век — «морока немалая».
Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря: «Нет, все-таки нет, ничего, что случаю...»
Вывод: не зря прожита жизнь.
Твардовский был и остаётся лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью — даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».
Средства выразительности:
Метафоры – «на дне моей жизни, на самом донышке», «чтобы листва красовалась палая», «я думу свою без помехи подслушаю», «черту подведу стариковскою палочкой», «я здесь побывал и отметился галочкой».
Эпитеты – «наклонные лучи», «недалекий вечер», «морока немалая». (вернуться)
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz