А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Уроки в 11 классе
Главная
 
 
 
 
 
Литература периода Великой Отечественной войны (система уроков литературы в 11 классе)
 
Поэма А.Т.Твардовского "Василий Тёркин" (уроки литературы в 8 классе)
 
О.Г. Верейский. Макет обложки книги А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
 
"Вася Тёркин", 1940. Макет обложки.
Соавторами Н.Щербакова были А. Твардовский, Н. Тихонов, Ц.Солодарь и С.Маршак.
 
 
Творчество А. Т. Твардовского (1910—1971)
 
Система уроков по творчеству А.Т.Твардовского в 11 классе[1]
 

Урок 1. А. Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия»
Урок 2. Слово о Твардовском. Поэма «По праву памяти»
Урок 3. Народный характер поэмы «Василий Теркин»
Урок 4. Лирика А. Т. Твардовского
Урок 5. Сочинение по творчеству А. Т. Твардовского
Проверочная работа по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Урок 1.
А. Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия»


Цели урока: дать обзор жизненного и творческого пути А. Т. Твардовского; показать значение его творчества и общественной деятельности; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «Стана Муравия».

Оборудование портрет А. Т. Твардовского.

Методические приемы: лекция, повторение вопросов теории литературы, постановка вопросов, анализ текста поэмы.

Ход урока.

I. Чтение и разбор 2—3 сочинений по повести В.Кондратьева "Сашка".

II. Слово учителя о Твардовском

Александр Трифонович Твардовский — одна из самых ярких и противоречивых фигур в советской литературе. Сын раскулаченного и сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии, создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма. Прошел через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы «оттепели» резко критиковал советскую власть (поэма «Теркин на том свете»), стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи главным редактором «Нового мира» сделал журнал проводником демократических идей, добился публикации рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вызвавшего мощный резонанс не только в стане, но и в мире. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом, искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и ссылку.

Вся жизнь Твардовского — постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька» эта правда.

Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель.

Один из главных эстетических принципов поэта — народность.

— Что понимается под народностью в литературе?
(Народность — связь литературы с народом, выражение в литературе интересов, психологии народа, обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами народа
.)

Произведения Твардовского — стихотворения, поэмы — народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация — в «Стране Муравии», Великая Отечественная война — в «Василии Теркине», «оттепель» — в поэме «За далью — даль», разоблачение сталинизма — в поэмах «Теркин на том свете» и «По праву памяти».

III. Беседа по поэме «Страна Муравия»

В большинстве ранних стихов юный поэт восторженно писал о наступавших в деревне переменах. Даже когда началась коллективизация, от которой пострадала в числе прочих и семья Твардовских, он старался, как вспоминал позднее, «представить дело так, как всем нам тогда казалось», как необходимый и прогрессивный «великий перелом». В 1934-36 годах Твардовский пишет поэму «Страна Муравия». Герой поэмы, крестьянин-единоличник Никита Моргунок ищет «старинную Муравскую страну», где «Земля в длину и ширину — / Кругом своя. / Посеешь бубочку одну, / И та — твоя». Поиски заканчиваются решением героя пойти в колхоз.

— Каковы особенности сюжета и жанра поэмы? Какие литературные традиции продолжает Твардовский в этой поэме?
(Сюжет поэмы почти сказочный — путешествие в поисках счастливой страны (вспомним поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»), и сказочные элементы: выбор дороги, поиски коня (цыгане трижды выводят коней для Моргунка).
Соответствуют жанру волшебной сказки и герои: главный герой, претерпевающий множество приключений на пути и возвращающийся в родные места, где его и ждет счастье, верный конь («То конь был — нет таких коней! / Не конь, а человек»), герои-помощники (паренек-тракторист, подвозивший Моргунка, глава 13), герои-враги (укравшие коня, глава 8), спаситель — сам «Сталин… на вороном коне», который «В одном краю, / В другом краю / Глядит, с людьми беседует / И пишет в книжечку свою / Подробно все, что следует» (глава 7).
Песенный лад поэмы, огромное количество присказок, пословиц, поговорок тоже соответствуют фольклорному стилю: «Как в двадцать лет / Силенки нет, — / Не будет, и не жди. / Как в тридцать лет рассудка нет, — / Не будет, так ходи. / Как в сорок лет / Зажитка нет, — / Так дальше не гляди...» (глава 4), «Пропадай, моя телега, / Все четыре колеса», «Косить пошел — покашивай, / Поехал — поезжай».
Народная лексика — просторечия, диалектизмы, уменьшительные суффиксы — все это создает насыщенную атмосферу сказочности.)

— Как соотносятся сказочные элементы, сказочный сюжет с жизненным материалом, который хотел выразить автор в поэме?
Твардовский мифологизирует действительность, и порой реалистические эпизоды приобретают символический смысл. Например, в главе 1 описание переправы символизирует «переправу» к какой-то неизвестной, новой жизни:

Паром скрипит, канат трещит,
Народ стоит бочком,
Уполномоченный спешит
И баба с сундучком.
Паром идет, как карусель
Кружась от быстрины.
Гармошку плотничья артель
Везет на край страны.

«Быстрина» происходящих событий срывает с обжитого места не только Никиту Моргунка. В дороге он слышит рассказ про деда и бабу, которые тоже «жили век в своей избе», пока не случилось небывалое половодье, представляющее явную аллегорию (глава 6):

Разлились по всей России
Воды всех морей и рек...
Подняла вода избушку,
Как кораблик, понесла...
Спали воды. Стало сухо.
Смотрит дед — на солнце дверь:
«Ну, тому бывать, старуха,
Жить нам заново теперь...»

Эта история про деда и бабу, напоминающая и историю Ноева ковчега, заканчивается благополучно, как и положено в сказках. В жизни же весна 1930 года рушила человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.

— Как Твардовский отвечает на вопрос, поставленный его любимым поэтом, Некрасовым: «Кому на Руси жить хорошо»?
(После долгих мытарств единоличник Моргунок осознает, что страну Муравию искать не надо: хорошая жизнь рядом, в колхозе. В конце поэмы Моргунок попадает на колхозную свадьбу, где гуляют счастливые люди: «Неохота из артели / Даже замуж выходить»,

И над крыльцом невестиным,
Как первомайский знак,
Тревожно и торжественно Похлопывает флаг...


Таким образом, ответ на один из вечных русских вопросов, казалось, был найден.)

Вывод: Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждет народ в колхозном раю. С этой поэмы начался целый поток произведений — романов, повестей, сценариев — преображавших жестокую реальность в «сказочную быль».

Домашнее задание

Прочитать поэму Твардовского «По праву памяти»

Урок 2.
Слово о Твардовском. Поэма «По праву памяти»


Цели урока: дать обзор жизненного и творческого пути А. Т. Твардовского; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти».

Оборудование урока: портрет А. Т. Твардовского.

Методические приемы: беседа, постановка вопросов, анализ текста поэмы.

Ход урока.

I. Слово учителя об истории создания поэмы «По праву памяти»

Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969). Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была опубликована только много лет спустя — в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью — даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».

Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке...» — глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина; вновь возвеличить его, замалчивание решений ХХ съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жесткой цензуры... Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «письмо одиннадцати»[2]), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, — все это приметы времени.

Твардовский, по признанию многих, — личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:

И у свободы он в почете,
И не подвластен никому.
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.

Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир»[3], в котором работал Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно приобретало оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось. 10 августа 1968 года А. Твардовский писал А. Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие... Никогда еще, так называемые, события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной».

Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречает в шестьдесят восьмом.


Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза».

Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». А в его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, так как его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».

Это Поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского — сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников от литературы, недругов поэта. Враги журнала — секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты — целый щедринский мир — ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, — говорил Твардовский, что я упираюсь в резиновую стенку».

Необходимо сделать акцент на том, что поэму «По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский: «...почувствовал... то, что мне… нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»

II. Поэма «По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение.

— Каковы основные темы произведения?

✓тема раскаяния и личной вины человека;
✓тема памяти и забвения;
✓тема исторического возмездия;
✓тема «сыновней ответственности».

— Что из себя представляет композиция поэмы?
Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию. (Принципиально важно структуру ее анализа сделать родственной художественному мышлению автора).


Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью — даль», как бы предваряет ее. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном.

К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлетом» — сама по себе эта ситуация романтическая:

Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.

Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик.

Два друга — «мыслитель и поэт» — прекрасны:
Мы жили замыслом заветным
Дорваться вдруг
До всех наук
Со всем запасом их несметным —
И уж не выпускать из рук.
Готовы были мы к походу
Что проще может быть.
Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду
А если — то и жизнь отдать.

Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» — эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, — тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии. «Так это было» — эти слова можно отнести и к поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно.

Сын за отца не отвечает —[4]
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.

В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тетки Дарьи[5] — в поэме «За далью — даль», отца — в последней поэме.

«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в ее названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить — память под печать» — вот их позиция:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть?

Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо высказанным убеждением:

Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит...

Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.

И кто сказал, что взрослым людям
Страниц иных нельзя прочесть?
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Что нынче счесть большим, что малым —
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.

III. Беседа по вопросам

— Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930—1940 годы, используя строки из поэмы.

— Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»?

— Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме. Почему многократно повторяются слова «Сын за отца не отвечает»?

— Как показан «отец народный» Сталин в поэме?
(Необходимо использовать индивидуальное сообщение учащегося «Сравнение образа Сталина в поэмах А. Твардовского «Страна Муравия» и «По праву памяти».)

— Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет «благом»?

— Когда и как употреблены автором ключевые слова поэмы: память, правда, быль, боль?
Выпишите эти определения. Какие поэтические обороты можно назвать афоризмами?

— Понятны ли вам, людям «из другого поколения» (А. Твардовский), мысли автора? Или для вас это уже «страницы далекого прошлого»?

Домашнее задание

Перечитать поэму Твардовского «Василий Теркин».

Урок 3.
Народный характер поэмы «Василий Теркин»


Цели урока: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, ее место в русской литературе, народность и новаторство поэмы.

Оборудование урока: иллюстрации к поэме «Василий Теркин».

Методические приемы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов.

Ход урока.

I. Слово учителя

Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И. А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, на чнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить (ему за «Теркина» (И. Бунин. Письмо к Н. Д. Телешову от 10 сентября 1947 г. // Бунин И. Кн. 1. Лит. наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973).

Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин... известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939—1940 годов — с периода финской кампании. Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки... И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная... Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя...
Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить «Василия Теркина». Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде.
Быстро дописались главы «На привале», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», лежавшие в черновых набросках. Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение».

Изменился не только герой поэмы — другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» — такой подзаголовок дал автор своей поэме.

II. Беседа по тексту поэмы

— Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?
(Автор отвечает на этот вопрос так:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.)

Образ Теркина предельно обобщен. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него — «работа», продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни.

Теркин — национальный тип, сходный с типом русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки.

Теркин — пехотинец. «В нем — пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», — писал Твардовский. Это обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Уже в начале повествования, в главе «На привале» бойцы определяют Теркина так: «Свой». В главе «От автора»:

Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда...

— Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей?
Теркин — яркая личность, жизнерадостная, добро душная русская натура, «щедрое сердце», «помочь любитель», человек с открытой душой, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств — искренний патриотизм.

Задание для учащихся

Подобрать эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя.


— О чем говорит фамилия героя?
(«Теркин» значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Этот тертый человек», — определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

В главе «Теркин — Теркин» герой встречает своего однофамильца, Ивана Теркина. Оба герои, оба гармонисты, весельчаки. И старшина заключает: «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой».)

— Как развивается характер Теркина?
(С одной стороны, Теркин — персонаж почти былинный, сказочный, а значит, не развивающийся. Он не теряет присутствия духа, не унывает ни при каких обстоятельствах. В первых главах Теркин балагур, глядя на него, всем становится легче: «Хорошо, как есть такой / Парень на походе».
Однако этот образ выходит за фольклорные рамки. Веселость Теркина не то что напускная, скорее, он маскирует свои переживания — так ему легче самому и так он поддерживает других. Он, как политрук, поднимает дух солдат в дни отступлений: «Шли бойцы за нами следом, / Пока дая пленный край, / Я одну политбеседу / Повторял: / — Не унывай!» (глава «Перед боем»).
Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которые он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать (глава «На Днепре»). Образ развивается и за пределами поэмы, в произведении, написанном Твардовским уже после войны — «Теркин на том свете».)

— Каковы отношения Автора и его героя? Какова роль Автора в поэме?
(Образ Автора — в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин, / Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин — реальный человек. Общая у автора и его героя «малая родина» — Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимо от памяти о конкретных родных местах.

Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое:

От Москвы до Сталинграда
Неизменно ты со мной —
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!

Вся поэма пронизана авторским лиризмом. Автор ведет с читателем свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг-читатель». Доверительный разговор Автора приближает читателя к изображаемым событиям, к героям поэмы. Автор выступает посредником между героем и читателем.)

III. Заключительное слово учителя

«Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма — целостное произведение.

Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944—1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

Конфликт в поэме носит, как пишет Н. Л. Лейдерман, «надличный» характер — он поднят на высоту Великой Отечественной войны, когда все люди одной страны объединяются в народ, единый в своем стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения.

Домашнее задание

1. Познакомиться с лирикой А. Т. Твардовского, ответить на вопрос: какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?
2. Подготовиться к проверочной работе по поэме «Василий Теркин»

Урок 4.
Лирика А. Т. Твардовского


Цели урока: показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Эпиграф: «Вся суть в одном-единственном завете...»
А. Т. Твардовский

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

Чтение лирических стихотворений Твардовского, их краткий анализ с точки зрения традиции. Отмечаем, что любимыми поэтами Твардовского были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»).

II. Слово учителя

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.

Его стихи 30-х годов, составившие «Сельскую хронику», как позже определил сам поэт, были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхозы». Но все же «Сельская хроника» выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним. И в жанровом отношении стихи приближены к народной традиции.

Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню:

Честь великая рядом с тобой
В поле девушке стать молодой.
Всюду славят тебя неспроста —
Не стареет твоя красота.

А в стихотворении «Катерина» интонации причитания, плача:

Вдруг две бабы в толпе по-старинному заголосили:
— А куда ж ты, Катя, уходишь от нас...

Главным настроением стихотворений является оптимизм, даже если речь идет об отпевании (стихотворение «Ивушка».)

Твардовский замечал, конечно, многочисленные страдания и беды, которые принесла народу коллективизация. Порой в его произведениях звучали совсем не идиллические мотивы. Стихотворение «Братья» (1933) завершалось вопросом: «Что ж ты, брат? / Как ты брат? / Где ж ты, брат? / На каком Беломорском канале?». Однако преобладает оптимистичный тон:

Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
«Станция Починок», 1936

Стихотворения, составившие фронтовую хронику (а Твардовский участвовал и в финской, и в Великой Отечественной войнах), разнообразны по жанру. Это и публицистические стихотворные призывы — «Настанет срок народ-герой / Сметет врага с земли родной, И слава первого удара — она навеки за тобой»), «Партизанам Смоленщины» («Эй, родная, смоленская, / Сторона деревенская, / Эй, веселый народ, / Бей! / Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), и картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»).

Эти стихотворения сыграли свою роль в годы войны. Но непреходящее значение имеет лирика военных лет, тяготеющая к напряженному раздумью, к углубленности, лаконичности формы. Таково стихотворение «Две строчки» (1943) — воспоминание о финской «кампании»:

Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу, —
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Твардовский в эти, да и последующие годы видел предназначение поэта в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат, чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе». Это стало главным мотивом его послевоенной лирики.

III. Чтение и анализ стихотворений

Читаем стихотворение «Я убит подо Ржевом» (желательно иметь тексты на каждой парте).

Написано оно сразу после войны, в 1945-46 годах и первоначально имело другое название — «Завещание воина». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшихся жизней.

Твардовский в статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» пишет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, такие встречи легли в основу этого стихотворения.

— Кто лирический герой стихотворения?
(Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.)

— В чем сила этого стихотворения?
(Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя: подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой роты, на левом фланге.

Происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

От человека не осталось ничего: «Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей» нет и могилы — на поминки / Даже мать не придет». Но человек не исчез — он растворен в природе:

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме,
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе...

Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует, «Наш ли Ржев наконец?» Он призывает живых:

Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье
Эта кара страшна.

Он из тех, кто «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, — / Что я больше могу?» Так конкретное становится общим, лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.)

IV. Слово учителя

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...

В этом трижды повторенном «все же» — и незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

В стихотворениях послевоенных лет звучит и гордость одержанной победы, и вера в будущее, в успехи в мирном труде. Даже полет Гагарина осмысляется поэтом как звено всей народной жизни и истории. В стихотворении «Космонавту» (1961) Твардовский вспоминает летчиков военных лет и заключает:

Так отразилась в доблести твоей
И доблесть тех, чей день погас бесценный
Во имя ваших и грядущих дней.

В стихотворениях «Новосел», в цикле «Памяти матери» происходит переосмысление роли, которую сыграла коллективизация и раскулачивание в судьбе страны, ставшие трагическим переломом в жизни миллионов людей. В стихотворениях цикла — чувство неисполненного долга, мотив внутреннего суда над собой. В конце 60-х годов трагические краски в лирике сгущаются, звучат мотивы подведения итогов, прощания. Но и тут поэт сохраняет иронический взгляд: «Справляй дела и тем же чередом / Без паники укладывай вещички».

Пересматривая критически свою жизнь, свое творчество, поэт имеет мужество признавать свои ошибки, мужество противопоставить свое «Я» официальному мнению. В стихотворении 1956 года «Моим критикам» он пишет:

Все учить вы меня норовите,
Преподать немудреный совет.
Чтобы пел я, не слыша, не видя,
Только зная: что можно, что нет...
Но нельзя не иметь мне в расчете,
Что потом, по прошествии лет,
Вы же лекцию мне и прочтете:
Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?

Самостоянье творческой личности — в стихотворении «Вся суть в одном-единственном завете...» — эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том, что знаю лучше всех на свете, / Сказать хочу. И так, как я хочу». Поэтическим и гражданским осмыслением трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины, явилась поэма «По праву памяти», написанная в конце жизни (1966—1969). Она откровенна автобиографична, исповедальна и подводит итог многолетним трудным размышлениям поэта. Афоризмами стали строки:

Кто прячем прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.

Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Лирический герой Твардовского плоть от плоти своего народа, сын своего времени. Он переболел всеми болезнями духа, которыми переболело советское общество. Но он и не снимал своей вины за все — за простодушную наивность, за иллюзии, за колебания. И в этом чувстве вины, чувстве ответственности и проявляется мужество и свобода человека, гражданина, поэта.

V. Проверочная работа (по вариантам или по карточкам)см. ниже

Домашнее задание

Подготовка к сочинению по творчеству А. Т. Твардовского

Урок 5.
Сочинение по творчеству А. Т. Твардовского


Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приемы: анализ текста, беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

Темы сочинений:


1. Поэтические свидетельства истории.
2. «Я знаю, никакой моей вины...»
3. Народность поэзии Твардовского.
4. Народный характер в поэме «Василий Теркин».

Тезисный план сочинения по теме:
Народный характер в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»


I. Введение
Народность как связь литературы с народом, выражение в литературе интересов, психологии народа, обусловленность литературных произведений жизнью, идеалами, чувствами народа.
II. Основная часть
1. Народность творчества А. Т. Твардовского. Поэмы Твардовского — поэтические свидетельства истории (коллективизация — «Страна Муравия»; Великая Отечественная война — «Василий Теркин»; оттепель — «За далью — даль»; разоблачение сталинизма — «Теркин на том свете», «По праву памяти»).
2. Жизненность образа Василия Теркина — простого русского солдата:
— Василий Теркин как обобщенный образ («В нем — пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти» — Твардовский);
— фольклорные корни образа Теркина: сходство героя с русскими былинными богатырями, с находчивым солдатом из бытовых сказок, с удальцами-умельцами, мастерами на все руки;
— отвага, стойкость и мужество (главы «Переправа», «Смерть и воин»);
— ум, здравый смысл, юмор (главы «Теркин — Теркин», «В бане» и др.);
— чувство воинского долга, скромность (глава «О награде»);
— гуманизм, терпимость, жизнелюбие («На Днепре», «Смерть и воин» и др.);
— патриотизм («По дороге на Берлин»);
— значимость имени и фамилии героя;
— народность языка поэмы.
III. Заключение
Развитие Твардовским образа русского человека, русского характера. Популярность поэмы в народе, ее значение для бойцов Великой Отечественной.


Проверочная работа по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»


А. Т. Твардовский «Василий Теркин»

1. Кто из поэтов-классиков ХIХ века ближе всего Твардовскому по характеру литературно-общественной деятельности? Каковы жанровые и стилевые параллели между творчеством этих двух поэтов?
2. С какими словами рифмуются в «Книге про бойца» имя и фамилия главного героя? Какие из этих рифм передают отношение автора к своему герою и определяют масштаб художественного обобщения в образе Теркина?
3. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? Как зовут разных Теркиных?
4. Какие фрагменты «Василия Теркина» посвящены бытовым подробностям жизни на войне? Как проявляется в этом внимании к окопному быту отношение автора и его героя к войне?
5. Каким из принадлежащих Теркину предметам одежды даны в поэме следующие развернутые описания?
а) Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая, —
Кому не дорога!
б) Тот, в котором жизнь проводишь,
Не снимая, — так хорош! —
И когда ко сну отходишь,
И когда на смерть идешь...
Какими принципами руководствуется автор, отбирая необходимые для воссоздания бытового армейского фона детали?
6. Найдите в тексте «Василия Теркина» такие примеры использования тропов и стилевых фигур, когда благодаря иносказанию на героя переносятся общие признаки воюющего народа.
7. Попробуйте коротко описать боевой путь Теркина: когда и где происходит его боевое крещение, каковы важнейшие этапы его фронтовой биографии, где Теркин встречает окончание войны? Каковы принципы построения сюжета «Книги про бойца»?
8. Какова степень композиционной самостоятельности отдельных глав «Василия Теркина»? Как вы объясните такой принцип композиции книги? Каким образом главы связываются друг с другом?
9. Каким образом автор определяет свое отношение к герою? Каково место образа автора в поэме?
10. Как организована строфа текста в «Василии Теркине»? Как эти особенности связаны с содержанием книги?
11. В каких главах «Василия Теркина» стилистика жизнеподобия сочетается с приемами художественной условности?


1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)

2. «Письмо одиннадцати» – «Письмо в редакцию» журнала «Огонек» под широковещательным заголовком «Против чего выступает “Новый мир”?» за подписью М. Алексеева, С. Викулова, С. Воронина, В. Закруткина, А. Иванова, С. Малашкина, А. Прокофьева, П. Проскурина, С. Смирнова, В. Чивилихина, Н. Шундика. Разносной критике здесь подвергалась не только статья А. Г. Дементьева «О традициях и народности» (в № 4 «Нового мира» за 1969 год) — удар наносился по журналу Твардовского. Одиннадцать литераторов обвиняли «Новый мир» в том, что он выступает против «главных духовных ценностей нашего общества», являясь проводником буржуазной идеологии и космополитизма.
Подписавшиеся под письмом в редакцию «Огонька» 11 литераторов его не писали: как позже выяснилось, над текстом работали В. Чалмаев и М. Лобанов (критиковавшиеся Дементьевым), а также близкие «Молодой гвардии» О. Михайлов, Н. Сергованцев, В. Петелин. (вернуться)

3. «Новый мир» – журнал "Новый мир" выходит в Москве с 1925 года.
После войны главным редактором стал писатель К. М. Симонов, а в 1950-м – А. Т. Твардовский. Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. Из-за острых для того времени публикаций В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица он был в 1954 году отстранен от руководства. На его место вернулся К. Симонов, при котором был напечатан роман В. Дудинцева "Не хлебом единым", вызвавший большие споры и ставший, несмотря на скромные литературные достоинства, серьезным общественным событием.
В 1958 на пост главного редактора возвращается Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем. Слова "Новый мир", "журнал Твардовского" становятся символическими, вызывающими восторг и уважение у одних читателей, и зубовный скрежет у других (особенно в официальных инстанциях). “Новый мир” Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики. Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей не одного только советского периода. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть "Один день Ивана Денисовича" (1962) неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. Активная позиция журнала в литературных и общественных вопросах (выражаемая, конечно, в меру возможности из-за цензурных притеснений) вызывала в 60-е годы как открытую бурную полемику в печати, так и жесткую закулисную борьбу.
В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер. Эти драматические события подробны освещены с разных точек зрения многими русскими и зарубежными исследователями и непосредственными участниками тех событий (в том числе и идейными оппонентами "Нового мира"). Из книг об этом времени стоит отметить мемуары Владимира Лакшина и Александра Солженицына ("Бодался теленок с дубом"), авторов, тесно связанных с тогдашним "Новым миром" и тем не менее вступивших в полемику между собой. Период редакторства Твардовского был славным периодом в истории журнала. После Твардовского журнал возглавляли В. А. Косолапов, С. С. Наровчатов, В. В. Карпов. А с 1986 года, с началом "перестройки и гласности", журнал впервые возглавил беспартийный писатель – известный прозаик Сергей Павлович Залыгин (1913– 2000). При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров (тираж в сущности невероятный для толстого литературного журнала и возможный только в эйфории тогдашней “перестройки”). (вернуться)

4. «Сын за отца не отвечает» – слова И. В. Сталина (1878—1953), сказанные им на совещании передовых комбайнеров (1 декабря 1935 г.) в ответ на выступление участника совещания А. Г. Тильба. Последний сказал: «Хоть я и сын кулака, но я буду честно бороться за дело рабочих и крестьян» (Правда. 1935. 4 дек.). На что и последовал широко растиражированный советскими газетами знаменитый, хотя и не подтвержденный последовавшими репрессиями, ответ Сталина.
Комментарием к фразе, сказанной Сталиным, может служить записанный А. Кондратовичем (ведущим сотрудником журнала «Новый мир») рассказ А. Твардовского: «Оказывается, перед съездом колхозников была дана команда: найти сына кулака — благополучного, работающего и т. п. Это была задача трудная. Как только спрашивают, то любой секретарь райкома трусит: признаешься, что сын кулака работает, не раскулачен, — и мало ли что будет за это. Но с каким-то трудом нашли. Одели. Привезли в Москву на съезд. Написали для него речь. И он ее произнес. И где-то в самом начале он сказал: «Да вот, я сын кулака, некоторые могут подумать, что мне трудно жить, что мне не дают работы». В это время Сталин и бросил свою знаменитую реплику: «Сын за отца не отвечает». Для этой реплики и был привезен с трудом отысканный сын. Я помню впечатление от этих слов, особенно в деревенской среде. Но только в прошлом году я узнал, как была произнесена эта реплика».
О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нес в себе» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет. (вернуться)

5. Тетка Дарья – это реальная фигура, Дарья Иванова, соседка Твардовских по Загорью. Она единственная из всех персонажей поэмы «За далью — даль», кто назван по имени.
И я за дальней звонкой далью,
Наедине с самим собой,
Я всюду видел тетку Дарью
На нашей родине с тобой...
Тетка Дарья – еще одно художественное открытие Твардовского. В нашей литературе 60-х годов появятся героини со сходной судьбой: Матрена А. Солженицына, Анна Пряслина Ф. Абрамова, Катерина В. Белова. Но открыл этот характер, соотнес его со временем — Твардовский. Не будь его, наше знание о времени, которое вмещается в определение «сталинская эпоха», было бы иным — куда беднее. Благодаря Твардовскому понимание этого времени стало глубже и отчетливее. (вернуться)

 




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz