Уроки 52-54. Рассказ А.П.Чехова «Хирургия». Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Чехов А.П. Основные даты жизни и творчества
А.П.Чехов. Детство и юность (презентация)
Детство и отрочество А.П.Чехова (из книги М.Л.Семановой "Чехов в школе")
Чехов А.П. Хирургия
Чехов А.П. Письмо к ученому соседу
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам Чехова
"Стрекоза". Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10. Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429
Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий" (уроки литературы в 6 классе)
Рассказ А.П.Чехова "О любви" (уроки литературы в 8 классе)

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ
(1860-1904)

«ХИРУРГИЯ»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 52-54

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 52. А.П.Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ
Урок 53. А.П.Чехов. "Хирургия". Урок развития речи
Урок 54. А.П.Чехов. Рассказы. Урок внеклассного чтения

УРОК 52
А. П. ЧЕХОВ. «ХИРУРГИЯ» КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ
РАССКАЗ


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов» и статьи о Таганроге (см. раздел «Литературные места России»). Сообщение о псевдонимах Чехова и их происхождении. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров из рассказа, иллюстрирующих понятия речевая характеристика, юмор. Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор».
Практическая работа. Устное описание внешности героев рассказа.
Самостоятельная работа. Поиск сведений о Чехове с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка устного рассказа о писателе и инсценировки фрагмента рассказа. Написание отзыва на иллюстрацию учебника. Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова и подбор к ним цитатных подписей.
Проект.Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение юмористических фрагментов из ранних рассказов Чехова.

— Почему рассказы Чехова вызывают смех?

— Над чем мы смеёмся, читая его рассказы?

Прочитайте эпиграф к статье учебника о Чехове. Что в языке Чехова могло «захватить» Льва Толстого? См. эпиграф ниже.

II. Краткий рассказ учителя о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ учителя о Чехове с показом презентации, включающей портреты писателя, изображения литературных мест, связанных с его именем (Таганрога, Москвы, Мелихова, Ялты).

Чтение статьи учебника о Таганроге (см. раздел учебника «Литературные места России»). См. текст статьи ниже.

III. Сообщение учащегося о псевдонимах Чехова и их происхождении.

Обобщающая беседа:


Какие трудности преодолевал Чехов в детстве и юности?

Какие увлечения у него были?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

Какие псевдонимы были у молодого Чехова? Зачем он их использовал?

Какой случай лёг в основу сюжета рассказа «Хирургия»?

IV. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Чтение рассказа с начала до слов «...кладёт её перед фельдшером».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Каким вы себе представляете фельдшера Курятина? Как, по-вашему, он может говорить с дьячком?

Каков внешний облик Вонмигласова? Каковы его интонации в разговоре с фельдшером?

Чтение по ролям диалога фельдшера и дьячка от слов «А-а-а... моё вам!..» до слов «...нащупывает зуб на старом месте».

Какими предстают фельдшер и больной?

Каковы особенности их речи и поведения?

Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

Чтение по ролям финала рассказа от слов «Тянул! — говорит он» до конца рассказа.

VI.Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Докажите, что автор высмеивает глупость и невежество героев рассказа.

VII. Понятие о речевой характеристике персонажей.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Будьте внимательны к слову».

Докажите, что речь героев является средством их характеристики.

Работа со словарём литературоведческих терминов.
Поиск цитатных примеров из рассказа, иллюстрирующих понятия речевая характеристика, юмор.

VIII. Развитие понятия о юморе

Ответ на вопрос 5 из раздела «Размышляем о прочитанном».

Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор». См. текст статьи ниже.

Чем отличаются сатирический и юмористический смех?

Черты какого смеха мы находим в рассказе «Хирургия» и других рассказах Чехова?

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Подготовить рассказ о Чехове, используя ресурсы Интернета.

Групповые задания.

Подобрать цитаты из рассказа «Хирургия» по темам: интерьер земской больницы, облик героев, их реплики (по группам).

Подготовить сценку по фрагменту рассказа.

Индивидуальные задания.

Написать отзыв на иллюстрацию учебника.

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу и подобрать к ним подписи из текста.

УРОК 53
А. П. ЧЕХОВ. «ХИРУРГИЯ».

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основное содержание урока:
Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу.
Основные виды деятельности учащихся.
Устное рецензирование чтения актёров. Составление плана (цитатного плана) рассказа. Подбор цитат по заданным темам: интерьер земской больницы, облик героев, их реплики (по группам). Исполнение сценки по рассказу «Хирургия», оценка игры «актёров». Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу.
Практическая работа. Составление таблицы, включающей в себя ключевые элементы киносценария. Словесное описание кадров киносценария.
Самостоятельная работа. Завершение работы по составлению таблицы (описание недостающих кадров киносценария). Чтение ранних рассказов Чехова «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу» (по группам) и подготовка к их инсценированию. Подбор иллюстраций и создание собственных иллюстраций к рассказам, подготовка к их презентации и защите.
Проект. Инсценировка рассказа А. П. Чехова «Хирургия».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения.

II. Обсуждение рассказа «Хирургия»
по вопросам и заданиям 1—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций.

Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись)

III. Составление цитатного плана рассказа:

1. «Земская больница».
2. «Рта раскрыть нельзя...»
3. «Хирургия — пустяки...»
4. «Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя...»
5. «Щипцы срываются с зуба...»
6. «Коли не умеешь рвать, так не берись!»
7. «Хирургия, брат, не шутка...»
8. «Так и знал!»
9. «Уходит восвояси».

IV. Составление киносценария по рассказу

Составление киносценария по рассказу «Хирургия» «замедляет» темп чтения, учит вчитываться в текст, замечать детали.

Г р у п п а  1.
Характеристики действующих лиц.

(Сколько им лет, как они одеты, какие приметы их внешности и поведения являются особыми и др. Составление «замечаний для господ актёров».)

Г р у п п а  2.
Описание места действия, где происходит «лечение» зуба.

(Выбор из текста описаний интерьера земской больницы и составление авторских ремарок киносценария.)


ТАБЛИЦА
Составление киносценария
Рассказ
Киносценарий
«Земская больница... В приёмную входит дьячок Вонмигласов... ищет глазами икону... крестится на бутыль с карболовым раствором. Фельдшер, подходя к шкафу и роясь в инструментах... берёт козью ножку... берёт щипцы...»
Приёмная земской больницы. В центре стол для записи больных. На правой стороне стола, ближе к краю, — бутыль с карболовым раствором. Слева на первом плане — деревянное кресло. У кресла столик. На нём тарелка с инструментами. На заднем плане — шкаф


Г р у п п а  3.
Диалог фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова.

(Составление реплик диалога, перевод слов автора в авторские ремарки. Сохранение юмористических слов и выражений, комичных деталей речи и поведения.)

Составление таблицы, включающей в себя ключевые элементы киносценария:

ТАБЛИЦА
Ключевые элементы киносценария
Номер кадра
Место действия
Смена планов
Диалоги героев
Звук
  
  
  
  
  

В первом столбике указывается, как выглядит место действия в каждом кадре-эпизоде.
Во втором — каким мы его видим. (Крупным планом — зуб с зияющим дуплом. Средним планом — фигуры фельдшера и дьячка. Общим планом — вид приёмной земской больницы.)
В третьем столбике записываются реплики диалога.
В четвёртом фиксируются неречевые звуки, которые могут раздаваться за кадром, например: кашель, стон, звон инструментов, хруст вырываемого зуба и т. п.
По этой схеме описывается каждый кадр киносценария.

V. Исполнение сценки по рассказу «Хирургия», оценка игры «актёров».

VI. Защита рисунков, выполненных учащимися.

VII. Консультация по составлению инсценировки рассказа А. П. Чехова «Хирургия».

Домашнее задание

Завершить работу по составлению таблицы, описав недостающие кадры киносценария.

Групповые задания. Подготовить инсценировку рассказа А. П. Чехова «Хирургия».

Прочитать рассказы «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу» (по группам).

Индивидуальные задания .

Подобрать в книгах или в Интернете иллюстрации к ранним рассказам Чехова.

Нарисовать иллюстрации к рассказам, прочитанным самостоятельно.

УРОК 54
А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока:
Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Обсуждение рассказов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение книжной графики к ранним рассказам. Презентация и защита собственных иллюстраций. Инсценирование юмористических рассказов и рецензирование инсценировок.
Практическая работа. Выявление авторских способов создания комического. Характеристика и нравственная оценка героев (по группам).
Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Над чем мы смеёмся, читая ранние рассказы Чехова (на примере 1—2 рассказов)?»
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях пятиклассников».

I. Вопросы и задания для обсуждения рассказов (по группам).
Коллективные сообщения о результатах своих наблюдений.

Г р у п п а  1.
«Письмо к учёному соседу».


1. Что вызывает смех в рассказе «Письмо к учёному соседу»?
2. Какими вы представляете себе автора письма Василия Семи-Булатова и его учёного соседа Максима?
3. Меняется ли отношение автора письма к своему адресату от начала до конца письма?
4. О каких научных и общественных проблемах повествует это письмо?
5. Как в письме проявился характер и уровень образованности Василия Семи-Булатова? Почему в письме так много орфографических и грамматических ошибок?
6. Каково авторское отношение к автору письма?

Г р у п п а  2.
«Каникулярные работы институтки Наденьки».


1. Смешно ли вам было при чтении рассказа?
2. Какие слова, выражения, образы, поступки героев вызывают вашу улыбку?
3. Какой вы представляете Наденьку?
4. С какой целью автор придумал такой сюжет?
5. Что смешного вы обнаружили в сочинении Наденьки?
6. В чём проявляется юмор автора?

Г р у п п а  3.
«Пересолил».


1. Над чем мы смеемся, читая рассказ Чехова «Пересолил»?
2. Какими вы представляете пассажира и возницу?
3. Как меняется их внутреннее состояние по ходу разговора?
4. Зачем Чехов придумал такой сюжет? Что он хотел показать читателю?
5. Как характер человека может проявиться в его речи? Докажите свои мысли текстом.
6. Какие способы создания комического использует Чехов?

II. Обобщающая беседа:

Какие проявления жизни, по мнению Чехова, могут вызвать смех читателей?

Какими способами автор создаёт комические образы и картины?

Современны ли ранние рассказы Чехова?

Можно ли сегодня смеяться над тем, над чем смеялись современники писателя?

III. Показ и обсуждение иллюстраций к ранним рассказам Чехова, выполненных пятиклассниками:

Какие рассказы проиллюстрированы?

Какими изображены герои рассказа? Докажите, что учащиеся следовали в своих иллюстрациях авторскому тексту.

Удалось ли пятиклассникам передать в иллюстрациях качества героев, которые Чехов изобразил в их речевых характеристиках?

Передан ли в иллюстрациях юмор писателя?

Эти материалы станут основой для создания коллективного проекта «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях пятиклассников».

IV. Представление «Театра Антоши Чехонте», где будет показана инсценировка рассказа «Хирургия» (или другого рассказа), и оценка этого проекта:

1. Качество текста инсценировки.
2. Внешность героев, их костюмы.
3. Оформление сцены: реквизит, декорации, фото- и видеоматериалы.
4. Звуковое сопровождение спектакля (звукозаписи, использование интернет-коллекции шумовых эффектов).
5. Разработка мизансцен (игра актёров, их мимика, жесты, интонации, сценическое движение и др.).

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Над чем мы смеёмся, читая ранние рассказы Чехова (на примере 1—2 рассказов)?»

Следующие уроки: Урок 55. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Антон Павлович
ЧЕХОВ

1860-1904

Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня.
Л. Н. Толстой


Писатель родился в семье купца Павла Егоровича Чехова. Его дед был крепостным, а отец служил в приказчиках, потом открыл в Таганроге бакалейную лавку. По воспоминаниям сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, он был человеком «требовательным и взыскательным. Не обходилось иной раз и без наказания ремнём провинившихся братьев... Доставалось иногда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре... Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания». Павел Егорович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками, — словом, искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени. Причём хор был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу. И сыновей он заставлял петь в хоре, посещать все спевки почти каждый вечер. Отец знал цену образованию, поэтому стремился учить детей. Помогая торговать в лавке, обучаясь ремёслам, исполняя разные домашние обязанности, братья Чеховы одновременно учились. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. С 1868 года братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Ф. Н. Покровский, законоучитель, вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо Священной истории рассказывал о литературе — о Пушкине, Гёте и Шекспире. У Покровского были свои странности: он давал ученикам смешные прозвища. Он прозвал будущего писателя Антоша Чехонте — это имя стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова.

Уже в гимназические годы Чехов увлекался театром и литературой. В театр он ходил с братом Иваном. Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателями гимназии: посещение театра допускалось только с разрешения гимназического начальства и в сопровождении родителей. Возвращаясь из театра, братья оживлённо обсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерски перевоплощаясь то в старика, то в женщину, то в юношу.

Семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Александр стал писателем, Николай — художником, Михаил — литератором, Иван — выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями. О себе, своих братьях и сестре Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения. Однажды Чехов явился к дяде, нарядившись нищим, и тот подал ему милостыню. Иногда Антон изображал зубного врача. Долго и сосредоточенно он раскладывал инструменты, а старший брат в роли пациента сидел напротив и замирал от страха. Антон лез в рот Александру с щипцами для углей, тот вопил от боли, а «доктор» с серьёзным видом его успокаивал. Гомерический хохот сопровождал эту сцену. Знаменитая «Хирургия» написана явно под влиянием этого маленького домашнего спектакля. Правда, сюжетом для рассказа послужил случай, происшедший в земской больнице, где работал знакомый Чехова — врач П. А. Архангельский. Брат писателя вспоминал об этом: «Однажды в Воскресенскую больницу пришёл на приём больной с зубной болезнью. Архангельский был занят с другим, более серьёзным больным и поручил прикомандированному к нему студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента вместо больного здоровый зуб. Вырвал и сам испугался... Студент стал рвать больной зуб и сломал на нём коронку. Пациент выругался и ушёл».

С августа 1875 года Чехов выпускает рукописный журнал «Заика», пробует свои силы в драматургии. Все члены семьи переезжают в Москву, поскольку отец оказался несостоятельным должником. Шестнадцатилетний Антон Чехов остаётся в Таганроге, помогает семье. В эти трудные годы он выдерживает первое испытание характера. Не удовлетворённый казённой системой преподавания в гимназии, он много читает, становится одним из самых первых читателей городской библиотеки, увлекается описаниями путешествий, читает произведения Сервантеса, Тургенева, Шекспира и др., его интересуют юмористические журналы. С сентября 1879 года Чехов учится на медицинском факультете Московского университета. В 1884 году Чехов закончил Университет, заказал для своей входной двери табличку «Доктор А. П. Чехов». Родители были счастливы, но вскоре он почти отошёл от врачебной работы, литературная деятельность захватывала его всё сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата.

Уже в первых рассказах Чехов откликается на самые злободневные вопросы, заставляет читателя не только смеяться, но и негодовать. Он создаёт такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Пересолил».
По А. Захаркину (вернуться)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какими талантами обладали А. П. Чехов, его братья и сестра? Как Антон Павлович относился к чтению?
2. Подготовьте рассказ о писателе, используя материалы статьи в учебнике и ресурсы Интернета (www.abc-people.com/data/ chehov/biol.htm).
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


ЛИТЕРТУРНЫЕ МЕСТА РОССИИ

Антон Павлович
ЧЕХОВ
Город Таганрог (Ростовская область)


Таганрог — родина А. П. Чехова. В этом городе прошли детство и юность писателя. Об укладе жизни семьи Чеховых в Таганроге вспоминал брат писателя Михаил Павлович: «День начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано, мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший Александр устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял. Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: Павел Егорович любил петь по нотам и приучал к этому и детей». В Таганроге был неплохой театр. О своей юношеской любви к театру А. П. Чехов писал в письме известному журналисту А. А. Суворину: «Театр давал мне когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре...»

Здесь же, в Таганроге, гимназист Чехов пишет свои первые литературные произведения. Как вспоминает брат писателя, «будучи учеником VII класса, он написал драму „Безотцовщина" и очень смешной водевиль „Недаром курица пела...". Будучи гимназистом, издавал рукописный журнал „Заика", предназначенный им специально для старших братьев...».

В настоящее время дом, в котором жила семья Чеховых в Таганроге, стал музеем, часто посещаемым жителями Таганрога и поклонниками таланта А. П. Чехова со всей России и из других стран. (вернуться)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Вопросы из раздела учебника (после текста рассказа)

1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или... собственные размышления о провинциальных лекарях?

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (вернуться)

О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
ЮМОР


Давайте поговорим о смешном в произведении, о роли, которую играет смех...

Но разве смех может «играть роль»? Ведь смех — это просто когда смешно!

Верно. Однако смех смеху рознь, и писателю вовсе не безразлично, каким смехом будет смеяться читатель. Создавая рассказ, он заранее обдумал, на кого и почему направит весёлые стрелы смеха. А эти стрелы разят метко и могут по желанию автора либо задеть легонько, либо уколоть посильнее, а то и пригвоздить к позорному столбу того, кто это заслужил. Весёлые стрелы смеха могут на лету сбить пышные одежды, в которые вырядилось ничтожное, чванливое существо, и показать, каково оно есть на самом деле.

Вот ты читаешь и совсем забыл об авторе, увлечённый событиями. А он тут, с тобой. Это он заставляет тебя смеяться именно на этой, а не на другой странице, и вместе со смехом он дарит тебе мысль и чувство, сквозь шутку помогает что-то зорче разглядеть, понять и самостоятельно критически оценить...

Смех бывает весёлый, добрый — сцены, эпизоды произведения, вызывающие его, мы называем юмористическими. А бывает смех злой, гневный — его вызывают произведения сатирические, они зовут людей к протесту, пробуждают презрение к нарисованному персонажу, явлению, заставляют людей действовать. (вернуться)

ПРОЕКТ

К чеховскому вечеру или к вечеру юмора в школе подготовьте инсценированное чтение рассказов Чехова, а также электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова».

ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Как художники иллюстрировали рассказы Чехова?
Чем интересны иллюстрации?
На что в первую очередь художники обращают внимание?
Какие средства создания юмористических образов используют художники-иллюстраторы?

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
А. П. Чехов. «Хирургия»


1. Расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка?

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

7. Подготовьте чтение рассказа по ролям. (вернуться)

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»).
О чём эти действия рассказывают читателю?

О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе?

Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


Антон Павлович
ЧЕХОВ
ПИСЬМО К УЧЕНОМУ СОСЕДУ
[2]

Село Блины-Съедены

Дорогой Соседушка.

Максим… (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените[3] и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т. е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками. Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины местный максимус понтифекс[4] отец Герасим и со свойственным ему фанатизмом бранил и порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого происхождения и других явлений мира видимого и восставал и горячился против Вашей умственной сферы и мыслительного горизонта покрытого светилами и аэроглитами. Я не согласен с о. Герасимом касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую Провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого драгоценных металов, металоидов и бриллиантов, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы. О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском, был погребен не как обезьяна, а рядом с абатом католическим Иоакимом Шостаком, записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора). Абат значит католический поп. Извените меня неука за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую посвоему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорей помещаются в животе чем в голове. Не могу умолчать и не терплю когда ученые неправильно мыслят в уме своем и не могу не возразить Вам. О. Герасим сообщил мне, что Вы неправильно мыслите об луне т. е. об месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты, когда люди спят, а Вы проводите электричество с места на место и фантазируете. Не смейтесь над стариком за то что так глупо пишу. Вы пишете, что на луне т. е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко. Вы немножко ошиблись. Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил! Ужасно я предан науке! Рубль сей парус девятнадцатого столетия для меня не имеет никакой цены, наука его затемнила у моих глаз своими дальнейшими крылами. Всякое открытие терзает меня как гвоздик в спине. Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же таки негодник старый занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших знаний. Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть. Я много произвел открытий своим собственным умом, таких открытий, каких еще ни один реформатор не изобретал. Скажу без хвастовства, что я не из последних касательно образованности, добытой мозолями, а не богатством родителей т. е. отца и матери или опекунов, которые часто губят детей своих посредством богатства, роскоши и шестиэтажных жилищ с невольниками и электрическими позвонками. Вот что мой грошовый ум открыл. Я открыл, что наша великая огненная лучистая хламида солнце в день Св. Пасхи рано утром занимательно и живописно играет разноцветными цветами и производит своим чудным мерцанием игривое впечатление. Другое открытие. Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается. Потом я открыл еще, что собаки весной траву кушают подобно овцам и что кофей для полнокровных людей вреден, потому что производит в голове головокружение, а в глазах мутный вид и тому подобное прочее. Много я сделал открытий и кроме этого хотя и не имею аттестатов и свидетельств. Приежжайте ко мне дорогой соседушко, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям различным поучите.

Я недавно читал у одного Французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученыи. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу дает себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Маиор), человек хороший но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит пожже, то значит в кабак анафема заходил. Обычай ездить к соседям не нами выдуман не нами и окончится, а потому непременно приежжайте с машинками и книгами. Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня негодника за беспокойство.

Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов.
Источник: А. П. Чехов. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1974. — Т. 1. [Рассказы. Повести. Юморески], 1880—1882. — С. 11—16.) (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. «Письмо к учёному соседу» — первый печатный рассказ А.П.Чехова, впервые опубликованный под псевдонимом «….въ» 9 марта 1880 года в десятом номере художественно-юмористического журнала «Стрекоза». Заглавие: Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху. Подпись: .... въ.. Точное время написания рассказа неизвестно.
Согласно воспоминаниям младшего брата писателя Михаила Павловича Чехова, рассказ представлял собой «в письменной форме тот материал, с которым он выступал по вечерам у нас в семье, когда приходили гости и он представлял перед ними захудалого профессора, читавшего перед публикой лекцию о своих открытиях», а формой для этого рассказа «послужило письмо его деда Егора Михайловича к его отцу Павлу Егоровичу». Согласно же другим исследованиям, А. П. Чехов в рассказе пародировал письма своего отца Павла Егоровича. Также высказывалась гипотеза, что высмеивание антидарвинизма в рассказе связано с влиянием на Чехова, который в то время был студентом-первокурсником медицинского факультета Московского университета, профессора К. А. Тимирязева, который активно пропагандировал на факультете учение Ч. Дарвина.
Первое упоминание о рассказе появилось в журнале «Стрекоза» 13 января 1880 года: «Москва, Грачёвка, г. А. Че-ву. Совсем недурно. Присланное поместим. Благословляем и на дальнейшее подвижничество». 20 января 1880 года главный редактор И. Василевский писал Чехову: «Милостивый государь! Редакция честь имеет известить Вас, что присланный Вами рассказ написан недурно и будет помещён в журнале. Гонорар предлагается редакцией в размере 5 коп. со строки». Цензурное разрешение было получено 6 марта 1880 года. (вернуться)

3. «Извените» — авторское написание слов сохранено. Рассказ приведён по тексту сборника «Шалость» 1882 г. с некоторыми исправлениями по журнальной публикации. (вернуться)

4. максимус понтифекс — верховный жрец (лат. pontifex maximus). (вернуться)


 
 
Таганрог. Дом, где находилась бакалейная лавка П. Е. Чехова. Фотография.
Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz