Пушкин А. С. Зимнее утро. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Уроки 1-2. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 11. А.С.Пушкин. "Узник"
А.С.Пушкин. Основные даты
жизни и творчества
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра
Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Портреты Пушкина
Пушкинская эпоха. Село Михайловское
Друзья и современники А.С.Пушкина
Пушкин А. С. Зимнее утро
Тест "Жанры лирики А.С.Пушкина"

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
ЗИМНЕЕ УТРО


Уроки литературы в 6 классе[1]
Урок 12

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


УРОК 12
А. С. ПУШКИН.
«ЗИМНЕЕ УТРО»


Основное содержание урока:
Стихотворение в актёрском исполнении. Роль антитезы в композиции стихотворения. Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. фонохрестоматию). Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Поиск цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятие «антитеза». Устный рассказ о стихотворении.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Стихотворение в актёрском исполнении

Сообщение о приездах Пушкина в Тверской край и истории создания стихотворения «Зимнее утро».


Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной, Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г. (см. подробнее материал ниже)

Прослушивание и рецензирование стихотворения «Зимнее утро» в актёрском исполнении.

Чтение стихотворения учащимися про себя и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Лексический и историко-культурный комментарий (см. раздел учебника «Совершенствуем свою речь»).

II. Роль антитезы в композиции стихотворения

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Работа со словарём литературоведческих терминов. Понятие об образной и композиционной антитезе.

Какая антитеза является в стихотворении главной?
(Композиционная антитеза: вьюжному вечеру противопоставлен ясный морозный день.)

Как изменения в природе связаны с состоянием людей? Дополните таблицу своими наблюдениями над текстом.

ТАБЛИЦА
Изменения в природе и в состоянии людей в стихотворении «Зимнее утро»
Время
Природа
Человек
Вечор
Вьюга, мутное небо, тучи мрачные ...
Ты печальная ...
Ныне
День чудесный, комната янтарным блеском озарена ...
Проснись, открой взоры, звездою севера явись ...


Групповая исследовательская работа: Каждая из пяти групп анализирует по одной строфе стихотворения и заполняет таблицу.

ТАБЛИЦА
Анализ стихотворения «Зимнее утро»
Образная система
Образные антитезы
Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
Настроение
Образы природы: Мороз, солнце, день чудесный
Образы человека: Дремлешь, друг прелестный, красавица
Мороз (холод) — солнце (тепло);
день (светло) — дремлешь (как ночью);
дремлешь (сон) — проснись, открой взоры (пробуждение) ...
Эпитеты: чудесный, прелестный.
Метафоры: сомкнуты негой взоры, северная Аврора, звезда севера
Радостное


III. Мотив единства красоты человека, природы и жизни.
Радостное восприятие окружающей природы


С какой целью поэт создаёт образ мира, построенный на многочисленных антитезах?

Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Устный рассказ о стихотворении на тему «Роль антитезы в понимании стихотворения „Зимнее утро“».

Практическая работа.

Подготовка устных сочинений на темы «Вьюга ночью» и «Морозное солнечное утро» с использованием выразительных средств пушкинского языка.

IV. Интонация как средство выражения поэтической идеи

Обучение выразительному чтению стихотворения с использованием рекомендаций практикума «Читаем, думаем, спорим...».

И т о г о в ы й в о п р о с: почему, несмотря на множество антитез, стихотворение «Зимнее утро» воспринимается как целостная, единая картина?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Выполнить письменную работу (по выбору):

Сочинение-описание на тему «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро».

Ответ на вопрос «Какова роль антитезы в понимании стихотворения „Зимнее утро“»?».

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрацию к стихотворению.

Подготовить выразительное чтение стихов Пушкина о дороге: «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...», «Дорожные жалобы», «Телега жизни» и др.

Следующий урок: Тема дороги в лирике А.С.Пушкина >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.



1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)




А.С.ПУШКИН В ТВЕРСКОМ КРАЕ


В Тверской области есть Пушкинское кольцо Верхневолжья — круговой маршрут длиною около 250 км, на котором находятся места, связанные с посещением их Александром Сергеевичем Пушкиным, а именно: путевые дворцы, помещичьи усадьбы, парки, церкви, гостиницы, мосты и кузницы.

Поэт приезжал в Тверскую губернию с 1811 по 1836 год более двадцати раз. Здесь он провел около ста дней. В разные годы он останавливался у своих друзей в Твери, Старице, Малинниках, Павловском, Берново, Курово-Покровском, Грузинах, Торжке, Митино, Прутне.

Бывшее имение Вульфов, Павловское, расположено в трёх км к западу от Бернова на правом берегу реки Тьмы. Имение неоднократно посещал А. С. Пушкин.

Впервые он гостил в Павловском осенью 1828 г. А в январе 1829 г. вновь приехал вместе с Алексеем Вульфом и прожил здесь более недели. Гостеприимный дом Павла Ивановича был для поэта приютом спокойствия и вдохновенного творческого труда. Снова Александр Сергеевич навестил Вульфов в октябре 1829 г. и пробыл в имении три недели - до первых чисел ноября.

За это время он создал стихи «Зимнее утро», «Зима. Что делать нам в деревне?..», значительную часть «Путешествия Онегина» (первоначальные наброски), начал работу над оставшимся неоконченным «Романом в письмах» и заметкой «Разговор о критике».

Дом, в котором жил Пушкин, когда приезжал в Павловское, не сохранился. Из построек XVIII в. частично уцелел лишь скотный двор, построенный из красного кирпича. Но есть парк, река Тьма, есть леса и долины, воспетые поэтом.

Сама природа здесь – нерукотворный памятник А.С.Пушкину.

"Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я к тебе пишу: из Павловска; между Берновом и Малинников, о которых, вероятно, я тебе много рассказывал. Вчера, своротя на проселочную дорогу к Яропольцу, узнаю с удовольствием, что проеду мимо Вульфовых поместий, и решился их посетить. В 8 часов вечера приехал я к доброму моему Павлу Ивановичу, который обрадовался мне как родному. Здесь я нашел большую перемену. Назад тому 5 лет Павловское, Малинники и Берново наполнены были уланами и барышнями; но уланы переведены, а барышни разъехались; из старых моих приятельниц нашел я одну белую кобылу, на которой и съездил в Малинники, но и та уж подо мною не пляшет, не бесится, а в Малинниках вместо всех Анет, Евпраксий, Саш, Маш и т.д. живет управитель Прасковии Александровны Рейхман, который поподчевал меня шнапсом. Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве. Но я к ней не поеду, зная, что тебе было бы это не по сердцу. Здесь объедаюсь я вареньем и проиграл три рубля в двадцать четыре роббера в вист. Ты видишь, что во всех отношениях я здесь безопасен." Из письма Н. Н. Пушкиной. 21 августа 1833 г. Павловское. Адрес: Наталье Николаевне Пушкиной в Петербурге, на Черной речке на даче Миллера. (вернуться)


ЗИМНЕЕ УТРО
А.С.ПУШКИН
[3]

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,[4]
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
<1829>
(вернуться к уроку)

3. Зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный…») – дата создания: 3 ноября 1829, опубл.: «Царское Село». Альманах на 1830 год. СПб., стр. 1—2.
Написано в Старицком уезде Тверской губ., в селе Павловском П. И. Вульфа, дяди друзей Пушкина. Поэт гостил у него по дороге из Москвы (после возвращения из Арзрума) в Петербург.
В первоначальном черновике последний стих 4-й строфы читался: «Коня черкасского запречь». Он был заменен окончательным вариантом — «Кобылку бурую запречь», — что характеризует работу Пушкина по созданию реалистического стиля.
«Зимнее утро» наполнено светом, радостью при виде нового родившегося дня, открывающего необозримые дали и красоту неброской, скудной («поля пустые», «леса, недавно столь густые») северной зимней природы, полной, однако, простого и тихого очарования. С неподражаемой грацией, изящным лукавством Пушкин, «грустно очарованный» «девственной красой», пишет стихотворное признание в легкой влюбленности. (вернуться)

4. Аврора — (устар., трад.-поэт.) утренняя заря.
(мифол.) богиня утренней зари в древнеримской мифологии. (вернуться)

6. Облучо́к – сидение для кучера или ямщика в повозке. (вернуться)

 
 


 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz