Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портреты Твардовского работы
О.Г.Верейского
Иллюстрации О.Г.Верейского к
поэме "Василий Тёркин"
Твардовский А.Т. Василий Тёркин
Твардовский А.Т. По праву памяти
Произведения А.Т.Твардовского (библиотека сайта)
Твардовский А.Т.
 Библиографический указатель (по
журналу "Литература в школе")
А.Т.Твардовский. Портрет работы О.Г.Верейского, 1943 г.
"Вася Тёркин", 1940. Макет обложки.
Соавторами Н.Щербакова были А. Твардовский, Н. Тихонов, Ц.Солодарь и С.Маршак.

AЛЕКСАНДР TРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910 – 1971)

«ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 86-87

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Твардовский — весь продолжение большой традиции
русской литературы. И народностью идеалов, и светом
гуманизма, и готовностью все доброе принять, как свое,
и ощущением открытых просторов и безбрежности далей духовного развития.
Вл. Огнев


Цели уроков:
— продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Т. Твардовского;
— обучение анализу поэтического произведения;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя (возможна презентация), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном с элементами анализа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).

Рассказ о творчестве А. Т. Твардовского дается при условии, что на уроки будет отведено два часа.

II. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.
«Книга про бойца» Александра Твардовского.


Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» стала значительным поэтическим явлением периода Великой Отечественной войны. Впервые образ рядового Тёркина появился в фельетонах, опубликованных в армейской газете «На страже Родины» во время войны СССР с Финляндией (1939—1940). Василий Тёркин здесь — персонаж, во время Великой Отечественной войны (1941—1945) трансформировавшийся в широко обобщенный образ русского солдата.

С июня 1941 года Александр Твардовский работал в газете Украинского фронта «Красная Армия». Поэт писал в это время очерки и статьи, плакаты и агитки для листовок, небольшие заметки и стихи. Параллельно со стихами, отразившими горечь отступления и тяжелые фронтовые будни, тяжесть человеческих утрат и глубокую любовь к Родине, Твардовский создает народную поэму о простом русском солдате, защищающем Россию по велению сердца, без высокопарных слов и лозунгов — поэму «Василий Тёркин» («Книгу про бойца»).

«Книга про бойца» создавалась с 1942 по 1945 год. Сюжетной основой ее стали события Великой Отечественной войны, художественно переосмысленные автором. Твардовский предполагал закончить поэму в 1943 году послесловием «От автора», но война продолжалась, поэтому нельзя было не отразить в «Василии Тёркине» наступательные бои советских войск. Более того, сотни писем, шедших с фронта, требовали продолжения рассказа о любимом народном герое. И «солдат» Василий Тёркин продолжал жить.

Василий Тёркин — собирательный образ Воина, борющегося с немецкими оккупантами за свободу своей страны:

Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Общность судьбы простого солдата с судьбой миллионов таких же воинов подчеркивалась автором неоднократно:

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...

Суровая правда войны получила в поэме свое поэтическое воплощение, несмотря на кровавые эпизоды, сменяющие друг друга «смертные бои», гибельные переправы. Война показана Твардовским без прикрас, так как поэт был за правду в искусстве, «как бы ни была горька» она. Именно поэтому «Василий Тёркин» сразу же полюбился читателям, поэма стала народной, читатели хорошо понимали, что

Речь идет о том болоте,
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь — по грудь;
Где в трясине, в ржавой каше,
Безответно — в счет, не в счет —
Шли, ползли, лежали наши
Днем и ночью напролет...
«Бой в болоте»

Композиция произведения отражает главные этапы войны, следовательно, основные испытания, выпавшие на долю Тёркина: окружение, тяжелое ранение на ничейной полосе, убийственная переправа, бои и потери друзей, госпиталя и снова бои. Отсюда фамилия главного героя поэмы — Тёркин, возникшая от глаголов тереть и перетереть.

Во-первых, Тёркин бывалый боец, то есть тертый жизнью. Во-вторых, в характере его есть та сила, которая поможет перетереть, превозмочь все испытания, все горести. Твардовскому удалось реалистично и емко показать русский народный характер в экстремальных условиях. При этом автор подчеркивает внутреннюю красоту своего героя при внешней «обыкновенности», типичности. Василий Тёркин предстает в поэме уже сложившимся человеком, с устойчивой системой ценностей, взглядом на мир, много пережившим и испытавшим, знающим цену и себе, и друзьям-товарищам. Многое в поэме показано через призму восприятия событий главного героя:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле...
«На привале»

Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населенный пункт Борки...
«Бой в болоте»

Глава «О любви» начинается широко известными строками:

Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда-то...

Следуя некрасовской традиции, Твардовский описывает «долюшку женскую», особенно тяжелую в годы войны: здесь и трудовые будни на работе, и голодные дети, и сырые дрова, которые надо самой достать, нарубить, а затем растопить печь, и больная от тяжких дум и забот голова. Женщины тыла не жалуются в письмах на свои невзгоды, не просят помощи, понимая, что их мужьям и сыновьям, отцам и братьям сейчас гораздо труднее, что от их ратного подвига зависит существование страны, многих народов. В своих письмах женщины пишут о любви, о детях, о быте. Тёркин, выражая авторскую точку зрения, говорит так:

Да, друзья, любовь жены, —
Кто не знал — проверьте, —
На войне сильней войны
И, быть может, смерти...

В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» показан многогранный образ русского человека, по-разному раскрывающийся в мирное время и в тяжелый час «годины горькой», в тылу и на фронте, — образ «святого и грешного, русского чудо-человека», спасшего мир от немецкого фашизма в годы Второй мировой войны.

«Твардовский — весь продолжение большой традиции русской литературы. И народностью идеалов, и светом гуманизма, и готовностью все доброе принять, как свое, и ощущением открытых просторов и безбрежности далей духовного развития. В реализме его подхода к действительности есть душевное здоровье, „верховная трезвость ума“ (Н. Гоголь)»[2], — писал критик Владимир Огнев. И далее отметил, что «мы с гордостью говорим — русская поэзия, имея в виду Твардовского, Асеева, Луговского, Мартынова, потому что в поэзии их выразились лучшие качества русского советского человека: широта и ясность идеала, стойкость и верность в его отстаивании, благородное уважение к трудовому человеку другой расы и нации».

Сообщение 2.
Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».


III. Чтение произведения.

1) Чтение учителем главы «От автора».

2) Чтение учащимися глав «На привале» и «Переправа».

IV. Работа с учебником.

1) Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» (c. 136—137).

2) Вопросы и задания учебника на с. 137—138.

3) Вопросы и задания 1—3, 5—7, 12—14 учебника на с. 161—163.

V. Домашнее задание.

Для всего класса:


— выучить понравившийся фрагмент поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»;
— подготовиться к сочинению по домашним заготовкам по прочитанным произведениям (или из списка внеклассного чтения):
«Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXI века»;
«И. А. Бунин — прозаик и поэт»;
«Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»;
«Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»;
«„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой Отечественной войне)» и др.

Индивидуальные задания:
— сообщения:
«Проза о Великой Отечественной войне середины XX столетия»;
«Андрей Платонов — писатель и современник (по воспоминаниям литераторов XX века)»;
— иллюстрирование произведения (по желанию учащихся).

Для самостоятельного чтения (по выбору):
Алексин А. Г. Третий в пятом ряду. В тылу как в тылу. Ивашов. Сигнальщики и горнисты (по выбору).
Бакланов Г. Я. Навеки девятнадцатилетние.
Баруздин С. А. Её зовут Ёлкой.

*Повторение пройденного (по выбору)
1. Бондарев Ю. В. Батальоны просят огня.
Твардовский А. Т. *Тёркин на том свете.
(Значком * обозначены авторы или отдельные произведения для чтения в предпрофильных классах — гуманитарных и филологических.
Об уроках 88—91 и 94—102: методику проведения уроков 88—91, 94—102 автор предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами деятельности учителя и учащихся, предложенными на с. 394—398 данного пособия. — Ред. См. ниже.)

Следующие уроки: Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной.
Об уроках 82—85: методику проведения уроков 82—85 автор предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами деятельности учителя и учащихся, предложенными на с. 394—398 данного пособия. — Ред. См. ниже. (вернуться)

2. Огнев В.Ф. У карты поэзии: Статьи и очерки о поэзии национальных республик. — М.: Художественная литература, 1968. — С. 33. (вернуться)


Уроки 82—83 (49—50)
Урок-обобщение. Из русской литературы XIX—XX веков.
Темы и образы русской реалистической литературы конца ХIХ — начала XX века.
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).

Уроки 84—85 (51—52)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и/или услышанном. Чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы). (вернуться)

Уроки 88—89 (—)
Урок развития письменной речи:
сочинение по домашним заготовкам по прочитанным произведениям
(или: по произведениям из списка внеклассного чтения)
Развитие речи
Классное сочинение: «Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXIвека»; «И.А.Бунин — прозаик и поэт»; «Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»; «Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»; «„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой (Отечественной войне)» и др.

Уроки 90—91 (55—56)
Урок-практикум
Из русской литературы XX века.
Платонов А.П. «Возвращение»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщение учащегося. Чтение и анализ произведения.

Уроки 94—95 (59—60)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Русские поэты о Родине и родной природе
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведений. Чтение стихотворений наизусть. Беседа о прочитанном или услышанном. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4группы).

Уроки 96—97 (61—62)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. «Ромео и Джульетта»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям (фрагментарно). Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 98 (63)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. Сонеты
Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 99—100 (64—65)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Мольер Жан-Батист. «Мещанин во дворянстве»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям. Беседа о прочитанном и услышанном.Творческая работа.

Уроки 101—102 (66—67)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Скотт Вальтер. «Айвенго»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение и анализ фрагментов произведения. (вернуться)





 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz