Антитеза (от греч. antithesis – противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, – я раб, – я червь, – я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях – "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.
Противопоставление, или антитеза, тоже один из приёмов художественной речи. Он понятен без объяснения. Нужно только помнить, что антитеза тем сильнее, чем ярче контраст между двумя явлениями или образами.
Очень яркий пример антитезы находим мы у Державина:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.
Это противопоставление смысловое. Но чаще всего встречается оно в зрительных или слуховых образах.
Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
(Пушкин. "Евгений Онегин")
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
(А.Блок) |
На антитезе построены целиком "Деревня" Пушкина (мирный пейзаж и рабство народа) и "На смерть поэта" Лермонтова (вдохновенный поэт и светская чернь).
Лермонтов особенно любил этот приём. Вот его восьмистишие:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
|
На том же принципе построены и другие произведения Лермонтова: "Ночевала тучка золотая", "Спор", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана"), "1-е января", "Отчего", "Благодарность", "К портрету" ("Как мальчик кудрявый резва"), "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю".
Таблица "Средства выразительности речи"
Тест "Средства выразительности"
|