Главная | Анафора | Антитеза | Гипербола | Метафора | Метонимия | Оксюморон | Олицетворение | Перифраз | Синекдоха | Эпитет | Эпифора

Рождественский Вс. О приемах поэтической речи //
Читая Пушкина. - Ленинград: Детгиз, 1962
Средства речевой выразительности

Гипербола

Гипербола [греч.] – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: "Я говорил это тысячу раз".

Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя.

С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся ещё в глубокой древности, в произведениях устного народного творчества. В одной из старинных русских былин об Илье Муромце есть описание того, как богатырь бьётся в самой гуще вражеского войска:

                Как вправо-то махнёт – станет улица,
                 А налево махнёт – переулочек.

Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет "ниже облака ходячего, выше леса стоячего". Свистнет богатырь – и "леса к земле преклоняются". Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров.

Такая манера рассказывания очень действовала на слушателей. Даже в нашей сегодняшней бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу выражения. "Сто раз я тебе говорил..." "Дай мне только волю - гору сворочу..." Во всех этих случаях мы пользуемся гиперболой.

У Пушкина Скупой Рыцарь говорит, склонившись над сундуком накопленных им богатств:

Да! Если бы все слёзы, кровь и пот,
Пролитые за всё, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп – я захлебнулся б
В моих подвалах верных.

У Державина об А.В.Суворове:

Шагнул – и царство покорил...
Вихрь полуночный, летит богатырь,
Тьма от чела, с посвиста пыль;
Молньи от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
     Ступит на горы – горы трещат,
     Ляжет на воды – воды кипят,
     Граду коснётся – град упадает,
     Башни рукою за облак кидает.

В басне И.А.Крылова "Лжец" какой-то франт, побывавший за границей, восторженно рассказывает своему приятелю:

"Вот в Риме, например, я видел огурец.
            Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору".

А когда приятель выражает недоверие, рассказчик продолжает:

                                                  "Гора, хоть не гора, но, право, будет с дом".

Здесь гипербола употребляется автором с целью вызвать комическое впечатление.

На сатирической гиперболе построена вся поэма Маяковского "150 000 000". Интересно сатирическое изображение американского города Чикаго:

В Чикаго
               14 000 улиц, –
                                        солнц площадей лучи.
От каждой –
                     700 переулков
                                              длиною поезду на год.
Чудно человеку в Чикаго!
..............................................
В Чикаго
              такой свирепеет грохот –
Что грузовоз
                      с тысячесильной машиною –
Казался,
              что вертится тихая кроха,
Что он
            прошелёстывал тишью мышиною.

 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz