Гипербола [греч.] – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: "Я говорил это тысячу раз".
Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя.
С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся ещё в глубокой древности, в произведениях устного народного творчества. В одной из старинных русских былин об Илье Муромце есть описание того, как богатырь бьётся в самой гуще вражеского войска:
Как вправо-то махнёт – станет улица,
А налево махнёт – переулочек.
Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет "ниже облака ходячего, выше леса стоячего". Свистнет богатырь – и "леса к земле преклоняются". Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров.
Такая манера рассказывания очень действовала на слушателей. Даже в нашей сегодняшней бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу выражения. "Сто раз я тебе говорил..." "Дай мне только волю - гору сворочу..." Во всех этих случаях мы пользуемся гиперболой.
У Пушкина Скупой Рыцарь говорит, склонившись над сундуком накопленных им богатств:
Да! Если бы все слёзы, кровь и пот,
Пролитые за всё, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп – я захлебнулся б
В моих подвалах верных. |
У Державина об А.В.Суворове:
Шагнул – и царство покорил...
Вихрь полуночный, летит богатырь,
Тьма от чела, с посвиста пыль;
Молньи от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы – горы трещат,
Ляжет на воды – воды кипят,
Граду коснётся – град упадает,
Башни рукою за облак кидает. |
В басне И.А.Крылова "Лжец" какой-то франт, побывавший за границей, восторженно рассказывает своему приятелю:
"Вот в Риме, например, я видел огурец.
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору". |
А когда приятель выражает недоверие, рассказчик продолжает:
"Гора, хоть не гора, но, право, будет с дом".
Здесь гипербола употребляется автором с целью вызвать комическое впечатление.
На сатирической гиперболе построена вся поэма Маяковского "150 000 000". Интересно сатирическое изображение американского города Чикаго:
В Чикаго
14 000 улиц, –
солнц площадей лучи.
От каждой –
700 переулков
длиною поезду на год.
Чудно человеку в Чикаго!
..............................................
В Чикаго
такой свирепеет грохот –
Что грузовоз
с тысячесильной машиною –
Казался,
что вертится тихая кроха,
Что он
прошелёстывал тишью мышиною. |
|