"Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства".
При знакомстве с жизнью и творчеством писателя, следует изучить и портретную живопись, так как она дает более полное представление о личности писателя, его эпохе, его окружении.
Интересна история знаменитого портрета Александра Ивановича Герцена работы художника Николая Николаевича Ге (1867 г., ГТГ). Портрет был написан во Флоренции и доставлен в Россию тайно, под видом библейского пророка Моисея в 1869 году. Жандармы при переезде художника через границу могли бы уничтожить портрет, узнав в нем изображение крамольного бунтаря. Поэтому художник предусмотрительно заклеил портрет слоем тонкой бумаги с изображением библейского пророка и благополучно доставил его на родину.
Об истории создания портрета художник писал: "Неожиданно для нас пришел к нам А.И.Герцен, приехавший во Флоренцию... Небольшого роста, полный, плотный, с прекрасной головой, с красивыми руками: высокий лоб, волосы с проседью, закинутые назад без пробора; живые умные глаза энергично выглядывали из-за сдавленных век; нос широкий русский, как он сам называл, с двумя резкими чертами по бокам, рот, скрытый усами и короткой бородой. Голос резкий, энергичный, речь блестящая, полная остроумия. Целый вечер мы переговорили обо всем... Я ему тут же сказал: "Александр Иванович, не для вас, не для себя, но для всех тех, кому вы дороги как человек, как писатель, дайте сеансы: я напишу ваш портрет".
Герцен согласился. И уже 9 февраля писал Н.А.Огаревой: "Известный живописец Ге просил дозволения снять мой портрет "для потомства", как он говорит. Это – художник первоклассный, я не должен был отказать. Вчера он начал".
Ге работал над портретом вдохновенно, видя в его создании свой гражданский, патриотический долг. Портрет был закончен быстро и получился превосходным, по мнению В.В.Стасова, "лучшим (даже по краскам) из всех портретов, написанных Н.Н.Ге во всю его жизнь".
Герцен изображен на темно-коричневом фоне. Только лицо, словно выхваченное ярким лучом света, выделяется на нем. Художник в образе писателя подчеркивает духовную мощь, могучий интеллект. Огромный высокий лоб пересечен энергичной складкой; взгляд умных, немного грустных глаз сосредоточенный, пристальный; седоватая борода не скрывает твердой линии рта. Темный костюм почти сливается с общим фоном портрета, и поэтому внимание зрителя концентрируется на лице, которое привлекает своим обаянием, душевной красотой, богатством внутренней жизни.
По книге: Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Минск. 1968.