"Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства".
Когда Василий Григорьевич Перов писал портрет Александра Николаевича Островского, он, возможно, не желал ничего более, чем изобразить писателя таким, каким видел его. Но талант психолога и стремление к неподслащенной правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным.
Художник не льстит Островскому ни в чем. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не причесывает, не заставляет принять "величественную" позу, не наряжает в дорогие одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками или романтическим ландшафтом. Он берет Островского таким, какой он есть – в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой, – и открывает вдруг зрителю лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, все понимающих светлых глаз.
В портрете Островского есть та завершенность и убедительность образа, которая не позволяет как-либо иначе представить облик великого бытописателя "темного царства". В живом, светящемся умом и острой наблюдательностью взгляде писателя, в позе его крепкой коренастой фигуры чувствуется огромная внутренняя энергия. Его внешне некрасивое лицо поражает своей значительностью и интеллектуальностью. Портрет лег в основу памятника драматургу, выполненного скульптором Н.А.Андреевым и установленного у здания Малого театра.
Этот портрет, появившийся на первой выставке передвижников, как бы знаменовал рождение новой плеяды замечательных портретистов, которым суждено было правдиво запечатлеть облик своего времени.
"В его облике как будто ни капли возвышенного: спокойно сидит Островский в шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью Перова, и только глаза его, голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни". (В.Лакшин)
По книге: Наумович В.Л. Лицо времени. - М. Детская лит., 1965
См. подробнее о В.Г.Перове (главы из книги Н.С.Шер "Рассказы о русских художниках").
|
Островский А.Н. Основные даты жизни и творчества
Картина П.А.Федотова "Сватовство майора" и пьесы А.Н.Островского
Эскизы декораций и костюмов В.М.Васнецова к пьесе "Снегурочка"
В.М.Васнецов и пьеса А.Н.Островского "Снегурочка"
Островский А.Н. Гроза
А.Н.Островский и театр
Детство А.Н.Островского в Замоскворечье (фрагмент книги В.Я.Лакшина "А.Н.Островский") |