Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
(из кодификатора *) |
|
Задания к стихотворениям взяты из Открытого банка заданий ЕГЭ (ФИПИ) |
|
Анчар*
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
(1828 г.)
1. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)инверсия; 2)гипербола; 3)метафора; 4)сравнение; 5)анафора.
3. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности ("вихорь чёрный", "песок горючий" и т.п.)?
4. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: "И тот послушно в путь потёк".
5. Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина "Анчар" (без указания количества стоп).
6. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта: описание анчара и рассказ о гибели раба?
(посмотреть ответы)
* * *
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
(15 мая 1829г.)
1. Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? (см. вариант ответа)
Туча
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
(А.С. Пушкин,1835 г.)
(Ф.И. Тютчев, 22 августа 1857)
1. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С. Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.
2. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» – «ликующий день»).
3. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.п.).
4. Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».
5. Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека? (посмотреть ответы)
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(1825 г.) |
|
|
* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
* Кодификатор – это документ, описывающий элементы
содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в
кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый
конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем
разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы.
( вернуться)
* Анчар – древо яда.( Прим. Пушкина.) ( вернуться)
Ответы на задания к стихотворению "Анчар":
1. Пейзаж
2. 124
3. Эпитет /или эпитеты
4. Аллитерация /или звукопись
5. Ямб
6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений (см. вариант ответа)
( вернуться)
Ответы на задания к стихотворению "Туча":
1. Олицетворение
2. Аллитерация /или звукопись
3. Эпитет /или эпитеты
4. Амфибрахий
5. Ямб
6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений. ( вернуться) |
|
|
|