11.
Можно ли создание образа Евгения в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" считать одной из первых попыток создания образа "маленького человека" в русской литературе?
"Маленький человек" – это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых
общностью некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести "Шинель" Н.В. Гоголя, и Червяков в рассказе "Смерть чиновника" А.П. Чехова, но первооткрывателем данной системы персонажей можно считать А.С. Пушкина с образом "маленького человека" Евгения в поэме "Медный всадник".
Во-первых, автор не даёт главному герою Евгению фамилии ("прозванья нам его не нужно"). Издавна фамилия указывала на род, к которому принадлежал отдельный человек. Получается, что Евгений лишён предков, своего места в истории. Пушкин делает это с целью подчеркнуть
его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Пётр I, который назван "он", "истукан", "кумир на бронзовом коне" для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой "маленький человек", Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэмы положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Евгений в наводнении, в смерти Параши винит Петра I. Он трясёт кулаком перед "Медным всадником", приговаривая: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!.."
В третьих, о причастности героя к типу "маленького человека" могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках. Завидует и более успешным людям, чем он: "Ума недальнего, ленивцы, /Которым жизнь куда легка!"
Итак, многие черты, присущие образу "маленького человека", а именно отсутствие "прозванья", бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
11. (12 баллов: 2 + 1 + 3 + 3 + 3).
Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»?
В «Войне и мире» Л.Н. Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические
события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе
можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая
сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно
искать ответ на поставленный вопрос.
Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных
великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись
деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения
«миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих
постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и
составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах
романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря
распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно
с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина
победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво
выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход
Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.
Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана
только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора,
должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна
быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с
этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и
старается навязать миру свою волю».
Комментарий:
По содержательному критерию (К1) работа оценена 2 баллами. Представляется, что
взгляды Л.Н. Толстого на общие законы истории наиболее полно воплотились в изображении Бородинского сражения и деятельности Кутузова, тезис же, высказанный в последнем предложении, требует обращения к образу Наполеона. Эти примеры могли бы существенно «укрепить» позицию выпускника.
В работе весьма скромно используется литературоведческая терминология поэтому
по критерию К2 она может быть оценена лишь 1 баллом.
Автор демонстрирует знание текста произведения, не допускает фактических ошибок, что дает основание поставить максимальный балл по критерию «Обоснованность
привлечения текста произведения».
Сочинение отличается композиционной цельностью,
его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (К4 – 3 балла).
По критерию «Следование нормам речи»
экзаменуемый также заслуживает 3-х баллов.