Урок 47. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев
Урок 48. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник": Жилин и Костылин
Урок 49. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Урок развития речи
Уроки 50-51. Уроки текущего контроля
УРОК 47
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»:
РУССКИЙ ОФИЦЕР В ПЛЕНУ У ГОРЦЕВ
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа.
Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость
людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Чтение статьи учебника о Толстом и составление плана статьи. Сообщения об участии Толстого в кавказской войне. Устный рассказ о писателе. Восприятие и
выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование его фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Практическая работа. Анализ эпизодов рассказа по вопросам учителя.
Самостоятельная работа. Устный рассказ о писателе. Устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам). Поиск иллюстраций к
рассказу и написание отзыва об одной из иллюстраций. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)
1. Рассказ учителя о Толстом и показ презентации, включающей портреты писателя, изображения литературных мест, связанных с его именем (Москвы и Ясной
Поляны).
В рассказ учителя включаются сообщения учащихся об участии Толстого в кавказской войне (задание 2 из раздела
учебника «Толстой и Ясная Поляна»).
2. Чтение статьи учебника о Толстом, ответ на вопрос 1 из раздела «Толстой и Ясная Поляна», обобщающая беседа и
составление плана статьи:
ТАБЛИЦА
План статьи "Лев Николаевич Толстой" |
Вопросы обобщающей беседы |
План статьи |
1. Какие жизненные испытания выпали
на долю Толстого в раннем детстве? |
1. Детство писателя: без родителей |
2. Какое воспитание и образование
получил будущий писатель? Почему он не окончил курса в Казанском университете? |
2. Воспитание и образование будущего писателя |
3. Каково значение Ясной Поляны в жизни Толстого? Какие задачи
писатель стремился осуществить в Ясной Поляне?
|
3. Ясная Поляна — малая родина Толстого |
4. В каких войнах участвовал Толстой? Как это отразилось в его
творчестве? |
4. Военная биография Толстого |
5. Чему, по мнению Толстого, можно научиться у народа? |
5. «Мысль народная» |
6. Как понять слова «влияние его гения выходит далеко за пределы
России»? |
6. Место Толстого в русской и мировой культуре |
II. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник»
Сообщение учителя об исторической основе рассказа «Кавказский пленник» сопровождается чтением цитаты
Б. Эйхенбаума о Толстом из раздела «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» и фрагментов из воспоминаний Ф. Ф. Торнау. (см. материал ниже)
Обобщающая беседа:
Как Ф. Ф. Торнау приручил хозяйскую собаку?
Каким творчеством он занимался в плену? Почему черкесы соскабливали его рисунки?
(Краткое сообщение учителя о запретах на изображение человека в исламе.)
Как Торнау подружился с черкесскими детьми?
Какие факты из воспоминаний Торнау отразились в рассказе «Кавказский пленник»?
(На этот вопрос можно ответить и в конце урока.)
III. Основные эпизоды. Жилин в плену у горцев.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
1. Прослушивание фрагментов главы I «Кавказского пленника» в актёрском исполнении. Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Беседа по содержанию главы I:
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Почему Жилин и Костылин решили ехать одни, без обоза?
Как поступил Костылин, увидев татар? Как это его характеризует?
Что думал и предпринимал Жилин, чтобы не попасть в плен? Какие черты его характера в этом проявились?
Почему Жилин всё-таки попал в плен?
Какое чувство вызывает описание гибели лошади?
Подумайте, что при этом чувствовал Жилин.
Озаглавьте главу I.
2. Выразительное чтение главы II с начала до слов «Поговорили по-своему».
Ответ на вопрос 3 из раздела «Размышляем о прочитанном». Какие черты кавказского быта описал Толстой?
(В каких жилищах жили кавказские горцы? Как они одевались? Что употребляли в пищу?)
Чем отличались красный татарин и чёрный татарин?
Как выглядела Дина? Как она себя вела? Почему?
3. Чтение по ролям эпизода «Разговор о выкупе» со слов
«Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски» до слов «Сам думает: „Я уйду“».
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Прослушивание эпизода в актёрском исполнении.
Рецензирование актёрского чтения и выполнение задания 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Обобщающая беседа:
Как встретились Жилин и Костылин?
Почему Жилин отказался заплатить большой выкуп?
Как он себя вёл в разговоре с татарами? Почему?
Почему он неправильно написал адрес на письме?
Озаглавьте главу II.
IV. Русский офицер Жилин. Жилин и Дина.
Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Душевная близость
людей из враждующих лагерей
1. Перечитывание про себя главы III с начала до слов «...а которые всё как на зверя косятся».
Беседа по содержанию:
Чем занимался Жилин в плену? Как это его характеризует?
Почему «прошла про Жилина слава, что он мастер»?
Что было его главным желанием в плену и что он делал для его осуществления?
Как относились к Жилину татары? Как Дина относилась к Жилину? Почему она помогала ему? Что можно сказать о характере Дины?
Как в отношениях Жилина и Дины проявилась душевная близость? Почему между ними не было вражды?
Чтение и анализ эпизода «Старик Хаджи» со слов «Был ещё у них старик...» до конца главы.
Как в портрете старика отразился его характер?
Почему он выстрелил в Жилина?
Почему он хотел убить русских?
Почему он убил собственного сына?
Озаглавьте главу III.
2. Беседа по содержанию главы IV.
Как Жилин готовился к побегу? Зачем он ходил на гору?
Что необычного было в обряде погребения и поминовения убитого татарина?
Почему Жилин и Костылин решились на побег?
Озаглавьте главу IV
Обобщающая беседа:
Каково авторское отношение к национальной вражде?
Почему в рассказе рядом со сценами войны и вражды показаны эпизоды, изображающие душевную близость людей из враждующих лагерей?
Домашнее задание
Подготовить устный рассказ о Толстом. Дочитать рассказ до конца.
Групповое задание.
Составить устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам).
Индивидуальные задания.
Найти в Интернете иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник» и написать отзыв об одной из
иллюстраций.
Нарисовать к рассказу собственные иллюстрации и подготовиться к их защите.
УРОК 48
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»:
ЖИЛИН И КОСТЫЛИН
Основное содержание урока
Жилин и Костылин: два характера — две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов.
Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе.
Основные виды деятельности учащихся.
Устные сообщения о главных героях рассказа. Сопоставление персонажей рассказа и составление плана
сравнительной характеристики героев. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). Устное рецензирование чтения
актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятия идея, сюжет, рассказ.
Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника к рассказу или иллюстраций, найденных в Интернете. Презентация и защита собственных
иллюстраций. Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев.
Проект. Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам).
II. Обобщающая беседа и составление плана сравнительной характеристики героев.
ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев |
Вопросы для беседы |
План сравнительной
характеристики |
Общее в образах Жилина и Костылина: |
— Что нам уже известно о Жилине и Костылине?
Каково их происхождение, профессия, род занятий?
— Почему они попали в плен?
— О чём нам говорят их фамилии?
|
Жилин и Костылин:
— русские дворяне, офицеры, участники кавказской войны;
— оба попали в плен;
— имеют говорящие фамилии |
Различное в облике и характерах Жилина и
Костылина: |
— Как выглядели герои? Что автор подчёркивает в их внешности? |
Внешность:
«толстый, грузный, красный» Костылин;
«невелик ростом, да удал» Жилин |
— Как вели себя Жилин и Костылин перед тем, как попали в плен?
|
Решительность, смелость:
Жилин надеялся на себя и свою лошадь;
Трусость:
Костылин при виде татар сразу бросил Жилина и ускакал один |
— Как вели себя Жилин и Костылин в плену? На
чьей стороне симпатии автора? |
Смекалка, активная жизненная позиция:
Жилин не соглашался просить за себя большой выкуп, написал письмо с неверным адресом; не унывал, активно трудился,
занимался ремеслом, подружился с Диной, приручил собаку, всё время думал, как совершить побег, изучал окрестности аула.
Пассивность, непротивление судьбе:
Костылин выполнил все требования татар; пассивно «ждал присылки денег и скучал», «сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит»
|
Прослушивание фрагментов главы VI в актёрском исполнении
и выполнение заданий 5—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»:
Продолжение таблицы
ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев |
Вопросы для беседы |
План сравнительной
характеристики |
— Как жили Жилин и Костылин у татар после побега? |
«Костылин совсем разболелся»;
«И Жилин приуныл» |
— Как Дина помогала Жилину? Зачем автор рассказывает нам
об их дружбе?
— Почему Жилин решился на второй побег, а Костылин остался в плену? |
Смекалка, находчивость: Жилин наделал игрушек для Дины,
попросил её принести шест.
Непротивление судьбе: Костылин о побеге «и слышать не хочет» |
— Как Жилин и Костылин выбрались из татарского плена?
— Как Толстой описывает чувства Жилина, когда он попал к своим?
— Как можно озаглавить эту главу?
|
Целеустремлённость, вера в себя и Бога: Жилин «перекрестился», решил, что будет
«тащиться, пока сила есть»;
Бездействие, неверие в себя: Костылина «выкупили за пять тысяч», «еле живого привезли»
|
III. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Чтение определений и комментирование понятий идея, сюжет, рассказ.
В чём смысл рассказа «Кавказский пленник»?
Что осуждает в нём автор, а что приветствует?
Что такое идея литературного произведения?
Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?
Что такое сюжет?
Озаглавьте главные эпизоды, составляющие сюжет рассказа «Кавказский пленник».
Какое литературное произведение называется рассказом?
Назовите рассказы, прочитанные вами в этом учебном году.
IV. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа.
Утверждение гуманистических идеалов
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1 и 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Каково авторское отношение к героям? Подтвердите свою позицию цитатами из рассказа.
В чём проявился поучительный характер рассказа? Какие мысли и чувства он вызывает у читателей?
Выполнение заданий 6—7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Знакомство с материалами практикума «Читаем, думаем, спорим...» о рассказе «Кавказский пленник».
Какие гуманистические идеалы утверждает Толстой своим рассказом?
V. Обсуждение иллюстраций учебника к рассказу или иллюстраций, найденных в Интернете,
и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство».
Защита рисунков, выполненных учащимися.
VI. Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Домашнее задание
Составить письменную сравнительную характеристику Жилина и Костылина по плану.
Выполнить задания из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору).
Групповое задание.
Составить под руководством учителя электронную презентацию «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы» с использованием книжной графики к рассказу
«Кавказский пленник» и цитат из рассказа.
УРОК 49
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Основное содержание урока
Защита проекта. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
Основные виды деятельности учащихся.
Защита учебного проекта «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы». Составление планов (цитатных планов) письменных ответов на вопросы и подбор цитат
для подтверждения своих суждений (по группам). Составление устного и письменного ответа
на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме.
Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
3. Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева,
Л. Н. Толстого.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Защита проекта.
Защита учебного проекта — составленной учащимися электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера — две судьбы».
II. Прослушивание и обсуждение устных сочинений на темы из раздела «Совершенствуем свою речь».
III. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
1. Составление планов письменных ответов на вопросы и подбор цитат для подтверждения своих суждений (в группах):
Г р у п п а 1.
Каковы друзья и враги пленного Жилина?
Как Жилин оказался в плену?
Виноват ли в этом Костылин?
Кто в татарской деревне стал врагом Жилина?
(Красный татарин, старик Хаджи, дети, которые бросали в него камни.)
Почему они ненавидели Жилина?
Был ли врагом Жилина татарин Абдул? Свой ответ подтвердите текстом.
С каким чувством автор изображает национальную вражду?
Как Дина помогала пленному Жилину?
Почему оказалась возможной дружба людей из враждующих лагерей?
Г р у п п а 2.
Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
Как вели себя Жилин и Костылин перед попаданием в плен?
Как они общались с татарами в плену?
Чем они занимались? Почему?
Какие качества характеров этих героев изобразил Толстой?
Почему не удался первый побег? Виноват ли в этом Костылин?
Почему Жилин не бросил его в лесу?
Чем рисковал Жилин, отправляясь во второй побег?
Влияет ли характер и поведение человека на его судьбу?
Г р у п п а 3.
Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?
Почему возникла кавказская война?
Что заставило Толстого обратиться к теме войны и плена?
Что такое гуманизм, гуманистические мысли?
Какие факты и картины жестокости изображает писатель? Зачем он это делает?
(Вспомните эпизоды «Гибель лошади Жилина», «Жилин в сарае», «Старик Хаджи».)
С каким чувством писатель рисует картины национальной вражды?
Какие качества характера Жилина воспевает писатель?
Как Жилин относился к татарам? Что этим хотел сказать Толстой?
Почему писатель уверен в возможности примирения и дружбы враждующих сторон?
2. Выступление групп с устными рассказами по своим темам.
II. Викторина по вопросам из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Домашнее задание
Письменно ответить на один из проблемных вопросов.
Подготовиться к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
УРОКИ 50—51
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Основное содержание урока.
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
Основные виды деятельности учащихся.
Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, в том числе сопоставительная; отзыв о самостоятельно
прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, выполнение тестов.
Самостоятельная работа. Завершение выполнения заданий творческого характера. Чтение рассказа А. П. Чехова «Хирургия» и других рассказов писателя. Подготовка выразительного
чтения по ролям (или инсценирования) фрагментов рассказов. Подготовка сообщения о псевдонимах Чехова и их происхождении.
I. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого
Тестирование и выполнение заданий для проверки уровня литературного развития пятиклассников и развёрнутых
ответов на вопросы (5—10 предложений).
Рекомендуется взять не менее одного задания каждого типа. Выбор и количество заданий для текущего контроля определяет учитель
(задания можно дать дифференцированно по вариантам).
Задания для проверки знания содержания изученных произведений (по выбору)
1. Объедините в пары авторов и их произведения:
«Муму», «Бородино», «Заколдованное место», «Крестьянские дети», «Кавказский пленник».
Толстой, Тургенев, Гоголь, Лермонтов, Некрасов.
2. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?
К какой дате оно написано? Назовите чин офицера, храбростью которого восхищается старый солдат. Каким словом он называет защитников Москвы?
3. Почему повесть Гоголя называется «Заколдованное место»?
Что помешало деду сплясать «козачка»? Какой предмет извлёк дед из земли? Чем дед велел закидать заколдованное место?
4. В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?
Как звали женщину, которую полюбил Герасим? Кем служил Герасим у барыни? Куда ушёл Герасим после гибели Муму?
5. Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?
Кто и как помог ему бежать? Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега? Какое слово повторял Жилин, попав к своим?
6. Какое прозвище было у мальчика Власа, помогавшего отцу, в стихотворении «Крестьянские дети»?
Чем занимались крестьянские дети летом? Как звали собаку охотника? Каким словом называет автор сарай, где собака даёт представление?
Задания для проверки навыков письменной монологической речи (по выбору)
1. Описание.
Опишите каморку Герасима. (Минимальный уровень сложности.)
2. Сочинение по картине.
Опишите одну из иллюстраций учебника к повести «Заколдованное место». (Средний уровень сложности.)
3. Характеристика героев.
Дайте характеристику старому солдату из стихотворения «Бородино». (Средний уровень сложности.)
4. Сопоставительная характеристика героев.
Сопоставьте Жилина и Дину из рассказа «Кавказский пленник». (Высокий уровень сложности.)
5. Почему Некрасов называет крестьянских детей «счастливый народ!»? (Высокий уровень сложности.)
Задания для проверки теоретико-литературных знаний (по выбору)
1. Что такое сравнение?
Приведите примеры сравнений из рассказа «Муму».
(Для выполнения заданий этого типа можно дать цитаты из текстов.)
2. Что такое гипербола?
Приведите примеры гипербол из повести «Заколдованное место».
3. Что такое эпитет?
Приведите примеры эпитетов из стихотворения «Крестьянские дети».
4. Что такое звукопись?
Приведите примеры звукописи из стихотворения «Бородино».
5. Что такое юмор?
Приведите примеры юмора из повестей Гоголя.
6. Что такое портрет?
Приведите примеры портретных деталей из рассказов «Муму» или «Кавказский пленник».
7. Что такое пейзаж?
Приведите примеры пейзажных описаний из повести «Заколдованное место» или стихотворения «Крестьянские дети».
8. Что такое идея литературного произведения?
Сформулируйте идею рассказа «Кавказский пленник».
9. Что такое сюжет?
Перечислите главные сюжетные эпизоды рассказа «Муму».
10. Объедините в пары названия произведений и их жанр:
«Муму», «Заколдованное место», «Бородино», «Крестьянские дети», «Кавказский пленник».
Рассказ, фантастическая повесть, стихотворение.
Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные
вопросы по выбору)
1. Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении? Объясните свою точку зрения. (По стихотворению
«Бородино».)
2. Почему Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети» главной жизненной ценностью считает труд?
3. Почему человек должен задумываться о столкновении нечистой силы и Бога? (По повести «Заколдованное место».)
4. Какие поступки Жилина достойны восхищения? (По рассказу «Кавказский пленник».)
5. Какие душевные качества личности воспевает автор в облике Герасима? (По рассказу «Муму».)
Домашнее задание
Завершить дома выполнение заданий творческого характера.
Прочитать рассказ Чехова «Хирургия».
Индивидуальные задания.
Индивидуальные задания. Прочитать рассказы Чехова «Жалобная книга», «Экзамен на чин», «Налим» и подготовить выразительное чтение смешных эпизодов из
этих рассказов.
Подготовить сообщение о 3—4 псевдонимах Чехова и их происхождении.
Подготовить чтение по ролям (или инсценирование) диалога фельдшера и дьячка.
Следующие уроки: Урок 52. Рассказ А.П.Чехова «Хирургия» >>>
ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. И. Толстым в 70-е годы XIX века.
«События рассказа происходят во время войны русских с горцами, но рассказчик не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой:
„На Кавказе тогда война была". Впервые у Толстого рассказ построен на самих событиях, на самом сюжете — на самом простом интересе к тому, чем дело кончится.
От читателя не требуется ничего иного, кроме сочувствия к герою, которому грозит гибель.
Материалом для рассказа послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе (преследования чеченцами, чуть не взявшими его в плен) и некоторые книжные
источники, описывающие кавказскую войну и плен».
Б. Эйхенбаум. «Лев Толстой»
Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау[2]
«Для того чтобы чужой не подкрался ночью к моей тюрьме, Тамбиев (хозяин) приучил лежать возле дверей принадлежавшую ему очень злую большую чёрную собаку,
наводившую страх на весь околоток. Сначала она при моём появлении скалила зубы, ворчала и даже собиралась уцепиться за ноги, но скоро я завёл с нею самую
тесную дружбу, разумеется, тайным образом, для того, чтобы не возбудить подозрительности Тамбиева. Я был не очень сыт, но бедная собака была ещё голоднее:
тайком я уделял ей что только мог от моего проса, и Ха-краз, как её звали, завидев меня, более не злилась, а только махала хвостом, глядя на меня самыми
нежными глазами...
Добыв кусочек карандаша, я рисовал на ставне и на строганых столбах всё, что приходило на ум; о бумаге нечего было и думать. Животных, цветы и виды черкесы
переносили, но не хотели терпеть человеческих фигур и всегда их соскабливали. Суреты, как они их называли, наводили на них суеверный страх. „Откуда берешь
ты смелость, — сказал мне однажды Тамбиев, — так сходно изображать человека, созданного по подобию Аллаха? Души ты не можешь ведь дать твоему изображению.
Смотри, когда умрёшь, на том свете твои суреты отнимут у тебя покой, требуя для себя бессмертной души; а откуда ты её возьмёшь?" Потом я занялся резьбой
из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили украшать их палки, что мне всегда удавалось,
к их удовольствию. <...>
Детское любопытство взяло верх над страхом. Смотря на детей Тамбиева, давно привыкших ко мне, другие дети начали подходить поближе, потом одна из девочек
решилась влезть в мою башню, и кончилось тем, что мы очень подружились... Чаще всего меня навещали две молодые девочки... Кучухуж и её служанка Хан. Пользуясь
каждою свободной минутой, они прибегали ко мне с какими-нибудь детскими рассказами или расспросами, приносили мне яиц, ягод, табаку, приводили за собой
других девочек, пели хором абазехские песни или, видя меня нерасположенным и задумчивым, сидели молча в ожидании от меня ласкового слова».
(вернуться к уроку)
|