|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 — 1910)
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 61-62
|
|
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
«ПОСЛЕ БАЛА» [2]
(2 часа)
УРОКИ 61—62
Глубокое знание тайных движений психической жизни
и непосредственная чистота нравственного чувства... Н. Г. Чернышевский[3]
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством Л. Н. Толстого;
— развитие умения учащихся анализировать произведение «вслед за автором»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя работу с учебником, чтение произведения, беседу с классом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Работа с учебником.
1. Чтение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» (см. статью ниже).
2. Работа с вопросами на с. 29.
II. Чтение произведения.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «После бала» учащимися по очереди, в слабых классах — учителем.
III. Работа с учебником.
Работа с вопросами и заданиями учебника на с. 40—41.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рассказ Льва Толстого «После бала» был написан в 1903 году, в его основу легли воспоминания писателя о юношеских годах в Казанском университете
(см. ниже). Однако напечатан рассказ был только после смерти автора, в 1911 году.
В рассказе «После бала» с огромной силой проявляется толстовский «трезвый реализм», беспощадное разоблачение лицемерия и жестокости государственной
системы в царской России XIX века. Нарисовав страшную картину наказания беглого солдата, с беспощадной правдивостью раскрыв истинную сущность
«служаки николаевского времени» — полковника Б., Толстой дал нам типичную картину русской жизни тех давних лет.
Идейный смысл рассказа заключается в разоблачении Толстым истинной сущности русской действительности первой половины XIX столетия.
Писатель был убежден,
что человек, увидевший подлинное лицо этой действительности, уже не сможет спокойно жить по-старому — переменится вся его жизнь, как это случилось
с героем-рассказчиком, Иваном Васильевичем. Жизнь героя произведения резко изменил всего один случай, однако ни сам герой, ни автор рассказа не видят,
не понимают, как надо бороться с тем социальным злом, свидетелем которого оказался юный еще Иван Васильевич. Социальный протест самого героя
выражается лишь в том, что он отказывается и от службы государственной, и от личного счастья: он «не мог поступить на военную службу... и не
только не служил в военной, но нигде не служил и никуда... не годился» (выделено нами. — Н.К.).
В рассказе «После бала» с большой яркостью сказались и те характерные черты творческого метода Л. Н. Толстого, которые еще на основании его ранних
произведений сумел вскрыть литературный критик Н. Г. Чернышевский: «Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота
нравственного чувства, придающая теперь особенную физиономию произведениям гр. Толстого, останутся существенными чертами его таланта, какие бы
новые стороны ни выказались в нем при дальнейшем его развитии. ...Его произведения художественны, т. е. в каждом из них очень полно осуществляется
именно та идея, которую он хотел осуществить в этом произведении. Никогда не говорит он ничего лишнего, потому что это было бы противно условиям
художественности...» (Чернышевский Н. Г. Избр. соч. — М.: Художественная литература, 1934. — С. 459—461.)
Мастерство художника-психолога проявляется у Толстого в исключительно глубоком и тонком раскрытии переживаний Ивана Васильевича, а весь
рассказ проникнут высоким нравственным чувством автора.
Все в рассказе подчинено раскрытию его основной идеи — страстного протеста против насилия и лицемерия. Этому служит и композиция произведения
— «рассказ в рассказе», и все художественные средства. То, что между событиями после бала и моментом, когда Иван Васильевич о них
рассказывает, прошло много лет, даже десятилетий, говорит о важности и неслучайности тех впечатлений, которые получил герой-рассказчик в утро экзекуции.
Все события показаны глазами человека счастливого и влюбленного, такого счастливого, что даже спать невозможно: герой готов весь мир считать
и добрым, и счастливым, и прекрасным. Именно это заставляет героя ярче и болезненнее почувствовать контраст между тем, какими кажутся люди на балу,
и тем, какими они являются на самом деле.
Контраст между парадной стороной жизни России начала XIX века и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается благодаря тому, что
сцены бала и утра после бала написаны по одному и тому же плану, но насыщены резко различным содержанием.
Этот контраст является отражением подлинного положения вещей в русской действительности XIX — начала XX века и помогает понять отношение к ней самого
Льва Толстого, беспощадно осуждавшего любую жестокость, в первую очередь социальную.
IV. Составление плана рассказа.
Рассказ Льва Толстого «После бала» имеет три основные части:
1. Введение.
2. Рассказ Ивана Васильевича.
3. Заключение.
Однако и сам рассказ Ивана Васильевича распадается на две части, которые можно озаглавить словами текста:
1. «Бал был чудесный».
2. «Татарина гоняют за побег».
Таким образом видна композиция «рассказ в рассказе», позволяющая во введении и заключении «высказаться» самому автору, чаще всего при помощи
несобственно-прямой речи: речи героя-рассказчика, плавно перетекающей в речь-оценку автора, и наоборот. (Cм. ниже план сообщения об особенностях композиции рассказа)
Рассказ о событиях, происшедших на балу и после бала, идет от имени Ивана Васильевича, свидетеля и участника этих событий.
V. Анализ рассказа Ивана Васильевича.
— Представьте себе рассказчика таким, каким он был в юности, когда произошли события, описанные в рассказе. Составьте его словесный портрет.
— Что вы можете сказать о внутреннем мире героя-рассказчика?
— Возмущался ли герой какими-либо «несообразностями» в окружающем его мире? Выступал ли против крепостного права?
(Свой слуга-крепостной. Крепостные музыканты на балу.)
— Как вы думаете, знал ли он, что служба в армии в 1840-е годы длилась двадцать пять лет?
— Почему даже то, что он видит на поле рано утром, тогда не казалось ему «дурным делом»?
— Опишите юную Вареньку. Какие детали ее внешности и характера подчеркивает автор?
— Как вы полагаете, знает ли Варенька, чем занимается ее отец? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Перечитайте сцену танца Вареньки со своим отцом. Какое сходство между отцом и дочерью подмечает герой-рассказчик?
— Что умиляет рассказчика в облике полковника?
— Где и как проявляется истинная сущность полковника?
— Почему внутренний мир этого персонажа показан только через действия?
— Почему Толстой прямо пишет: «полковник был тип служаки николаевского времени»?
(Образ полковника Б. действительно тип, или определенный социально-психологический типаж: грудь его «небогато» украшена орденами — он не боевой офицер,
а «служака»; полковник носит подвитые усы à la Nicolas, т. е. подобострастно подражает царю Николаю I.
Иными словами, уже во внешности полковника автор подчеркивает некоторые черты, характеризующие его внутреннюю сущность.)
— Как ведет себя полковник на балу? Что говорит о его хорошем настроении?
— Каково настроение на балу самого героя-рассказчика?
— Влияет ли настроение Ивана Васильевича на его восприятие полковника? Каким образом?
— Почему юный влюбленный пошел утром на окраину города?
— Изменилось ли при этом его настроение?
— Перечитайте сцену экзекуции. С чего она начинается для героя-рассказчика?
(С музыки — «другой, нехорошей», не такой, как на балу.)
— Чему противопоставлена сцена экзекуции?
(Сцене самого бала.)
— Каким выглядит полковник на плацу? Как это описывает автор?
— Какие стороны характера полковника раскрываются в сцене экзекуции?
— Как меняется настроение героя?
— Как вы думаете, знал ли полковник на балу, что ему утром предстоит экзекуция беглого солдата?
— Какие детали экзекуции помогли юноше «изжить» свою любовь?
(Замшевая перчатка полковника, бьющая по лицу солдата, и кровавое месиво вместо тела беглого татарина.)
— Понимал ли полковник, что он делает? Поступал ли по закону?
— Какое чувство переживает герой-рассказчик?
(«Мне же было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился
уйти домой».)
— Определите основные черты характера героя-рассказчика.
(Иван Васильевич правдив и искренен во всем.)
— Каково отношение автора произведения к описываемым событиям? Обоснуйте свой ответ.
VI. Домашнее задание.
Для всего класса:
— домашнее сочинение «Почему рассказ Льва Толстого назван „После бала“, а не „Дочь и отец“, как было задумано изначально?».
Следующие уроки: Внеклассное чтение. Е.В.Мурашова. "Класс коррекции",
"Гвардия тревоги" >>>
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. «После бала» — замысел рассказа впервые упомянут в Дневнике Толстого 9 июня 1903 г.:
«Рассказ о бале и сквозь строй» (т. 54, с. 177).
Работа над рассказом «После бала» шла в августе 1903 г. Его первоначальные названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». 9 августа 1903 г. Толстой
отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно» (т. 54, с. 189). До 20 августа Толстой исправлял, переделывал текст рассказа.
В статье «Николай Палкин» (1886) Толстой, описывая сцену экзекуции, вспоминал: «Что было в душе тех полковых и ротных командиров: я знал одного такого,
который накануне с красавицей дочерью танцовал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы на завтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть
сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью» (т. 26, с. 559).
Толстой писал «После бала» для составлявшегося Шолом-Алейхемом сборника в пользу пострадавших от кишиневского погрома евреев. Однако рассказ не получил
окончательной редакции и в сборник отослан не был.
Впервые рассказ «После бала» напечатан в «Посмертных художественных произведениях Льва Николаевича Толстого» (под редакцией В. Черткова), т. I. М., 1911.
(вернуться)
3. Н. Г. Чернышевский. Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого, СПБ. 1856 //Н. Г. Чернышевский.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3. Литературная критика. (вернуться)
В основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани
вместе с братом. Упоминаемый в рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине
города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.
Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой
девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием
сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»
Запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «...весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец
ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский
начальник велит больней бить...»
9 августа: «Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. (вернуться к уроку)
ПЛАН сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».
Примерный план:
1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).
2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича,
вспоминающего свою молодость.
3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:
— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.
4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.
5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию. (вернуться к уроку)
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 — 1910)
Л. Н. Толстой принадлежал к старинному дворянскому роду, который давно вошел в историю России и много сделал для ее блага. Сам Толстой прославил свой род
не только как великий писатель, но и как гражданин, на военном, общественном и педагогическом поприще. В круг его ближайших интересов всегда входила
история. Среди художественных произведений Толстого, запечатлевших исторические события, выделяются «Севастопольские рассказы»,
"Война и мир", «Хаджи-Мурат».
Известно, что художественный историзм проявляется не только в исторических сочинениях, но и во всем творчестве писателя. Произведения, посвященные
современности, также могут быть историчными и неисторичными, то есть правильно воспроизводящими суть времени, в которое живет писатель, или эту суть
искажающими. Толстой очень остро чувствовал свою эпоху. Он сознавал, что жил в момент исторического перелома, когда уходила в прошлое старая дворянская
и крестьянская Русь, когда исчезли признаки патриархального строя, на котором покоился русский мир, русское общество и нравственные ценности, созданные
на протяжении веков. Вместe с ним исчезала крепостная Россия, личная зависимость крестьянина от барина-помещика. Крестьянин становился свободным.
На смену патриархальным и крепостным отношениям приходили отношения зависимости людей от капитала, от денег, от земли, которая тоже превращалась в товар.
Люди одновременно и объединялись на больших производствах, на фабриках и заводах, в земельных хозяйствах, и отъединялись друг от друга: крестьянин уже не
был прикреплен к помещику, не был для него «своим человеком» и сам не считал нужным быть обязанным бывшему господину. Если раньше дворянин-помещик и
крестьянин составляли некое целое, хотя их отношения были, конечно, далеко не благополучными, то теперь, после реформы 1S61 года, их единство окончательно
распалось.
Однако писатель не оставляет попытки найти в жизни опору своим мечтам о соединении людей в общую семью. Он предлагает свой путь обретения национальной и
всечеловеческой общности, в которой не было бы жестоких противоречий, смертельных схваток, господства личных корыстных интересов.
Толстой выдвигает в качестве основы человеческого общежития христианскую любовь, которую понимает как любовное отношение одного человека к другому
независимо от расовых, национальных, религиозных различий. Для того чтобы такая любовь победила на земле, мало одного желания. Необходимо, чтобы люди
воспитывали себя в духе такой любви и несли ее свет другим. Толстой требовал от человека огромного духовного и душевного напряжения всех его способностей,
воли и ума. Он ждал от человека желания самовоспитываться, самосовершенствоваться, чтобы изменить условия своего существования в духе высокой и всеобщей
любви к ближним. Герои Толстого часто рассуждают и спорят со своими противниками на тему самовоспитания и изменения жизни в лучшую сторону.
Так начинается и рассказ Толстого «После бала», в котором Иван Васильевич сразу отдается своим мыслям о том, знает ли человек, что хорошо и что дурно,
отвечает ли он за свои мысли и поступки или во всем виновата среда, общество, в котором человек рос и воспитывался. Во времена Толстого многие люди
думали так: среда, общество несовершенны, в них нет условий для личного самовоспитания, и надо изменить жизнь, общественные отношения, затем приступать
к личному самоусовершенствованию. Толстой был с этим решительно не согласен. Он полагал, что никто не снимал с человека ответственности за свои мысли,
чувства, желания, поступки, что в глубине души человек всегда точно знает, хорошо или дурно он ведет себя. И не надо ждать, когда создадутся условия
для самовоспитания, нужно готовить их сейчас, причем готовить личным примером, то есть стремлением стать лучше, чище, нравственнее в каждую следующую
минуту по сравнению с предыдущей.
Решающий момент в намерении переделать себя может наступить всегда, в любой час. Вот такому случаю, который помог герою решиться начать собственное
воспитание, и посвящен рассказ "После бала". В нем исторически точно и художественно убедительно воспроизведены условия, при которых возникает разное
отношение к человеку со стороны людей одного сословного круга.
Вопросы и задания
1. Что вы знаете о детстве и жизни Л. Н. Толстого и что нового вы узнали, прочитав статью о писателе?
2. Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?
3. О чем мечтал писатель для совершенствования общества?
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с.
+ 399 с.: ил. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|