|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)
«МЦЫРИ»
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 22-25
|
|
Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма
Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя
Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы
Урок 25. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Урок развития речи 3
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«МЦЫРИ»: ОБРАЗ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
УРОК 23
Основное содержание урока
Мцыри как романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление
человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы.
Основные виды деятельности.
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная
и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Обсуждение иллюстраций к поэме (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Мцыри как романтический герой
Обсуждение статьи учебника «Начальное представление о романтизме» (см. статью ниже):
— Что такое романтизм?
— Что явилось исторической почвой для возникновения романтизма?
— *Почему романтизм изначально противоречив?
— Каковы причины романтического конфликта между личностью и земным миром? Как можно объяснить драматический характер этого конфликта?
— Почему основным принципом романтического изображения является контраст?
— *Какова идейно-эстетическая цель писателя-романтика?
— Какое отношение автора к действительности выражено в романтических произведениях?
— Каковы причины возникновения романтического двоемирия?
— *Почему романтический герой неотделим от авторского я?
— Какие черты характерны для внешнего облика и внутренней сущности романтического героя?
— Какие романтические типы героев известны в литературе?
— Какую роль играет в романтических произведениях пейзаж?
— Почему романтический герой — это исключительная личность, действующая в исключительных обстоятельствах?
— *Как принципы романтического контраста отразились в изображении человека в романтическом произведении?
— Почему романтический герой часто становится жертвой своих собственных страстей?
Практическая работа 1.
Составление плана характеристики Мцыри.
Заполнение таблицы по вопросам учителя:
ТАБЛИЦА
План характеристики Мцыри |
Черты Мцыри |
Примеры |
Происхождение и социальное положение героя |
|
Прошлое героя |
|
Смысл имени героя |
|
Первое появление в поэме |
|
Портрет героя, динамика портрета |
|
Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя:
ещё мальчиком мужественно переносит болезнь и тяготы далёкого пути;
сохраняет в сердце любовь к Родине и преданность «краю отцов»;
убегает из монастыря перед пострижением в монахи;
радуется грозе и буре как формам проявления стихийных начал в природе;
восхищается красотой и молодостью юной грузинки;
побеждает горного барса в смертельной схватке;
находит силы, чтобы раскрыть душу старому монаху;
несмотря на воспитание в монастыре, интуитивно чувствует окружающий мир, кавказскую природу, чтит законы горцев;
никого не винит в своей смерти;
душевные страдания при роковом возвращении в монастырь оказываются для героя сильнее страданий физических, перенесённых во время трёх дней на воле
|
|
Статичность образа героя, неизменность главных черт его
характера: смелости, стойкости, мужества, стремления к идеалу («пройти в родимую страну») |
|
Речь героя как средство его характеристики |
|
Авторское отношение к герою |
|
Оценка образа героя в литературоведении |
|
Выводы |
|
Заполнение таблицы цитатами может быть завершено дома.
Устный рассказ по 2—3 пунктам плана.
Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха
Заполнение цитатной таблицы:
Смысл человеческой жизни
по поэме «Мцыри» |
Для Мцыри |
Для монаха (в восприятии Мцыри) |
«Томим неясною тоской
По стороне своей родной…» |
«Сметает пыль с могильных плит…» |
«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог» |
«Из жалости один монах
Больного призрел…»,
«от смерти спас…» |
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…»;
«Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…» |
«…никому не мог сказать
Священных слов „отец“ и „мать“...»,
«отвык
От этих сладостных имён» |
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной» |
«умру рабом и сиротой» |
«Знал ли ты
Разгульной юности мечты?..» |
«…прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык…» |
«Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы» |
«Столпясь при алтаре.
Вы ниц лежали на земле…» |
«Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль» |
«Что средь этих стен
Могли бы дать вы мне…» |
«…Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе…» |
«…печать свою
Тюрьма оставила…» |
«Быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов» |
«…возвратится вновь к Тому,
Кто всем законной чередой
Даёт страданье и покой…» |
«Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной» |
|
Выводы |
Смысл жизни для Мцыри — иметь родину, семью, близких, жить и
сражаться вместе с ними; покинуть стены монастыря, ставшего для его свободной личности тюрьмой; жить на воле, любить и быть
любимым, ощущать себя частью природы и Божьего мира; давать
выход своей энергии и физической силе; быть похороненным на родине |
Смысл жизни для монаха — отказаться от всего земного и человеческого: забыть
имена отца и матери; отказаться от земных желаний; стать «сиротой» в мире и «рабом» Бога; укрыться за стенами монастыря от земных соблазнов, чтобы посвятить свою
жизнь молитвам; принять судьбу монаха и посланные Богом страданья и покой |
II. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств
Групповая практическая работа 2.
Анализ эпизодов поэмы:
Группа 1.
«Встреча с грузинкой» (главы 12—13).
Группа 2.
«Бой с барсом» (главы 16—18).
Группа 3.
«Мцыри в предсмертном бреду» (глава 23).
Общий план работы групп:
Используя примерный план анализа эпизода литературного произведения
(см. урок 12), ответьте на следующие вопросы:
1. Какие события происходят в эпизоде? Как связаны с ними поступки Мцыри и как они его характеризуют? *Какую роль играет в эпизоде образ художественного
времени и пространства?
2. Какие описания встречаются в эпизоде? Что и как описано автором? *Какими способами автор описывает состояние героя?
3. Какова роль изобразительно-выразительных средств языка в данном эпизоде?
4. Каков эмоциональный пафос эпизода, авторское отношение к происходящему? *Какими способами выражается это отношение? Каковы идейно-эстетические взгляды автора?
5. *Какое место занимает данный эпизод в развитии сюжета и композиции, в раскрытии идейного смысла поэмы?
6. *Как в эпизоде отразились черты романтизма, трагическое противопоставление человека и обстоятельств?
7. *Как тема эпизода, его проблемы и конфликт связаны с темой, проблематикой и конфликтом всей поэмы?
III. Презентация, обсуждение и защита иллюстраций к поэме (см.
практикум «Читаем, думаем, спорим…» и изображения, найденные в Интернете). См. иллюстрации к поэме ниже):
— Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
— Рассмотрите и оцените иллюстрации практикума к поэме «Мцыри».
— Покажите в классе иллюстрации, найденные в Интернете.
— Назовите их авторов и дайте краткие справки о художниках.
— Какие эпизоды поэмы они иллюстрируют?
— Защитите свои иллюстрации к поэме и объясните, почему вы создали именно такое изображение.
— Сравните иллюстрации разных художников к одним и тем же эпизодам поэмы. Какие из них, по-вашему, наиболее близки к
авторскому тексту?
IV. Смысл финала поэмы
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Важно ли читателю, что за монах «сметает пыль с могильных плит» в начале поэмы (глава 2)?
*Предположите, мог ли это быть состарившийся Мцыри.
*Мог ли Мцыри остаться в живых? Обоснуйте свою позицию.
Почему уже в первых двух главах автор открывает начало и конец рассказанной истории?
Какой смысл имеет финал поэмы?
*Почему Мцыри перед лицом смерти примиряется со своей судьбой и никого не винит?
И т о г о в ы й в о п р о с:
Как в поэме «Мцыри» воплощён принцип романтического двоемирия?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы наизусть, выполнив задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно».
Составить письменную характеристику Мцыри как романтического героя
или ответить письменно на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание.
Написать отзыв на одну из иллюстраций к поэме.
Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)
На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих
национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во
второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при
всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его
проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.
Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый
«след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории
зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.
От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова»
сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным
строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит
размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти
или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если
он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны,
деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий
общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт
в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном
переломе в русской жизни, в русской истории.
В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший
его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего
народа и был обречен на одиночество и забвение.
С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания.
Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и
говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в
стихотворении «Бородино»,
где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями
о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским
воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.
Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему
страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону:
печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству
крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по
мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с.
+ 399 с.: ил.
НАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О РОМАНТИЗМЕ
Романтизм — художественное направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США.
Общей исторической почвой, на которой возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией (1789), с ощущением
безграничной свободы личности и одновременно невозможностью в полной мере осуществить эту свободу в реальной действительности. Таким образом, романтизм
изначально противоречив и проявился в литературе именно в этой противоречивости — как очарование возможностями личности, ставшей свободной, и как разочарование
личности, не способной на деле воспользоваться свободой для полного и гармоничного расцвета.
Личность и земной мир в лице государства, общества, быта и личность в романтизме — враги, и согласие между ними невозможно. Вместе с тем личность может
влиять на внешний мир в положительном или отрицательном смысле, так же, как внешний мир может влиять на личность. Но в ходе всегда непримиримого конфликта
личность чаще всего гибнет, оставаясь верной своим убеждениям. Внешний мир может погубить романтического героя, но не может изменить его душу. Он не властен
над внутренним содержанием личности.
Таким образом, в романтизме мир и герой резко противопоставлены друг другу. Отсюда возникает основной принцип романтического изображения — контраст, обнаженное
и бескомпромиссное столкновение главных героев, которые отстаивают противоположные нравственные ценности. При этом художник-романтик не ставит перед собой
задачи точно воспроизвести реальную действительность. Его цель — передать свое отношение к ней, создать свой, вымышленный образ мира, чтобы с помощью контраста
героя с окружающей жизнью выразить свой идеал и свое неприятие отрицаемого им мира. Стало быть, события, происходящие в романтических произведениях, важны
для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора. Художник-романтик, в частности Лермонтов, в разнообразных формах стремится воспроизвести трагедию
современного человека и свое отношение к неудовлетворяющей и отвергаемой действительности,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.[2]
Литература романтизма выдвинула своего героя, чаше всего выражающего авторское отношение к действительности.
Романтическая картина мира контрастна, она представляет собой скопление противоположностей: божественное — дьявольское, возвышенное — низменное, небесное — земное,
истинное — ложное и т. д. Романтик находится в вечном противоречии с действительностью. Согласно романтизму, мир совершенен и прекрасен как замысел и
несовершенен как воплощение. Поэтому истинной родиной для романтика выступает небесный мир, находящийся за гранью мира земного. К этому идеальному миру
романтик устремлен всей душой, всем сердцем. От тусклого, унылого, скучного «здесь», от дольнего мира романтик порывается к
очаровательному «там», к миру горнему.[3] Так возникает романтическое двоемирие.
Романтический герой неотделим от авторского «я». Именно герой высказывает или выражает своим поведением тайные мысли и чувства автора. Герой романтизма —
носитель истинно человеческого нравственного начала, которого лишена действительность. Поэтому для окружающих людей он предстает странным. Его странность
проступает в портрете (одухотворенная красота, уродство или физическое безобразие, оттеняющее высокую человечность, болезненная бледность, выразительный
взгляд необыкновенно умных и проницательных глаз), в поведении (герой поступает не так, как обычные люди, его поведение выбивается из существующих норм и
приличий). Так образуется целый ряд романтических типов (наивный чудак, детски простодушный и в глазах общества смешной, трагический одиночка и мечтатель,
романтический бродяга или разбойник, разочарованный наблюдатель, демоническая личность, испытывающая трагический разлад с действительностью и самим собой,
патриот и гражданин, автобиографический образ, безумный художник, причастный к тайне творчества). Эти романтические герои появляются на фоне особых пейзажей.
Природа рисуется романтику вольной стихией, неподвластной человеческому произволу. Поэтому пейзаж всегда таинствен, неопределенен: чаще всего избираются либо
рассвет, либо вечерние сумерки, либо ночь. Романтик предпочитает бурные стихийные проявления природы или покой, а также прихотливую изменчивость состояний природы.
Романтический герой — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий
перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко
поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв ее неповторимый внутренний, мир. Человек в романтических произведениях также воплощен
с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил,
играющих его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с.
+ 399 с.: ил. (вернуться к уроку)
2. Где не умеют без боязни /Ни ненавидеть, ни любить... — цитата из поэмы М. Ю. Лермонтова
"Демон" (часть II). (вернуться)
3. ...к миру горнему. Горний мир — в русской философии обозначает Космос как истинный предвечный мир,
содержащий в себе творческий замысел мира идеального, разумного, богосообразного, как богозаданного. (вернуться)
4. Владимир Георгиевич Бехтеев (15 апреля 1878, Москва — 21 июня 1971, Москва) — русский и советский художник.
Родился 15 апреля 1878 года в Москве. Среднее образование получил в Московском реальном училище.
В 1898 году окончил Николаевское кавалерийское училище, откуда выпущен был корнетом в 42-й драгунский Митавский полк.
В 1901 году он вышел в отставку в чине поручика и уехал в Мюнхен, где обучался рисунку и живописи у Книрра, затем в Париже у Кормона.
Занимался книжной иллюстрацией.
В 1936—45 гг. создал свыше 20 иллюстраций к «Герою...» (акв. и тушь): «Бэла и Печорин на свадьбе», «Казбич и Карагез», «Казбич ранит Бэлу», «Вулич»,
«Печорин и Бэла», «Портрет Бэлы», «Максим Максимыч и странствующий офицер в горном ущелье» и др. В 1939—40 Б. иллюстрирует и др. произв.
Л.: «Княгиня Лиговская», «Демон», «Мцыри», «Беглец», неоконч. повесть «Штосс», стих. «Как часто...». Кроме того, Б. создал ряд заставок
к англ. и франц. изданиям «Героя...» (оба — 1947), цветную акв. «Лермонтов у Краевского» и акв. портрет Л. (1951). Мн. илл. Бехтеева по своей композиц.
завершенности и худож. достоинствам могут рассматриваться и как произв. станковой графики.
В творчестве Л. художника привлекали прежде всего романтич. мятежность и лиризм. Он стремился передать эмоц. состояние героев, экспрессию
переживаний, наиболее острые психол. моменты сюжета.
Оригиналы илл. Бехтеева хранятся в ГЛМ, музеях «Домик Лермонтова» и «Тарханы», в ИРЛИ, в семье художника. (вернуться)
5. Леонид Павлович Зусман (3 (16) мая 1906, Гродно — 9 апреля 1984, Москва, РСФСР) — советский художник-график,
художник книги, театральный художник.
Член секции графики Союза художников СССР (1932). Серебряная медаль Международной выставки книги в Лейпциге (1959), диплом Международной выставке книги в Москве
(1967).
В 1924—1926 годах учился в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде у К. Петрова-Водкина, а в 1927—1929 годах — в Высшем художественно-техническом
институте в Москве у Д. Штеренберга.
C 1928 года участник выставок. С 1931 года работал как иллюстратор и оформитель книги.
Иллюстрировал поэмы М. Ю. Лермонтова: Лермонтов, М. Ю. Поэмы / М. Ю. Лермонтов ; [вступ. ст. и примеч. Т. Ивановой
; оформл. Л. Зусмана]. - Москва : Детская литература, 1965. - 240 c. (вернуться)
6. Илья Сергеевич Глазуно́в (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский и российский
художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик РАХ (2001). Народный художник СССР (1980).
Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).
В 1924—1926 годах учился в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде у К. Петрова-Водкина, а в 1927—1929 годах — в Высшем художественно-техническом
институте в Москве у Д. Штеренберга.
Глазунов создавал иллюстрации к произведениям авторов близких ему по взглядам, тех, кто наиболее глубоко сумел выразить в поэзии или прозе самобытные
национальные черты бытия русского народа. Этими классиками стали И.А. Гончаров, М.Ю. Лермонтов, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский,
А.К. Толстой, Н.А. Некрасов, А.И. Куприн, А.А. Блок.
Оформил издание поэмы Л. «Мцыри» (1965). На суперобложке представлен «Вид из окна монастыря», на фронтисписе — портрет Л., в тексте — 7 илл.
(все листы исполнены в технике соус). Фрагменты нац. арх. мотивов, фресковой живописи и груз. пейзажи помогают раскрытию осн. темы. Композиция
илл. «Монастырь в горах» восходит к рис. Л. 1837 «Развалины на берегу Арагвы в Грузии». (вернуться)
|
|
|
В. Г. Бехтеев.[4] Бой с барсом.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" |
|
|
Л. П. Зусман.[5] Бой с барсом.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" |
|
|
И. С. Глазунов.[6] Мцыри в монастыре. 1964 год.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|