Это всё точно было.
«О Пугачеве»
Цели уроков:
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— повторение сведений по теме «Предания и легенды»;
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии русского фольклора;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.
Форма уроков:
синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя,
работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация), чтение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
I. Слово учителя (частично под запись).
Несказочная проза в русском фольклоре.
До середины XIX столетия считалось, что устная народная проза существовала и бытует только в форме сказки. Иначе говоря, что сказывалось, то и называлось
сказкой. Однако в процессе дальнейшего изучения фольклора ученые пришли к выводу, что эпос русского народа состоит не только из сказочной, но и из несказочной
прозы. О сказочной прозе вы знаете уже немало: много сказок слышали в раннем детстве, прочитали сами в более позднем возрасте, много нового узнали о
фольклорных сказках на уроках литературы. В 7 классе более подробно вы познакомились с несказочной народной прозой, в основном с преданиями.
Однако в устном
поэтическом творчестве русского народа существовали также и легенды, а еще былички, бывальщины и героические сказания. Древняя несказочная народная проза
дошла до нас не в устной форме, а в записях, чаще всего летописных. Уже автор первой русской летописи счел необходимым записать ряд преданий и легенд, широко
распространенных среди русского народа, тем самым признавая их достоверность. Если бы исторические предания, передававшиеся из уст в уста, не были
зафиксированы в летописях и фольклорных сборниках XIX—XX веков, мы бы потеряли бесценные свидетельства о прошлом, а наши представления об истории были
бы скудными и неполными. Несказочная народная проза во многом помогла нам сохранить свою историческую память.
Изначально несказочную народную прозу
собирали и записывали вместе со сказочной, справедливо считая, что и в той и в другой сохранилась настоящая память народа о подлинном прошлом. Начало
таким записям положил врач царя Алексея Михайловича — англичанин Самюэль Коллинз, пожелавший таким образом лучше узнать страну и людей, среди которых ему
предстояло жить. Со временем записанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в Москве
на Красной площади[2], по ним учили детей читать. Однако и в XVIII, и в XIX, и даже в XX столетиях чаще всего несказочная народная проза
печаталась вместе со сказочной. Чем она отличается от сказочной, ученые смогли определить только в середине XX века. В процессе долгого изучения они разделили
всю несказочную прозу на несколько видов: на предания, легенды и героические сказания.
Предания и легенды.
Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Многие предания возникли из рассказов
очевидцев конкретных исторических событий. Однако события, поразившие современников, многократно пересказываясь, постепенно удалялись от первоначальной
основы. В процессе пересказывания, т. е. реальные события передавались «из уст в уста» (отсюда приставка пре- в слове предание), они обрастали вымышленными
событиями, в них появлялись выдуманные действующие лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали напоминать сказки и легенды,
становясь «легендарной историей народа».
Предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или
вполне возможных фактов. Предание сообщает сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной
среды, в которой оно бытует.
Вымысел в предании носит ограниченный характер. Так, например, люди всегда интересовались самым «началом» — тем, «откуда все началось»: историей своего и
соседних народов, историей своего города или поселения, происхождением их названий, первых жителей и правителей. Все, что было известно, люди старались
передать точно, хотя без вымысла обойтись не удавалось. А что-то просто забывалось по истечении времени. Иногда возникал слух о том, что могло быть,
но на самом деле не происходило, а через некоторое время слух уже пересказывали как быль. Когда что-то казалось труднообъяснимым, объяснение домысливали,
связывая его с реальными людьми, событиями, вещами. Так формировалась устная история края и народа, его населявшего. Основой для некоторых преданий стали
не рассказы об исторических событиях, а повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических деятелей, реально живших людей и даже целых
народов. Поэтому-то предания стали своеобразной памятью народной: они сообщают нам сведения о реальных людях и народах, реальных событиях и происхождении
названий реальных, существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей. Отличить предания от других жанров фольклора можно еще по двум признакам.
Все предания как бы обращены в прошлое, им присущ особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен. Предания характеризует также объяснение в них
причин возникновения и существования того или иного факта, события, вещи или географического названия.
Легенда — это также устное повествование, в основе которого лежит фантастический рассказ, воспринимаемый слушателями в качестве достоверного,
т. е. содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое или мистическое.
Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы:
бывальщины и былички.
Легенда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, но, в отличие от предания, основным содержанием легенды является нечто
необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное находится в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.
Многие предания и легенды внешне очень схожи. Порой трудно определить, где граница вымышленного и реального, но хочется надеяться, что вы сумеете отличить
одно от другого, прочитав предложенные в учебнике тексты. Суеверные рассказы. Содержание легенды и даже суеверного рассказа имеет установку на достоверность.
Однако в их сюжетах фантастика, волшебное играет основную роль. При этом сами сюжеты, действующие лица и их поступки узнаваемы, близки и понятны слушателям —
жизнеподобны.
В суеверных рассказах речь идет о существах народной демонологии. Чаще всего о встречах с «нечистой силой» рассказывает повествователь, где-то от
кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший. Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку.
Быличка — это рассказ самого участника событий, встретившегося с «нечистой силой» или побывавшего в загробном мире, заколдованном царстве,
как бы мы сегодня сказали, в параллельной реальности.
Бывальщина — повествование о встрече с «нечистой силой» рассказчика, а не самого героя событий, поэтому здесь еще меньше доля
достоверности в рассказе. Часто «автор», или рассказчик, основывает свой рассказ на каких-то «достоверных» сведениях («еще мой дед рассказывал», «в
стародавние времена говаривали», «когда мой отец был маленьким, он слушал такой рассказ» и т. п.), легендарных источниках. Сверхъестественность описываемого
как раз делала и делает суеверные рассказы столь притягательными для слушателей совершенно разного возраста. В Средние века были также широко распространены
христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку евангельских сюжетов.
Бытовали и чисто славянские легенды о далеком прошлом.
Вывод:
НАРОДНАЯ ПРОЗА
СКАЗОЧНАЯ
Волшебные сказки
Сказки о животных
Социально-бытовые (новеллистические) сказки
НЕСКАЗОЧНАЯ
Предания
Легенды
Суеверные рассказы: бывальщины; былички
II. Работа с учебником.
Чтение предания «О Пугачеве» в учебнике (с. 13 или см. предание ниже) и беседа о прочитанном.
— Расскажите, что вы знаете о преданиях. Почему их иногда называют сказаниями?
— Как и почему возникли предания русского народа?
— Как вы полагаете, существовали или существуют предания у других народов? Почему? Приведите примеры.
— Какое место в предании занимает вымысел? В каких случаях и почему его использовали рассказчики?
— Чем легенды отличаются от преданий?
— Можно ли отнести суеверные рассказы к легендам? Почему?
— Мы только что прочитали текст «О Пугачеве». Можно ли этот текст отнести к преданиям русского народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Что, на ваш взгляд, является в этом тексте исторической правдой, а что — художественным вымыслом? Объясните, почему вы так считаете.
— Каким настроением проникнут рассказ «О Пугачеве»? Что этим настроением и самим содержанием произведения хотел передать безымянный автор?
— Какую мысль повествования можно назвать главной?
(«Сошла она с престола и отдала ему престол... А сам на престоле остался. Это все точно было».)
III. Сообщения учащихся.
Сообщение 1.
Многообразный и причудливый мир русских преданий.
Сообщение 2.
Предания русского народа о восстании Емельяна Пугачева.
IV. Чтение произведения.
Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» в учебнике (с. 14—16) по очереди или по ролям.
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что это: предание или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть мифом?
— Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание?
(Поход Ермака в Сибирь, победы над ханом Кучумом, заселение Сибири русскими.)
— Для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение? Какова его главная мысль?
(«Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)
— Согласны ли вы с тем, что в данном предании есть еще одна важная мысль, которая красной нитью проходит через все повествование? Какова эта мысль?
(Патриотическое содержание текста, напрямую выраженное в словах слуги царя: «Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для
Руси святой отслужу». И Ермак в предании царю не перечит, не боится наказания за разбойные дела, а молча идет исполнять службу цареву на благо Отечества.)
— Можно ли на основании текста данного предания представить историю освоения русскими Сибири?
— На какие композиционные части делится это произведение? Чем это обусловлено?
— Каким предстает русский царь Иван в данном предании? Персонажа какого жанра народной прозы он более напоминает?
(Сказочного царя-батюшку, часто слабовольного и нерешительного, не знающего, с кем совет держать и кого на подвиг послать.)
— Кстати, в предании не уточняется, что царь — Иван Грозный. Да и грозен ли он в этом повествовании? Обоснуйте свой ответ.
— Как вы думаете, для чего в текст предания введен образ слуги? Кого напоминает этот персонаж?
(Волшебных помощников или Ивана-дурака в волшебных сказках. Умного, но бедного крестьянина в социально-бытовых сказках. Сметливого слугу-помощника
в западной средневековой литературе.)
— Что можно рассказать о самом Ермаке на основании текста данного предания?
— Почему Ермак является к царю «без поклона, в шапке»?
(«Без поклона» — не признает власти царя над собой и казаками, однако «не стал перечить царю» и отправился покорять хана Кучума во славу Родины.
«В шапке» — также знак неуважения к человеку, к которому пришел, и дома, в который вошел. К тому же все православные мужчины снимают головной убор,
входя в помещение, — это знак уважения Бога, так как в красном углу каждого терема и его светлиц, дома или избы висели иконы. Ермак здесь предстает
как явный нарушитель неписаных законов, однако признает неписаный закон служения своему Отечеству.)
— Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и реалий, например то, что Ермака искали на Дону? Почему? Так уж важны в
предании такие «исторические мелочи»? Аргументируйте свой ответ.
— Как заканчивается данное предание? Почему конец как бы смазан: быстро отмечено, что Ермак в Москву не поехал, а царь стал людей посылать в Сибирь?
С чем это связано?
(Главное не это, а то, что «появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)
VI. Домашнее задание.
Для всего класса:
— вопросы и задания на с. 16—17.
— «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8 класс».
— С. 12—13.
Индивидуальные задания (по желанию и выбору учащихся):
— сочинить предание о возникновении города или поселения, его названии, об открытии новых земель, о происхождении названия какого-либо дерева
или кустарника, ягоды или фрукта;
— сочинить легенду — христианскую или славянскую — на основе известных фактов (вариант: сочинить рассказ-фэнтези или повесть-фэнтези на христианской
или славянской основе);
— проиллюстрировать предание «О покорении Сибири Ермаком».
Следующие уроки: Внеклассное чтение. Р.П.Неймантас. "По следам солнечного камня" >>>
ПРЕДАНИЕ О ПУГАЧЕВЕ
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка,
здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил
чарку водки. А главный-то говорит:
— Ему и воды много.
А казак попросил:
— Я ему свой пай отдам.
Когда туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
— Ну что, набегался?
— Ну да, — говорит.
Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было. (вернуться)
ПУГАЧ И САЛТЫЧИХА
Когда поймали Пугача и засадили в железную клетку, скованного по рукам и ногам в кандалы, чтобы везти в Москву, народ валма валил и на стоянки с ночлегами,
и на дорогу, где должны были провозить Пугача, — взглянуть на него; и не только стекался простой народ, а ехали в каретах разные господа и в кибитках купцы.
Захотелось также взглянуть на Пугача и Салтычихе. А Салтычиха эта была помещица злая-презлая, хотя и старуха, но здоровая, высокая, толстая и на вид грозная. Да
и как ей не быть было толстой и грозной: питалась она — страшно сказать — мясом грудных детей. Отберет от матери из своих крепостных шестинедельных детей,
под видом, что малютки мешают работать своим матерям, или другое там для виду наскажет — господам кто осмелится перечить? — и отвезут-де этих ребятишек куда-то
в воспитательный дом, а на самом-то деле сама Салтычиха заколет ребенка, изжарит и съест.
Дело было под вечер. Остановился обоз с Пугачом на ночлег; приехала в то же село или деревню и Салтычиха: дай-де и я погляжу на разбойника-душегубца, не
больно-де я из робких. Молва уже шла, что когда к клетке подходил простой народ, то Пугач ничего — разговаривал, а если подходили баре, то сердился и ругался.
Да оно и понятно: простой, черный народ сожалел о нем, как жалеет о всяком преступнике, когда его поймают и везут к наказанию, — тогда как покуда тот
преступник ходил по воле и от его милости не было ни проходу пешему, ни проезду конному, готов был колья поднять,— сожалел по пословице: лежачего не бьют; а
дворяне более обращались к нему с укором и бранью: что-де, разбойник, попался!..
Подошла Салтычиха к клетке.
— Что, попался, разбойник? — спросила она. Пугач в ту пору задумавшись сидел да как обернется на зычный голос этой злодейки — и, богу одному известно,
слышал ли он про нее, видел ли, или просто-напросто не понравилась она ему зверским выражением лица и своей тушей, — да как гаркнет на нее, застучал руками
и ногами, инда кандалы загремели; глаза кровью налились: ну, скажи, зверь, а не человек. Обмерла Салтычиха, насилу успели живую домой довезти, привезли
ее в имение, внесли в хоромы, стали спрашивать, что прикажет, а она уже без языка. Послали за попом; пришел батюшка, видит, что барыня уже не жилица на
белом свете, исповедовал глухою исповедью; а вскоре Салтычиха и душу грешную богу отдала...
Пугач и Салтычиха. Предание записано Иваном Мамакиным в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в конце XIX века. Текст взят из журнала
«Живая старина», выпуск II, 1890, СПБ, стр. 140.
Источник: Нижегородские предания и легенды / Сост. В.Н. Морохин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. - 1971. - С. 216-217.