Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"
Из множества иллюстраций к сказочной пьесе А.Н.Островского "Снегурочка" наиболее интересными являются эскизы декораций и костюмов, созданные художником В.М.Васнецовым. Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника "Снегурочка" стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М. Васнецовым.
Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище. В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
|
|
Берендейки. Эскиз костюмов к опере "Снегурочка", 1885 |
Брусила и берендеи ребята. Эскиз костюмов к опере, 1885 |
|
|
|
Царь Берендей |
Дед Мороз |
Снегурочка |
|
|
|
Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885 |
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885 |
Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
Этот образ и стремился раскрыть в своих декорациях Васнецов. Творческое воображение художника питали разные источники: помимо материала пьесы – собственные впечатления от бытовавших еще в России патриархальных нравов, народных типов, окружающей природы. Чудесно оживлены и тонко охарактеризованы в рисунках главные герои пьесы: хрупкая, застенчивая Снегурочка, кудрявый быстроглазый Лель, страстная Купава. Они представляют собой колоритные народные типы, так же как и персонажи эпизодические (бирючи, бобыль Бакула и Бобылиха). Даже берендеи и берендейки трактованы не как безликие статисты. Представлены в эскизах и мизансцены бытового характера: ссора берендеевых "робят", подгулявший Бакула, которого тянет домой Бобылиха.
Васнецов использует накопленный им во время сооружения Абрамцевской церкви опыт творческой переработки элементов национального искусства и создания на этой основе целостного стилистического и образного решения. В декорациях В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы, затейливая самобытность народного творчества: поэтичность фольклорных образов, земных при всей своей сказочной фантастике, забавных и жизнерадостных. Художник уловил национальную самобытность "Снегурочки", и это прочно связало его зрительные образы с народно-песенными ладами. Варьируя формы древнерусского зодчества, художник воссоздает просторные сени сказочных хором. Вдали, на заднике декорации, – церкви, башни, тяжелая рубленая стена. Глядя на эскиз декорации В. Васнецова "Палаты царя Берендея", мы вспоминаем объяснение царем Берендеем "палатного письма" скоморохам:
Палатное письмо имеет смысл.
Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие; в простенках узких пишут,
Утеху глаз, лазоревы цветы
Меж травами зелеными; а турьи
Могучие и жилистые ноги
На притолках дверных, припечных турах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжелых матиц груз.
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков... (Действие II, явл. I)
В "Заречной слободке Берендеевке" соседствуют резное богатое крыльцо и покосившаяся избушка в одно оконце, а посреди улицы вырос подсолнечник – все это было одновременно реально и фантастично, все рождало впечатление праздничности.
Когда "Снегурочку" ставили на домашней сцене в Абрамцеве, взрослые и дети с увлечением сами готовили костюмы; их работой руководила Е.Д.Поленова – тонкий знаток и ревностный собиратель крестьянского искусства. Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл Деда Мороза, а И.Репин – боярина Бермяту.
(вернуться в начало страницы)
|