Лермонтов в Петербурге. Глава из книги "По лермонтовским местам". Часть 4.
Главная
Лермонтов М.Ю. Основные
даты жизни и творчества
Лермонтов в воспоминаниях
современников
Лермонтов в переписке Карамзиных
Картины, акварели и рисунки
Лермонтова
Лермонтов М.Ю.
Стихотворения 1837-1839 гг.
Иллюстрации к роману
Лермонтова "Герой нашего
времени"
Иллюстрации М.Зичи к роману
Лермонтова "Герой нашего
времени"
Эпоха "Песни про купца
Калашникова" Лермонтова
Картина В.М.Васнецова
"Иван Грозный"
Иллюстрации к уроку по
стихотворению Лермонтова
"Бородино"
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-
гвардии Гусарского полка. Портрет работы Ф.О.Будкина. 1834.
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
Садовая улица в Царском Селе. Литография В.П. Лангера. 1820
Беггров Карл Петрович.По рисунку Е.Исакова. Вид Невского проспекта у Гостиного двора (литография; 1823)
Вид Невского проспекта у Гостиного двора. Литография К.П. Беггрова по рисунку Е. Исакова. 1823 г.
Садовников В.С. Арка Главного штаба. 1830-е
Арка Главного штаба.  В.С. Садовников. 1830-е гг.
У окна в летнюю ночь. Толстой Ф.П.
1822 г.
Музыкальный вечер у Львова (квартет М.Ю.Виельгорского).
Литография П.Рорбаха. 1840-е гг.
Финальная сцена оперы «Фенелла» Обера в постановке Александринского театра
14 января 1834 г.
Литогр. с рис. Ив. П. Брюлло. Источник: ЛН, Т. 58 / Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 277.
Мемориальная доска. Наб. р. Мойки, 12
(Музей-квартира А.С.Пушкина).
 
 

Лермонтов в Петербурге
Из книги ''По лермонтовским местам''[1]
 
Ленинград и его пригороды
 
 
Продолжение экскурсии. Часть 4.

    Содержание:
Часть 1.
1. Лермонтовский просп., 54 (памятник Лермонтову работы Б.М.Микешина).
2. Угол ул. Союза Печатников и Лермонтовского просп., 10а/8 (особняк Н.В.Арсеньева).
3. Исаакиевская пл., 6 (здание быв. Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров).
4. Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»).
5. Наб. р. Фонтанки, 101 (дом, где жила княгиня М.А.Щербатова).

Часть 2.
6. Садовая ул, 3 (здание быв. Ордонансгауза).
7. Пл. Искусств, 5 (дом, где жили Виельгорские).
8. Пестеля ул., 11 (дом, где на вечере у княгини Шаховской И. С. Тургенев впервые увидел Лермонтова)
9. Фурманова ул., 16 (дом, где жили Карамзины).
10. Чайковского ул., 20 (дом Хвостовой, где Лермонтов жил до второй ссылки).
11. Воинова ул., 33 (дом, где Лермонтов жил в 1841 году).
12. Угол ул. Салтыкова-Щедрина и Потемкинской, 48/13 (дом П.Н.Ахвердовой, урожд. Арсеньевой).

Часть 3.
13. Пл. Островского, 6 (Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина).
14. Невский просп., 30 (дом Энгельгардтов).
15. Невский просп., 20 (дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки»).
16. Наб. р. Мойки, 12 (Музей-квартира А.С.Пушкина).
17. Невский просп., 18 (здание быв. кондитерской Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта»).
18. Дворцовая пл. (здание быв. Главного штаба).
19. Наб. р. Мойки, 78 (дом А.О.Смирновой, послужившей прототипом героини в повести «Штосс»).
20. Наб. Красного флота, 4 (дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом).
21. Сад трудящихся им. М. Горького (памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана).
22. Дворцовая наб., 30 (дом А.К.Воронцовой-Дашковой).
23. Наб. Макарова, 4 (Институт русской литературы АН СССР).

Часть 4.
24. Пригороды Ленинграда. Город Пушкин.
25. Пригороды Ленинграда. Город Петергоф.


Пригороды Ленинграда
Пушкин (быв. Царское Село)[2]
 
Пушкин (быв. Царское Село).
Город, в связи со столетием со дня гибели А. С. Пушкина названный его именем, интересен и тем, что здесь в лейб-гвардии Гусарском полку служил Лермонтов. В 24 километрах к югу от Ленинграда, проезд с Витебского вокзала.
В ноябре 1834 года Лермонтов был выпущен из Школы юнкеров корнетом[3] в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Здесь он служил, выезжая в Петербург, до весны 1837 года (до первой ссылки)[4], и, может быть, это были наиболее благополучные, хотя в творческом отношении не самые продуктивные, годы жизни поэта.
По возвращении из кавказской ссылки, после недолгого пребывания в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку, стоявшем под Новгородом в Селищах, Лермонтов вернулся в свой полк, и годы с мая 1838-го до начала 1840-го – время творческой зрелости поэта – опять связаны с Царским Селом.
В Царском Селе стояло несколько гвардейских полков. Этот прекрасный город с его дворцами и роскошными парками был также излюбленной дачной местностью, куда на лето съезжалась самая привилегированная часть петербургского общества, в том числе и подлинные носители русской культуры. Здесь после первой ссылки Лермонтов познакомился с семейством Карамзиных[5], что способствовало приобщению его к этой среде.
М. Ю. Лермонтов в форме лейб-гвардии Гусарского полка. Акварель А. И. Клюндера. 1838 (стр. 115).
 
Слева направо изображены обер-офицер вне службы (в вицмундире) на период 1826–1845 гг.,
пеший обер-офицер в парадной форме на период 1835–1838 гг.
и рядовой (строевой гусар) 6-го эскадрона в парадной форме в 1835 г.
В 1835 г. ментик было приказано носить на спине, но многие офицеры, помня о былой
«гусарской вольнице», предпочитали, позируя художникам, иметь его на плече.
Представленные на хромолитографии предметы военного костюма знакомы
по портретам поэта М.Ю. Лермонтова. В ментике Л. гв. Гусарского полка, надетом в рукава,
он запечатлён в январе-феврале 1837 г. художником П.Е. Заболотским,
а портрет в вицмундире Л. гв. Гусарского полка см. выше.

София.[6]
София.
Превратившийся в район Царского Села когда-то самостоятельный уездный город известен как место, где был расквартирован полк Лермонтова. Чтобы попасть сюда, от привокзальной площади города Пушкина, нужно идти по Советскому (быв. Софийскому) бульвару. Деревья здесь посажены при Лермонтове садовым мастером Ляминым для соединения со старым бульваром, начинавшимся от Московского (быв. Павловского) шоссе, до перехода в Парковую (быв. Волконскую) улицу.

Лермонтовская (быв. Гусарская) улица. [7]
Лермонтовская (быв. Гусарская) улица.
Казармы лейб-гвардии Гусарского полка (не сохранились) располагались здесь напротив Екатерининского парка, южнее Большого пруда.
Здания казарм лермонтовского времени просуществовали недолго. Они были деревянные, только штаб полка занимал каменные здания, соединенные высокой стеной, по Парковой (быв. Волконской) улице, 42–44. В деревянных казармах было несколько помещений для офицеров, но большинство из них снимали квартиры.
Видимо, так сделал и молодой корнет Лермонтов, прибыв к месту назначения. На его квартиру в феврале 1837 года примчался генерал Веймарн[8], чтобы осмотреть его бумаги и, обнаружив подозрительные, наложить на них арест.
Но Лермонтов, который перед этим заболел, жил в Петербурге[9]. Веймарн нашел квартиру нетопленной, а ящики стола пустыми.




Улицы Коммунаров (быв. Большая) и Первого мая (быв. Конюшенная). [10]
Улицы Коммунаров (быв. Большая) и Первого мая (быв. Конюшенная).
В доме (не сохранился) на их пересечении жил после первой ссылки Лермонтов вместе с А. А. Столыпиным (Монго) и штаб-ротмистром лейб-гвардии Гусарского полка А. Г. Столыпиным[11], по совету которого поэт в свое время поступил в Школу юнкеров.[12]
В мемуарах о Лермонтове говорится, что жил он со Столыпиным и «на углу Большой и Манежной улиц». Но адрес этот не вполне ясен, так как Манежная находилась в Софии между Волконской и Артиллерийской улицами и с Большой не пересекалась. Главное, на ней не было ни одного жилого дома – только казармы, конюшни, манежи. Вероятно, современники Лермонтова называли Манежной Конюшенную улицу, так как на ее углу находился манеж, и поэт жил на пересечении Большой с этой улицей. Дома на этом перекрестке были деревянные и, естественно, не сохранились.[13]
Поскольку Лермонтов, а также А. А. Столыпин (Монго) пользовались авторитетом в полку, их квартира превратилась в своего рода офицерский клуб. Независимость и сплоченность этой компании очень не нравилась великому князю Михаилу Павловичу, и он не раз грозил, что «разорит это гнездо».
Внешне Лермонтов вел в Царском Селе тот же образ жизни, что и большинство его товарищей по полку, но внутренне, несомненно, был чужд им. В эти годы он работает над значительнейшими своими произведениями. Многие из его сослуживцев были уверены, что занятия литературой несовместимы с достоинством офицера. И, как вспоминает современник, Лермонтов старался уклониться от чтения своих стихов однополчанам.

Комсомольская (быв. Садовая) улица, 16.[14]
Комсомольская (быв. Садовая) улица, 16.
Бывший дворцовый манеж[15] (сейчас здесь спортивный зал Ленинградского сельскохозяйственного института), где устраивались своеобразные представления наездников и наездниц – «карусели»[16]. Это здание было построено архитектором И. В. Нееловым в 1786 году, а в 1819–1820 годах капитально перестроено и расширено по проекту В. П. Стасова.
Вскоре после знакомства С. Н. Карамзина пригласила поэта участвовать в любительском спектакле и «карусели» в паре с младшей сестрой Софьи Николаевны Лизой.
Вот как описывала С. Н. Карамзина представление в манеже:
«Там было, я думаю, около двухсот зрителей, которым отвели места за барьером. Манеж был очень красиво освещен, гремела музыка, гусары были в своих красных мундирах; все имело радостный и праздничный вид. Я вскочила на лошадь, вверив себя богу, и он меня не оставил... Мы удивительно точно выполнили ужасно трудные фигуры – такие, как «восьмерка», «мельница», «цепь»... (Поскольку бедного Лермонтова не было, кавалером у Лиз был другой гусар, некий г. Реми.)».[17]
Лермонтов не участвовал в «карусели», так как находился в это время под арестом на гауптвахте.[18]
 
Царскосельская карусель.
В центре на белом коне – императрица Александра Федоровна, рядом – ее рыцарь император Николай Павлович.
См. подробнее в примечаниях[19].




Фуражная улица.[20]
Фуражная улица.
За нею, южнее казарм, простиралось обширное учебное поле. Значительную часть служебного времени офицеров занимали строевые учения, утомительные и однообразные, но которым тогда в армии и особенно при дворе придавали большое значение. «Ученье и маневры производят только усталость», – жалуется Лермонтов другу в 1838 году и признается, что даже просился обратно на Кавказ, но его не пустили.
Бессмысленные строевые занятия так надоели поэту, что он демонстративно нарушал установленную форму. Однажды он явился на развод (торжественную смену караула) в присутствии великого князя Михаила Павловича с короткой, почти игрушечной, саблей, был арестован на 15 суток и немедленно отправлен на гауптвахту.
Случилось это 21 сентября 1838 года, а 22 сентября друзья С. Н. Карамзиной собрались на последнюю репетицию домашнего спектакля, состоявшего из двух французских водевилей. Лермонтов должен был участвовать в обоих, Софья Николаевна в письме к сестре называет его «главным актером». В одной пьесе («Карантин» Скриба и Мазера) Лермонтову была поручена роль негоцианта, во второй – ревнивого мужа.
Но растерянность С. Н. Карамзиной при известии об аресте поэта не сравнить с горем Е. А. Арсеньевой: в день своего рождения Лермонтов не мог приехать на устроенный ею вечер. Сначала причину от нее скрыли, объяснив, что он по службе должен быть в Царском Селе, но пребывание на гауптвахте затянулось, пришлось сказать всю правду. Это произвело на Елизавету Алексеевну ужасное впечатление, ей стало дурно.
Узнав об этом, Лермонтов просил коменданта отпустить его на несколько часов, чтобы навестить бабушку и успокоить ее, но тот не посмел нарушить приказ великого князя. Не помогло и письмо к командиру полка М. Г. Хомутову. Тогда Лермонтов написал отчаянное письмо своему двоюродному дяде А. И. Философову[21], занимавшему значительное положение при дворе.
Наконец утром 11 октября по железной дороге Лермонтов отправился в Петербург на свидание с бабушкой. Его спутниками оказались С. Н. Карамзина и князь С. Д. Абамелек-Лазарев, корнет Гусарского полка.[22] Под арестом Лермонтов провел почему-то не 15, а 21 сутки.

Парковая (быв. Волконская), 42.[23]
Парковая (быв. Волконская), 42.
На углу этой и Огородной (быв. Софийской) улиц в доме с башенкой помещалась гауптвахта лейб-гвардии Гусарского полка. Перед домом была будка и стоял часовой.
По свидетельству современников, поэт провел на гауптвахте немало времени.
Правда, под арестом Лермонтов не терял времени даром. На гауптвахте он написал маслом картину, изображающую кавказский пейзаж, арбу с сидящей в ней женщиной, всадников, для А. М. Верещагиной, своей московской родственницы. Эта картина теперь находится в Доме-музее М. Ю. Лермонтова в Москве.
Картина М.Ю.Лермонтова «Сцена из кавказской жизни» («Вид Кавказа»). (1838; дерево, масло; ГЛМ).
По свидетельству Е. А. Верещагиной, была выполнена в октябре 1838 и послана по просьбе автора А. М. Верещагиной-Хюгель в Германию («Зап. отдела рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина», в. 26, М., 1963, с. 44–45, 50).
Поступила из ФРГ при содействии И. Андроникова. См. подробнее в примечаниях[24].

Парки и дворцы города Пушкина (быв. Царского Села).
Парки и дворцы города Пушкина (быв. Царского Села).
Может быть, из окна гауптвахты Лермонтову был виден Екатерининский парк[25]. Знаменитые царскосельские парки начинались по другую сторону Парковой (быв. Волконской) улицы. От ближайших ворот за Большим прудом среди зелени деревьев уже виден портик Камероновой галереи, а если обогнуть пруд, пройдя мимо растреллиевского павильона Грот, то справа откроется грандиозный, величественный фасад Екатерининского дворца. Это один из ярчайших образцов русского барокко. В середине XVIII века он был заново перестроен В. В. Растрелли. Подъездная аллея вела к фасаду, обращенному к Александровскому саду.
 
 
Лермонтов часто бывал в царскосельских парках. Здесь однажды встретил он товарища своих пансионских лет художника М. Е. Меликова[26].
Тот вспоминал впоследствии: «Царскосельский сад, замечательный по красоте и грандиозности, привлекал меня к себе с карандашом в руке. Живо помню, как, отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым после десятилетней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел значительную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта, исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости...»
Лермонтов, несомненно, хорошо знал Екатерининский дворец,[27] но чаще ему приходилось бывать в Александровском[28]: именно здесь несли дежурство офицеры гвардейских полков. Во времена Лермонтова от Екатерининского дворца к Александровскому вела прямая аллея. Сейчас, следуя от дворца к дворцу, нужно перейти Комсомольскую улицу и пересечь лицейский садик по диагонали.
Александровский дворец построен в строго классическом стиле архитектором Дж. Кваренги. Строительство закончено в 1796 году. Перед колоннадой в средней части дворца до 1847 года была замощенная площадка для показательных учений и парадов.

Китайская деревня.
Китайская деревня.
Здесь Лермонтов познакомился с Карамзиными, жившими летом 1838 года на одной из дач Царского Села. См. страницу "Лермонтов в переписке Карамзиных".
Китайская деревня находится в Александровском парке возле границы с Екатерининским, к западу от него, неподалеку от Большого каприза и Скрипучей беседки. Строительство ее было начато в 80-е годы XVIII века. Архитектор Ч. Камерон, отдавая дань модному тогда увлечению, создал проект восемнадцати домиков в «китайском» стиле. Деревню должны были окружать галереи, поднятые на столбах. Проектировалась и восьмиярусная пагода. Но построили только восемь домиков, да и те не успели отделать так, как задумал Камерон, — они использовались под квартиры и придворные службы. На месте круглого храма, который по проекту Камерона должен был стоять в центре деревни, поставили небольшой восьмигранный павильон – Ротонду (архитектор В. П. Стасов).
В 30-е годы здесь давали балы для избранного общества. С одного такого бала Лермонтов был отправлен под арест за неформенное шитье на воротнике и обшлагах мундира.
Именно в Ротонде поэта представили Е. А. и С. Н. Карамзиным, и с тех пор он постоянно бывал у них.
Автора стихотворения «Смерть поэта» встречали с уважением и сочувствием в кругу близких друзей Пушкина. Знакомство с Карамзиными сближало Лермонтова с избранным петербургским обществом, с известными писателями того времени: В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским, В. А. Соллогубом, И. П. Мятлевым, Е. П. Ростопчиной[29] и др.
Очарованный доброжелательством, приветливостью, особым к нему расположением Софьи Николаевны, которая и была истинной хозяйкой в доме Карамзиных, поэт бывал здесь не только как посетитель знаменитого литературного салона, но и запросто в дневные часы.
Софья Николаевна восторженно относилась к Лермонтову, человеку и поэту, о чем свидетельствует ее переписка. В письме к Е. Н. Мещерской 4 ноября 1838 года она так оценила талант Лермонтова: «Поистине блестящая звезда восходит на нашем ныне столь бледном и тусклом небосклоне».

Первая в России железная дорога.
 
Первая в России железная дорога.
Родственница Лермонтова Е. А. Верещагина писала дочери в сентябре 1838 года о поездке в Царское Село: «...мы в два часа пополудни – сестрица, Маша, я и Яким Хастатов – пустились по железной дороге и в 36 минут были там... Представь себе, Елизавету Алексеевну по железной дороге насилу втащили в карету... Итак, все обедали с обыкновенным тебе известным шумом, спором Афанасия. А Философов не обедал, а так приходил... Очень много смеялись и, как ты знаешь, спорили, кричали... Из Царского отправились опять в 10 часов вечера по железной дороге. Нас из дворца отвезли в придворной линейке до галереи, это довольно далеко от дворца, где наши живут. Поехал с нами Николай Аркадьевич, Яким Хастатов, и Миша Лермонтов проводил нас и пробыл с нами до время отъезда».
В письме Верещагиной не случайно такое внимание обращено на то, что ехали по железной дороге. Железная дорога, соединившая Царское Село сначала с Павловском, а затем и с Петербургом, вызвала всеобщий интерес.
Между Павловском и Царским Селом поезда ходили с осени 1836 года, но паровоза тогда еще не было. Два вагона, в которых помещалось около ста человек, галопом везла пара лошадей. Это была демонстрация эффекта рельсового пути.
30 сентября 1837 года состоялось торжественное открытие дороги. Поезд состоял из вагонов трех типов. Первый, самый комфортабельный, назывался каретой (вот почему в письме Верещагиной говорится о карете). Потом шел дилижанс, а в хвосте был открытый – «для простого народа».
Современники с восторгом писали о необыкновенной быстроте езды по железной дороге. Даже вид паровоза и клубы дыма, освещенные огнем топки, приводили публику в восхищение. Но поначалу ездить по железной дороге многие опасались. Елизавета Алексеевна даже взяла с внука слово, что он никогда не воспользуется этим видом транспорта, но со временем, судя по письму Верещагиной, и ее, хотя с трудом, уговорили поехать.
Упомянутая в письме галерея – это вокзальный павильон. Был он деревянный, построенный, по утверждениям современников, с большим изяществом, окружен клумбами благоухающих цветов и эспланадами, покрытыми красным песком. Здесь был просторный зал ожидания, желающие могли в нем и пообедать.

Петергоф[30]
Сохранился рисунок Н. И. Поливанова, друга и однокашника Лермонтова,
изображающий сцену в юнкерской палатке.
Среди юнкеров – Лермонтов, Л. Н. Хомутов, И. Шаховской, Н. И. Поливанов,
Н. С. Мартынов и др. Рис. датирован 6 июля 1834.
 
Петергоф.
В Петергофе Лермонтов бывал еще в годы учения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832–1834), так как именно там проходили летние лагерные учения. В юнкерской поэме[31] Лермонтов иронически описал один из петергофских праздников.
Петергоф – это город, известный одним из наиболее значительных в стране архитектурно-парковых ансамблей XVIII–XIX веков. Поблизости находился военный лагерь, куда Лермонтов в 1833 и 1834 годах выезжал со Школой юнкеров на летние учения.
Знакомство Лермонтова с Петергофом состоялось, вероятно, еще в первые дни пребывания в северной столице.

Проспект Стачек (быв. Петергофская дорога)
Проспект Стачек (быв. Петергофская дорога).
Дача Мордвиновых, где жила В. Н. Столыпина[32], вдова брата Е. А. Арсеньевой. Располагалась по правую сторону нынешнего проспекта, недалеко от того места, где теперь находится Кировский завод.
За Нарвскими воротами[33] начиналась аристократическая загородная местность. Петергофская дорога была застроена роскошными дворянскими усадьбами, окруженными парками с беседками, прудами, фонтанами. Здесь и жила В. Н. Столыпина, которую Лермонтов вместе с бабушкой навестил, приехав из Москвы в Петербург.
Вера Николаевна была дочерью Николая Семеновича Мордвинова, известного государственного деятеля, автора конституционных проектов. Ее мужа, Аркадия Алексеевича Столыпина, уважали в декабристских кругах. После смерти Столыпина К. Ф. Рылеев обратился к вдове со стихотворением «Вере Николаевне Столыпиной».
Встречи с В. Н. Столыпиной были интересны Лермонтову, так как она могла многое рассказать о людях, связанных с восстанием декабристов. И понятно, почему о визите к ней в первом письме Лермонтова из Петербурга к С. А. Бахметевой говорится особо. Во время посещения В. Н. Столыпиной состоялась встреча и с ее сыном Алексеем Аркадьевичем, прозванным потом Монго. Лермонтов вместе с ним будет учиться в Школе юнкеров, служить в Гусарском полку. Столыпин (Монго) был секундантом поэта на обеих его дуэлях. И хотя есть основания подозревать, что не всегда он относился к Лермонтову вполне доброжелательно, тот доверял ему до самой гибели.
От дачи Мордвиновых до Петергофа было около 20 верст, возможно, именно отсюда Лермонтов с Е. А. Арсеньевой и отправился в Петергоф.

Монплезир[34]
Монплезир.
С террасы этого небольшого построенного Петром I дворца открывался вид на теряющуюся в дымке гладь Финского залива. У Монплезира лодочники предлагали морскую прогулку.
Юный Лермонтов давно мечтал о встрече с морем. По описаниям в романтической поэзии оно представлялось ему бушующим, вечно мятежным и полным тайн. Стихотворение В. А. Жуковского о море он читал на торжественном акте в Московском пансионе с таким чувством, что вызвал громкие аплодисменты. Со словом «море» связывались пушкинское «Прощай, свободная стихия...» и океан в поэмах Байрона.
И вот мечта сбылась, в письме к С. А. Бахметевой он сообщает, что даже «на лодке ездил в море». Но первая встреча несколько разочаровала поэта:

И, наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул?..
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул;
.....................
(На зло былым и новым дням)
Я не завидовал как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам.

«Бунтующие волны», надо думать, появились благодаря традиции романтической поэзии, а не под влиянием увиденного: Е. А. Арсеньева ни за что не разрешила бы внуку сесть в лодку, если бы море было неспокойно.
Но пока он стоял на берегу, вглядываясь в туманную даль, возможно, уже рождался лермонтовский «Парус»[35], который станет для многих поколений русских читателей выражением свободолюбивых, революционных настроений.

Бывшее учебное поле лейб-гвардии Драгунского полка
Бывшее учебное поле лейб-гвардии Драгунского полка (ныне на этом месте сквер, который тянется вдоль ул. Коминтерна от бульв. Разведчиков до Озерковской ул.).
Здесь в палаточном лагере, Лермонтов, поступивший в Школу юнкеров, дважды (в 1833 и 1834 годах) проводил полтора-два летних месяца.
19 июня 1833 года по Школе был отдан приказ на следующий день выступить через Нарвскую заставу и следовать этой знакомой Лермонтову дорогой мимо дачи Мордвиновых – в сторону Петергофа, где находился летний лагерь юнкеров. Первая ночевка была в Лигове, вторая – в Ижорке близ Стрельны, на третий день вступили в Петергоф.
Уже по возвращении в Петербург Лермонтов так описывал свое лагерное житье в письме к М. А. Лопухиной: «Я не подавал о себе вестей с тех пор, как мы отправились в лагерь, да и, право, мне бы это не удалось при всем моем желании. Представьте себе палатку в 3 аршина в длину и ширину, в 2 1/2 в вышину[36], в которой живет три человека со всей поклажей и доспехами, как-то: сабли, карабины, кивера и проч., и проч. Погода была отвратительная из-за нескончаемого дождя, зачастую по два дня сряду мы не могли просушить платье; тем не менее эта жизнь мне отчасти нравилась; вы знаете, милый друг, что у меня всегда было пристрастие к дождю и грязи, и теперь, по милости божьей, я насладился этим вдоволь».
Неподалеку от лагеря сняла дачу Е. А. Арсеньева. Товарищ Лермонтова по юнкерской школе вспоминал впоследствии: «Живя каждое лето в Петергофе, близ кадетского лагеря, в котором в это время стояли юнкера, она ‹Е. А. Арсеньева› особенно бывала в страхе за своего внука, когда эскадрон наш отправлялся на конные учения. Мы должны были проходить мимо ее дачи и всегда видели, как почтенная старушка, стоя у окна, издали крестила своего внука и продолжала крестить всех нас, пока длинною вереницею не пройдет перед ее домом весь эскадрон и не скроется из виду».
Среди будней лагерной жизни юнкеров ждало и развлечение: 1 и 2 июля им разрешалось принять участие в ежегодных народных гуляньях в Петергофском парке. Правда, идти можно было «не иначе как командами, при офицерах», поодиночке же, как гласил приказ, выходить из лагеря строго запрещалось.
Сохранилось немало восторженных описаний современниками многолюдной толпы, иллюминации, затейливого фейерверка. Лермонтов же в озорной поэме «Петергофский праздник» только мельком упомянул

Узоры радужных огней,
Дворец, жемчужные фонтаны,

на фоне которых

Толпа валит вперед, назад,
Толкается, зевает праздно.




* Иллюстрации, если не указано особо, взяты из книги: По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – 328 с. – (Сто путей – сто дорог). Рядом с иллюстрацией указана страница, на которой она находится в книге. (вернуться)
 

1. Источник: По лермонтовским местам: Ленинград и его пригороды / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – С. 110 – 145. (вернуться)

2. Пушкин (быв. Царское Село) (до 1918 – Царское Село, с 1918 по 1937 – Детское Село) – город в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Пушкин был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция Царское Село, город с 1808 года. В городе находится музей-заповедник «Царское Село» – памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII – начала XX веков. В состав заповедника входит Екатерининский парк с Екатерининским дворцом и другими сооружениями. (вернуться)

3. Корнет – в России до революции и в некоторых других странах: один из младших офицерских чинов в кавалерии. (вернуться)

4. ...до первой ссылки... – 25 февраля 1837 года военный министр Чернышев передал шефу жандармов Бенкендорфу «высочайшее повеление»: корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк, стоявший в Грузии. Поэт должен был отправиться в первую ссылку.
См. подробнее о причине первой ссылки Лермонтова: Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»). (вернуться)

5. ...познакомился с семейством Карамзиных... – Лермонтов познакомился с Карамзиными в Царском Селе 2 сентября 1838 г. и бывал у них в Петербурге в 1838–41 гг. Поэт сразу произвел благоприятное впечатление на всех членов семьи и стал для них своим человеком. Он не раз читал здесь свои произведения: отрывки из «Демона», «Героя нашего времени», стихи. 3 декабря 1840, когда Лермонтов был уже на Кавказе, на вечере у Карамзиных «много читали» его стихов (см. Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 1, СПБ, 1896, с. 158).
Лермонтов был участником домашних танцевальных вечеров и увеселительных прогулок, выезжал с Карамзиными в театр, присутствовал на парадных обедах и семейных торжествах. Поэт встречался с Карамзиными также у общих знакомых: Валуевых, А. О. Смирновой, Е. М. Хитрово, А. А. Олениной, М. А. Щербатовой и др. Перед отъездами Лермонтова из столицы в 1840 и 1841 у Карамзиных при участии общих друзей устраивались прощальные вечера; в начале мая 1840 на этих проводах Лермонтов прочел стихотворение «Тучи». В конце июля 1841 от И. Д. Лужина Карамзины узнали о смерти Лермонтова.
Екатерина Андреевна (урожд. Колыванова) (1780–1851), вторая жена Н. М. Карамзина (с 1804), по отцу сестра П. А. Вяземского, мать Андрея, Александра, Владимира, Елизаветы Карамзиных и Е. Н. Мещерской, мачеха Софьи Николаевны. По отзывам современников, Екатерина Андреевна отличалась красотой, добрым сердцем, живым умом и независимостью суждений. Интересуясь историей, литературой и международной политикой, она привлекала в свой салон литераторов и ученых; пригласила к себе Лермонтова.
Софья Николаевна (1802–56), дочь Н. М. Карамзина от первого брака с Е. И. Протасовой; фрейлина, друг Лермонтова. Умная и образованная, знавшая и ценившая русскую и иностранную литературу, она была душою салона Карамзина, близкой знакомой Пушкина; в ее альбом писали: Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. С. Хомяков, Е. П. Ростопчина и др. 10 февраля 1837 Софья Николаевна в письме брату Андрею высоко оценила стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», ибо в нем «так много правды и чувства...» (Пушкин в письмах Карамзиных..., М.–Л., 1960, с. 174). (вернуться)

6. Софи́я – исторический район в южной части Пушкина (бывшее Царское Село), в прошлом – уездный город. Расположен к юго-западу от Большого Императорского дворца: ограничен Павловским шоссе, Парковой улицей, Красносельским шоссе и Сапёрной улицей.
К 1770-м годам к северо-востоку от главного дворцового комплекса разрослась слобода. Екатерина II пыталась регламентировать дальнейший рост населения. В январе 1780 года для упорядочения слободы был издан указ, предписывающий «при селе Царском, по праву сторону Новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить город под названием „София“ и вместе с тем учредить Софийский уезд». С учреждением города Софии там появилась своя администрация с городничим, магистратом, ратушей, не подведомственная Царскосельской. В самом Царском Селе запретили строительство жилых домов, а чиновников, купцов и духовенство расселили в Софии. Екатерина повелела провести водопровод, достаточный для питания прудов и для снабжения питьевой водой Царского Села и Софии. Город София был разбит на отдельные правильные квадраты с обширной площадью в центре. Рядом с площадью вначале выстроили деревянную церковь святых Константина и Елены, а в 1788 году на самой площади и каменный Софийский собор.
В 1808 году при императоре Александре I Царское Село было объединено с Софией и получило статус города – центра Царскосельского уезда. В начале XIX века София становится «военным предместьем» Царского Села: на ее территории разместились полки Лейб-гвардии Его величества, в честь которых улицы района получили названия: Гусарская, Кирасирская, Стрелковая, Гренадерская и Гвардейская.
Казармы лейб-гвардии Гусарский его величества полка располагались вдоль Волконской улицы, ныне – Парковая, казармы лейб-гвардии Кирасирского его величества полка с 1834 года находились в квартале, ограниченном улицами Огородной, Стессельской (ныне Красной Звезды), Кадетской и Артиллерийской, 1-й стрелковый Его Величества лейб-гвардии полк – у Павловского шоссе, 2-й Стрелковый Царскосельский лейб-гвардии полк – у Гатчинской дороги, ныне Красносельское шоссе и 4-й лейб-гвардии Стрелковый Императорской Фамилии полк – в здании Малолетнего Александровского кадетского корпуса, а также отдельные подразделения 3-го Стрелкового Его величества лейб-гвардии полка. В настоящее время эти здания занимают военно-учебные заведения. (вернуться)

7. Лермонтовская улица – ныне Гусарская улица. От Парковой ул. до ж/д линии в Софии. Название появилось в 1830-е гг. в границах от Парковой ул. до Сапёрной улицы Дано по казармам лейб-гвардии Гусарского полка, расположенным в начале улицы.
История переименований: Гусарская (1830-е – 1919) – Тюкина (1919 – 1941; в честь председателя Отдельной Царскосельской Социалистической Красной батареи Тюкина) – Лермонтова (1941 – 1993) – Гусарская (с 1993 г.) (вернуться)

8. Веймарн Петр Федорович (1795–1846) – начальник штаба Главного гвардейского корпуса, генерал-лейтенант. Ему послал А. Х. Бенкендорф список стихотворения «Смерть поэта», чтобы Веймарн допросил Лермонтова и «содержал его при главном штабе без права сноситься с кем-либо извне». По приказу Николая I в феврале 1837 Веймарн производил обыск на квартире Лермонтова в Царском Селе.
Здание Главного штаба – историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Ныне в нём находится командование Западного военного округа.
В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.
Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество. До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание. В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом.
См. о пребывании Лермонтова под арестом в Здании Главного штаба: Дворцовая пл. (здание быв. Главного штаба). (вернуться)

9. Жил в Петербурге... – М. Ю. Лермонтов в 1836–1837 годах жил в Петербурге в доме на Садовой, 61. См. о пребывании здесь Лермонтова: Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»). (вернуться)

10. Улица Коммунаров (быв. Большая) – ныне Средняя улица. Одна из самых старых царскосельских улиц - Средняя улица получила наименование по своему местоположению между улицами Большой, впоследствии Садовой улицы, и Малой. История переименований: Средняя (Большая в 1820-х) – (1750-е – 1918 ) – Лидии Суховой ( 1918 – 1919) – Коммунаров (1919 – 1993) – Средняя (с 1993 г.).
Первого мая (быв. Конюшенная) – ныне Конюшенная улица – название появилось в начале XIX в. в связи с нахождением в начале улицы Большого конюшенного двора (Нижние конюшни). История переименований: Конюшенная (нач.19 в.– 1918) – Театральная (1918–1919; по Народному театру, расположенному тогда в Придворном манеже) – Чаплыгина (1919–1923; в честь Чеплыгина (?–1918), секретаря Отдельной Царскосельской Социалистической Красной батареи, участника Гражданской войны 1918-1920-х гг.) – 1 Мая (1923–1993) – Конюшенная (с 1993 г.). (вернуться)

11. А. А. Столыпин (Монго) – Алексей Аркадьевич (в дружеском кругу получил прозвище Монго́) (1816–1858), родственник (двоюродный дядя) и друг Лермонтова, сын Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны Столыпиных, внук Н. С. Мордвинова. Происхождение прозвища «Монго» П. А. Висковатый (ссылаясь на Дмитрия Аркадьевича Столыпина) объясняет так: увидев лежавшее у Столыпина на столе французское сочинение «Путешествие Монгопарка», Лермонтов воспользовался первыми двумя слогами этого имени. М. Н. Лонгинов утверждал, что прозвище «Монго» Столыпин получил от клички своей собаки. Лермонтов изобразил Столыпина в поэме «Монго». В 1835 г. Столыпин был выпущен из Школы юнкеров в л.-гв. Гусарский полк. Будучи однополчанином Столыпина, поэт вместе с ним и Алексеем Григорьевичем Столыпиным в 1835—36 и 1838—39 гг. жил в Царском Селе. Столыпин в 1837 г. ездил «охотником» на Кавказ, в ноябре 1839 вышел в отставку. После суда над Столыпиным за участие в дуэли Лермонтова с Э. Барантом в качестве секунданта Николай I предложил ему возвратиться на военную службу. В 1840 Столыпин – капитан Нижегородского драгунского полка. Лермонтов вместе с ним участвовал в экспедиции А. В. Галафеева в Малую Чечню. 20 мая 1841 Лермонтов и Столыпин приехали в Пятигорск, где жили вместе. Столыпин был негласным секундантом на дуэли поэта с Н. С. Мартыновым.
Алексей Григорьевич Столыпин (ок. 1805-47), старший сын Григория Даниловича и Натальи Алексеевны, штаб-ротмистр л.-гв. Гусарского полка (1836-1839), с 1839 адъютант герцога М. Лейхтенбергского; двоюродный дядя Лермонтова, по совету которого поэт поступил в Школу юнкеров. Одно время жил в Царском Селе вместе с Л. и А. А. Столыпиным (Монго). Когда понадобилось разрешение Николая I на перевоз тела Лермонтова из Пятигорска в Тарханы, осн. тяжесть хлопот об этом легла на Алексея Григорьевича, о чем свидетельствует письмо к нему Афанасия Алексеевича Столыпина от 13 февр. 1842 (М. Ф. Николева). (вернуться)

12. Школа юнкеров – была учреждена в Петербурге 9 мая 1823 приказом Александра I для обучения молодых дворян, которые поступали в гвардию из университетов или частных пансионов, не имея военного образования и подготовки [Потто (1), с. 1–5]. С 1825 г. Школа размещалась на набережной р. Мойки у Синего моста, в здании, построенном в 60-х гг. 18 в. арх. Ж.-Б. Валлен Деламотом.
См подробнее: Исаакиевская пл., 6 (здание быв. Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров). (вернуться)

13. ... дома не сохранились... – в начале 1835 г. Лермонтов на обороте листа с автографом стихотворения «Опять народные витии» сделал запись о предстоящих визитах на день, среди которых была упомянута Екатерина Александровна Новосильцева, урожденная Торсукова (1755–1842), мать сенатора Николая Петровича Новосильцева (1789–1856). Новосильцевы имели дом в Царском Селе на углу улиц Большой (или Средней) и Манежной (или Конюшенной). По атласу Царского Села 1857 г. угловой дом по Конюшенной улице № 5 и по Большой улице № 22 принадлежал наследникам Николая Петровича Новосильцева, умершего в 1856 г. На «Плане Царского Села», «исправленного 3 дня декабря 1835 года» и «вычерченного генерал-майором Пенским», видно, что в 1835 г. на описываемом участке стояли два дома с надворными постройками. В доме Новосильцевых Лермонтов поселился вместе со своим двоюродным дядей Алексеем Григорьевичем Столыпиным. Сейчас на месте этих домов разбит сквер перед дворцовыми Оранжереями.
Бабушка Лермонтова Е. А. Арсеньева хорошо знала семью Новосильцевых. 25 июня 1836 г. в письме из Петербурга она писала своей приятельнице и дальней родственнице Прасковье Александровне Крюковой: “Здесь всякой день дожди и холод престрашный, а как время уставится, то я с Авдотьей Емельяновной собираюсь дни на два в Царское Село. Сюда ждут на днях великого князя Михаила Павловича, а другие говорят, что будет к десятому июля; наверное никто не знает. Об себе что сказать: жива, говорят постарела, но уж и лета, пора быть старой, а Катерина Александровна Новосильцева право ничего не переменилась". (вернуться)

14. Комсомольская (быв. Садовая) улица – ныне Садовая улица. От Дворцовой ул. до стыка Софийского бульв. и Парковой ул. История переименований: Передняя (1730-е – 1770-е; т.к. первая улица со стороны дворцово-паркового ансамбля) – Садовая (1770-е – 1919; по Старому саду, ныне Екатерининский парк, вдоль которого она проходит) – Пушкина (1919 – 1923) – Комсомольская (1923 – 1993) – Садовая (с 1993 г.). (вернуться)

15. Бывший дворцовый манеж – здание дворцового (Придворного) манежа (Садовая улица) расположено на углу Оранжерейного квартала и Конюшенной улицы. Оградой с двух сторон оно соединено с тепличным комплексом. Это один из ранних образцов здания конно-спортивного назначения.
Одноэтажное здание протяженностью более 50 метров, предназначенное для выездки лошадей и тренировки всадников, было оформлено портиком из четырех пар дорических колонн. Портик завершался треугольным фронтоном. Боковые ризалиты были декорированы двумя центральными колоннами, а по краям – полуциркульными нишами. Ступенчатые аттики над ризалитами должны были служить пьедесталами для скульптурных завершений. Таким Придворный манеж можно увидеть на фрагменте литографии В. Лангера 1820-х гг.
В 1819–1820 годах здание манежа капитально перестроено и расширено по проекту В. П. Стасова. На Садовой улице появилось по существу новое здание. В. П. Стасов при перестройке Манежа сохранил масштаб застройки всей магистрали. Здание подчеркивало строгость Садовой улицы, органично вписалось в общую тональность остальных строений. (вернуться)

16. ...представления наездников и наездниц – «карусели»... — В XII веке арабские и турецкие наездники регулярно проводили конные состязания, которые позже итальянские и испанские крестоносцы назвали "маленькая война", или garosello и carosella соответственно. И это смешанное из итальянского и испанского языка слово дало название карусели. Один из видов этих соревнований сменил средневековые рыцарские турниры в Европе XVII века.
Это развлечение пришло в Россию из Франции и Германии, где оно зародилось еще в XVI веке. Такие карусели начали проводиться при императрице Елизавете Петровне, самыми красочными были при Екатерине II. Европейскую известность получила карусель, устроенная у Зимнего дворца в 1766 г. в царствование Екатерины Великой.
При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. Оставшиеся от него валы и ныне можно увидеть в гатчинском парке.
Особенно часто карусели проводились при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев. В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи. Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора. Сохранилась большая картина «Царскосельская карусель» кисти художника О. Верне, дающая представление об этом ристалище с участием императора. Для карусели Николай надел латы времен императора Максимилиана. Императрица и её дочери были в роскошных платьях, стилизованных под средневековые. Младшие сыновья в костюмах пажей. В подобных нарядах были и остальные участники карусели. (вернуться)

17. Из письма С.Н.Карамзиной – "В четверг у нас была последняя репетиция “карусели”; она прошла на редкость хорошо (с моей лошадью во главе). В пятницу, в восемь часов, мы с Лизой отправились в манеж. Сердце мое сильно билось: я очень сильно боялась за свою лошадь при ярком освещении, хотя и позаботилась об этом, объезжая ее целых два часа утром, чтобы умерить ее горячность. Там было, я думаю, около двухсот зрителей, которым отвели места за барьером. Манеж был очень красиво освещен, гремела музыка, гусары были в своих красных мундирах; все имело радостный и праздничный вид. Я вскочила на лошадь, вверив себя богу, и он меня не оставил. Тери достойно провела “карусель”, и Пашков был очень доволен тем, как я ему помогала. Сам он верхом выглядит очаровательно, и лошадь у него была прекрасная, и у всех гусаров тоже! Мы удивительно точно выполнили ужасно трудные фигуры – такие, как “восьмерка”, “мельница”, “цепь”. Временами, когда мы галопировали, огни мерцали, будто вот-вот погаснут, и в этом полумраке мы казались какими-то тенями, – и вдруг свечи вспыхивали вновь, и вся эта движущаяся картина ярко освещалась. Все говорят, что было очень красиво. Когда все трудные фигуры были закончены, и нам оставалось исполнить только экосез и котильон, устроили общий перерыв. Дамы остались на лошадях, кавалеры же спешились и поднесли своим дамам чай и пирожные, зрителей тоже ими обносили. Затем к одиннадцати часам вечера мы закончили “карусель”. (Из письма С.Н. Карамзиной сестре Екатерине Николаевне Мещерской. Царское Село, вторник, 27 сентября <1838 г.>. Источник: Карамзина С. Н. Из писем к Е. Н. Мещерской // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 278.). (вернуться)

18. ...под арестом на гауптвахте. – 22 сентября 1838 г. Лермонтова по приказанию вел. князя Михаила Павловича за очередную гусарскую шалость посадили под арест на Царскосельской гауптвахте.
27 сентября 1838 г. С. Н. Карамзина сообщала своей сестре, Е. Н. Мещерской: «В четверг <22 сентября> мы собрались на репетицию в последний раз... Вы представляете себе, что мы узнали в это утро, – наш главный актер в двух пьесах Лермонтов был посажен на пятнадцать дней под арест великим князем из-за слишком короткой сабли, которую он имел на параде». 25 сентября спектакль и «Карусель» все же состоялись, но без Лермонтова. С. Н. Карамзина писала сестре: «... бедной Лизе недоставало Лермонтова, которого заменили неким гусаром Реми». Источник: Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Отв. ред. Б. П. Городецкий. – М.; Л.: Наука, 1964. – С. 95. (вернуться)

19. Картина О. Верне "Царскосельская карусель" – в центре на белом коне – императрица Александра Федоровна, слева – ее рыцарь император Николай Павлович. На Николае I, наследнике Александре Николаевиче и муже старшей дочери Максимилиане Лейхтенбергском – исторические доспехи XVI века из коллекции самого императора. Левее изображен Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр Второй, Освободитель, за спиной Александра – Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая, муж старшей дочери Марии Николаевны, за спиной императрицы две тогда еще незамужние девушки: ближняя – Ольга Николаевна, будущая королева Вюртемберга, та, что дальше – Александра, на коне – Великий князь Константин Николаевич, в образе маленьких пажей – юные Великие князья Николай Николаевич, будущий полководец, герой Плевны и Михаил Николаевич, будущий наместник Кавказа. (вернуться)

20. Фуражная улица – сейчас Фуражный переулок. От Госпитального пер. до Красносельского шоссе в Софии. В начале 1900-х гг. существовал вариант Фуражная улица. Название в связи с провиантскими (фуршадскими, фуражными) магазинами (складами), находившимися рядом с улицей. С 1820-х гг нечетную сторону Фуражной улицы занимали одноэтажные деревянные казармы Гусарского полка, а с другой стороны улица ограничивала Софийский воинский плац, где тренировались воинские подразделения, расквартированные в Софии. (вернуться)

21. А. И. Философов – Алексей Илларионович (1800–1874) – полковник, с 1828 г. – адъютант вел. кн. Михаила Павловича, с 1838 г. – воспитатель младших сыновей Николая I; позднее – генерал; двоюродный дядя Лермонтова по жене Анне Григорьевне (урожд. Столыпиной). Ценитель поэзии Лермонтова, Алексей Илларионович, будучи близок к придворным кругам, не раз хлопотал за него. В 1837 г. В. Д. Вольховский по просьбе Алексея Илларионовича старался облегчить участь Лермонтова на Кавказе. К нему обратился поэт с письмом просьбой содействовать в разрешении свидания с Е. А. Арсеньевой в Ордонансгаузе во время ареста в 1840 (VI, 452–53, 478). В 1839 по совету Алексея Илларионовича поэт переработал «Демона» для чтения в придворном кругу. Весть о гибели Лермонтова была получена Николаем I в начале августа 1841 г. в присутствии Алексея Илларионовича, тогда дежурного генерала. В 1850 и 1857 г.г. он издал в Германии за свой счет поэму «Демон» по наиболее достоверным спискам. (вернуться)

22. Его спутниками оказались... – 11 октября 1838 г. Лермонтов, С. Н. Карамзина, С. Д. Абамелек по железной дороге приехали из Царского Села в Петербург.
13 октября С. Н. Карамзина писала об этой поездке сестре, Е. Н. Мещерской: «Во вторник утром <11 октября> я совершила очень приятное путешествие по железной дороге с Абамелеком и бедным Лермонтовым, освобожденным, наконец, из-под 21-дневного ареста, которым заставили его искупить маленькую саблю: вот что значить иметь имя слишком рано знаменитым!». Источник: Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Отв. ред. Б. П. Городецкий. – М.; Л.: Наука, 1964. – С. 96.
Семен Давыдович Абамелек-Лазарев (1815–1888) – корнет лейб-гвардии гусарского полка, брат А. Д. Баратынской ("крошка Абамелек", как называет его С. Н. Карамзина в своих письмах), часто посещал дом Карамзиных. (вернуться)

23. Парковая (быв. Волконская) – История переименований: Большая Московская (Большая почтовая; дорога являлась частью почтового тракта из Санкт-Петербурга в Москву) дорога – Волконская ( 1820-е – 1919; по имени главы Министерства Императорского двора Петра Михайловича Волконского) – шоссе Урицкого (1923–1949; в честь Моисея Соломоновича Урицкого, 1873–1918, политического деятеля, члена РСДРП с 1898 г.) – Парковая (c 1949 г.; проходит вдоль Екатерининского парка). Улица начинается от Павловского шоссе и заканчивается перед Гатчинскими воротами.
До 1810-х гг. в западной башне (Парковая ул., 42) располагалась Софийская нижняя расправа. (вернуться)

24. «Сцена из кавказской жизни» – время, которое Лермонтов провел под арестом, не пропало даром. Об этом Верещагина пишет дочери: 29 октября/10 ноября 1838. Е. А. Верещагина сообщает дочери, А. М. Хюгель, в письме из Петербурга: «Миша Лерм<онтов> сидел под арестом очень долго. Сам виноват. [ …] Шалость непростительная, детская [ …] зато нарисовал прекрасную картину масляными красками для тебя – вид Кавказских гор и река Терек и черкесы – очень мила. Отдал для тебя, говоря мне, чтоб я теперь взяла к себе, а то кто-нибудь выпросит и не соберется нарисовать еще для тебя. Итак, она у меня, довольно большая. Но обещал еще тебе в альбом нарисовать».). Источник: Гладыш И. А., Динесман Т. Г. Архив А. М. Верещагиной // Записки Отдела рукописей / Гос. б-ка им. В. И. Ленина; Ред.кол.: Ю. И. Герасимова, С. В. Житомирская (отв. ред.), В. Б. Кобрин, И. М. Кудрявцев, К. А. Майкова. – М., 1963. – Вып. 26. – С. 45. (вернуться)

25. Екатерининский парк – состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. 1717–1720 гг., садовый мастер Роозен Я., садовый мастер Фохт И., 1742—1761 гг., арх. Земцов М. Г., арх. Растрелли Ф.-Б., арх. Чевакинский С. И., 1762–1796 гг., арх. Неелов В. И., арх. Ринальди А., арх. Фельтен Ю. М., арх. Камерон Ч., арх. Кваренги Д., инж. Герард И. Совместно с Александровским парком является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции и получил свое название по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу.
С конца XVIII века существенных изменений в планировке и границах Екатерининского парка не производилось. Только отдельные памятники включались в его уже сложившийся ансамбль. После пожара 1820 года работы в Большом дворце вёл В. П. Стасов. В 1817 году при въезде из Софии им были воздвигнуты ворота «Любезным моим сослуживцам» в память Отечественной войны 1812 года. В 1821 году ворота были перенесены на новое место – на дороге в Павловск, служившей продолжением Садовой набережной. В 1850–1852 году на берегу Большого пруда архитектор И. А. Монигетти построил декоративный павильон Турецкая баня. На месте луга близ Зубовского флигеля Екатерининского дворца в 1855–1856 годы был создан «Собственный садик», вход в который посторонним был закрыт. (вернуться)

26. Меликов Моисей Егорович (1818 – после 1896) – русский художник. Познакомился с Лермонтовым в Москве в 1826; летом 1836 вновь встретил его в парке Царского Села, где делал наброски с натуры. В воспоминаниях Меликова о Лермонтове (см. стр. "Лермонтов в воспоминаниях современников") интересны его наблюдения, отмечающие значительность внешности поэта. (вернуться)

27. Екатерининский дворец – бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее – Царское Село), в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. (вернуться)

28. Александровский дворец (устар. Новый Царскосельский дворец) – один из императорских дворцов Царского Села (ныне город Пушкин). Построен в стиле палладианского классицизма в 1792—96 гг. по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Проект дворца составил Джакомо Кваренги.
К дворцу прилегает обширный парк с озером.
Император Николай I также любил бывать в Александровском дворце. Здесь он бывал часто и подолгу со своей семьёй и родственниками. Именно здесь скончалась его вдова, императрица Александра Федоровна. Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией. Его апартаменты располагались в правом крыле дворца. (вернуться)

29. Графиня Евдокия Петровна Ростопчина́ – урождённая Сушко́ва (23 декабря 1811 (1812) – 1858) – поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. В 1831 году П.А.Вяземский, друг дома, опубликовал в альманахе «Северные цветы» её первое стихотворение «Талисман» с подписью Д-а.
В творчестве её поддерживали такие поэты, как Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарев, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В.Ф.Одоевский и другие. (вернуться)

30. Петергоф – Петерго́ф (от нем. Peterhof, нидерл. Peterhof — «двор Петра», с 1944 по 1997 – Петродворец) – город, муниципальное образование в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Расположен на южном берегу Финского залива к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге.
Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция, статус города – с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII–XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.
В 1833 г. (20 июня – 26 июля) и 1834 г. (22 июня – начало августа) Лермонтов находился в летнем лагере Школы юнкеров под Петергофом. (вернуться)

31. Юнкерские поэмы – («Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша»), эротические поэмы в духе П. Скаррона и И. С. Баркова, написанные Лермонтовым, возможно, при участии его товарищей по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). Отражают нравы и быт среды, где, по словам А. П. Шан-Гирея, «царствовал дух какого-то разгула, кутежа» (в кн.: Воспоминания).
Помимо грубого натурализма, в Юнкерских поэмах встречаются точные зарисовки военной жизни, сатирические портреты юнкеров (А. И. Барятинского, Н. И. Поливанова, И. Шаховского и др.), как и в трех так называемых юнкерских стихотворениях, написанных в то же время [см. Эйхенбаум (5), II, 405–07]. Но высказанные в литературе соображения о значительности Юнкерских поэм как первых у Лермонтова опытов воспроизведения действительности в форме реалистического рассказа представляются явным преувеличением. Этапом на пути от Юнкерских поэм к «Тамбовской казначейше» можно считать поэму «Монго» (1836).
Автографы не сохранились. Поэмы известны по копиям рукописного журнала «Школьная заря» и списку из архива В. Гаевского. (вернуться)

32. Вера Николаевна Столыпина (1790–1834) – жена Аркадия Алексеевича Столыпина, дочь Н. С. Мордвинова.
Аркадий Алексеевич (1778–1825) – сын Алексея Емельяновича Столыпина, тайный советник, обер-прокурор Сената, затем сенатор, отец А. А. Столыпина (Монго). Просвещенный и передовой деятель своего времени, был близким другом М. М. Сперанского и не порывал с ним связей даже в годы его опалы (1812–16).
Лермонтов еще в Тарханах слыхал об Аркадии Алексеевиче и о его дружбе со Сперанским. Не лишенный литературного дарования, Аркадий Алексеевич в молодости сотрудничал в журналах.
Алексей Аркадьевич Столыпин (в дружеском кругу получил прозвище Монго́) (1816–1858), родственник (двоюродный дядя) и друг Лермонтова, сын Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны Столыпиных, внук Н. С. Мордвинова. См. подробнее примечание 11. (вернуться)

33. Нарвские триумфальные ворота – расположены в Санкт-Петербурге на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».
Триумфальные ворота построены в 1827–1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней), П. К. Клодт) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта 15 м. По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. (вернуться)

34. Монплези́р (фр. mon plaisir – «моё удовольствие») – дворец в Петергофе, памятник архитектуры начала XVIII века.
Дворец построен по личному указанию Петра I в 1714–1723 годы архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Фридрихом Браунштейном, Жаном-Батистом Леблоном, Николо Микетти. Пётр лично выбрал местоположение нового дворца, а также определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления. Дворец строился в соответствии с представлениями императора о максимально удобном жилище для просвещённого человека его времени.
Перед северным фасадом дворца, обращенным к заливу, устроена Морская терраса, выложенная разноцветным голландским кирпичом. И террасу, и весь Монплезирский мыс ограждает каменная балюстрада. С террасы можно любоваться видами на Кронштадтскую крепость и Петербург. (вернуться)

35. Стихотворение "Парус" – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1841, т. 18, № 10, отд. III, стр. 161). Датируется 1832 годом, не раньше первой половины августа и не позднее 2 сентября. См. стихотворение на сайте "Литература для школьников".
Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г.
Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение – в акварельном рисунке, относящемся к концу 1820-х – началу 1830-х гг. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери». (вернуться)

36. 3 аршина в длину и ширину, в 2 1/2 в вышину – т.е. в длину и ширину – 2,1336 метра, в высоту – 1,75 метра. Арши́н – старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м. (вернуться)

 
 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz