Главная
Лермонтов М.Ю. Основные
даты жизни и творчества
Лермонтов в воспоминаниях
современников
Лермонтов в переписке Карамзиных
Картины, акварели и рисунки
Лермонтова
Лермонтов М.Ю.
Стихотворения 1837-1839 гг.
Иллюстрации к роману
Лермонтова "Герой нашего
времени"
Иллюстрации М.Зичи к роману
Лермонтова "Герой нашего
времени"
Эпоха "Песни про купца
Калашникова" Лермонтова
Картина В.М.Васнецова
"Иван Грозный"
Иллюстрации к уроку по
стихотворению Лермонтова
"Бородино"
Лермонтов М.Ю. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-
гвардии Гусарского полка. Портрет работы Ф.О.Будкина. 1834.
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
Садовая улица в Царском Селе. Литография В.П. Лангера. 1820
Беггров Карл Петрович.По рисунку Е.Исакова. Вид Невского проспекта у Гостиного двора (литография; 1823)
Вид Невского проспекта у Гостиного двора. Литография К.П. Беггрова по рисунку Е. Исакова. 1823 г.
Садовников В.С. Арка Главного штаба. 1830-е
Арка Главного штаба.  В.С. Садовников. 1830-е гг.
У окна в летнюю ночь. Толстой Ф.П.
1822 г.
Музыкальный вечер у Львова (квартет М.Ю.Виельгорского).
Литография П.Рорбаха. 1840-е гг.
Финальная сцена оперы «Фенелла» Обера в постановке Александринского театра
14 января 1834 г.
Литогр. с рис. Ив. П. Брюлло. Источник: ЛН, Т. 58 / Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 277.
 
 

Лермонтов в Петербурге
Из книги ''По лермонтовским местам''[1]
 
Ленинград и его пригороды
 
Ленинград. Арка быв. Главного штаба (стр. 110).*
Продолжение экскурсии. Часть 2.

    Содержание:
Часть 1.
1. Лермонтовский просп., 54 (памятник Лермонтову работы Б.М.Микешина).
2. Угол ул. Союза Печатников и Лермонтовского просп., 10а/8 (особняк Н.В.Арсеньева).
3. Исаакиевская пл., 6 (здание быв. Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров).
4. Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»).
5. Наб. р. Фонтанки, 101 (дом, где жила княгиня М.А.Щербатова).

Часть 2.
6. Садовая ул, 3 (здание быв. Ордонансгауза).
7. Пл. Искусств, 5 (дом, где жили Виельгорские).
8. Пестеля ул., 11 (дом, где на вечере у княгини Шаховской И. С. Тургенев впервые увидел Лермонтова)
9. Фурманова ул., 16 (дом, где жили Карамзины).
10. Чайковского ул., 20 (дом Хвостовой, где Лермонтов жил до второй ссылки).
11. Воинова ул., 33 (дом, где Лермонтов жил в 1841 году).
12. Угол ул. Салтыкова-Щедрина и Потемкинской, 48/13 (дом П.Н.Ахвердовой, урожд. Арсеньевой).

Часть 3.
13. Пл. Островского, 6 (Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина).
14. Невский просп., 30 (дом Энгельгардтов).
15. Невский просп., 20 (дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки»).
16. Наб. р. Мойки, 12 (Музей-квартира А.С.Пушкина).
17. Невский просп., 18 (здание быв. кондитерской Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта»).
18. Дворцовая пл. (здание быв. Главного штаба).
19. Наб. р. Мойки, 78 (дом А.О.Смирновой, послужившей прототипом героини в повести «Штосс»).
20. Наб. Красного флота, 4 (дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом).
21. Сад трудящихся им. М. Горького (памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана).
22. Дворцовая наб., 30 (дом А.К.Воронцовой-Дашковой).
23. Наб. Макарова, 4 (Институт русской литературы АН СССР).

Часть 4.
24. Пригороды Ленинграда. Город Пушкин.
25. Пригороды Ленинграда. Город Петергоф.


Ленинград
Дворцовая набережная. Литография К. П. Беггрова по рис. К. Ф. Сабата. 1820-е гг. (стр. 116).

Садовая улица, 3
Пересечение Садовой и Инженерной улиц. На переднем плане здание, построенное
в 1824–1826 гг. по проекту А.А.Михайлова для Комендантского
управления – Ордонансгауза (Садовая ул. 3).
В 1840 году сюда за дуэль с французским послом де Барантом был заключён М. Ю. Лермонтов.
Сейчас здесь располагается военная комендатура.
Здание бывшего Ордонансгауза. От набережной Фонтанки пройти до улицы Дзержинского[25] и по ней выйти на Садовую улицу, далее на любом из трамваев, идущих в сторону Невского проспекта, доехать до остановки «Инженерная улица».

В трехэтажном здании, сохранившем по фасаду черты архитектурного стиля первой трети XIX века, Лермонтов находился под арестом после дуэли с Э. Барантом, состоявшейся 18 февраля 1840 года на Парголовской дороге, за Черной речкой.[26]

Лермонтова поместили в комнате караульного офицера Ордонансгауза, и там он написал стихотворение «Соседка»:

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой!
Умереть бы уж мне в этой клетке,
Кабы не было милой соседки!..
Мы проснулись сегодня с зарей,
Я кивнул ей слегка головой.

По словам А.П.Шан-Гирея, который навещал Лермонтова, соседка эта действительно существовала, но она была «вовсе не дочь тюремщика, а, вероятно, дочь какого-нибудь чиновника, служащего при Ордонансгаузе, где и тюремщиков нет, а часовой с ружьем точно стоял у двери...». Есть свидетельства о том, что Лермонтов нарисовал и портрет этой девушки, подписав: «La jolie fille d’un sous-officier» (хорошенькая дочь унтер-офицера).

17 марта Лермонтов был переведен на Арсенальную гауптвахту (Литейный просп.)[27], но вскоре его вернули обратно в Ордонансгауз, поместив на этот раз в особой комнате для «подсудимых офицеров».

Там и произошло знаменательное свидание Лермонтова с Белинским.[28]

«Недавно я был у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!.. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого», – писал критик В.П.Боткину в апреле 1840 года.

После окончания военно-судного дела (в середине апреля) поручик Лермонтов был переведен в Тенгинский полк тем же чином.[29]
Здание Арсенала (Литейный проспект) в Петербурге, где в помещении Арсенальной гауптвахты
происходило свидание арестованного М. Ю. Лермонтова с Э. Барантом.
Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) –
выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки.
А.А.Краевский, издатель "Отечественных записок", заказал его
тогда ещё молодому художнику К.А.Горбунову (1822–1893).
Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка.

Площадь Искусств (быв. Михайловская), 5.
Адрес дома: Искусств пл., 5/Итальянская ул., 4.
Изображены дома № 5, № 3, № 1 бывшей Михайловской площади
(сейчас площадь Искусств). Слева показана часть Итальянской улицы.
Дом, в котором жили графы Виельгорские[30]. Лермонтов бывал у них на музыкальных вечерах (в 1839–1840 годах). Находится недалеко от здания бывшего Ордонансгауза.

Братья Виельгорские были хорошо известны среди музыкантов. Михаил Юрьевич, музыкальный деятель, композитор и меценат был близок к Пушкину и его окружению. Он интересовался и творчеством Лермонтова. Известно, в частности, что Виельгорский вместе с Жуковским читал поэму «Демон» (это было в октябре 1839 года).

В 1841 году Лермонтов писал в неоконченной повести «Штосс»: «У графа В(иельгорского) был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема; в числе гостей мелькало несколько литераторов и ученых; две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. Около десятка доморощенных львов красовалось в дверях второй гостиной и у камина; все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело».

Уже после смерти Лермонтова М.Ю.Виельгорский написал несколько романсов на слова поэта: «Романс Нины» (из драмы «Маскарад»), «Отчего?» («Мне грустно») и «Тучи» («Тучки небесные»).
 
Музыкальный вечер у Алексея Федоровича Львова (1798-1870), автора музыки
к Русскому национальному гимну "Боже, Царя храни!" (1833 г).
Квартет Матвея Юрьевича Виельгорского в составе А.Ф.Львова, В.Маурера,
Г.Вильде и М.Ю.Виельгорского. Изображены слева направо: И.Анреп,
А.Строганов, Михаил и Матвей Виельгорские, А.Львов, Г.Вильде, В.Маурер.

Улица Пестеля (быв. Пантелеймоновская), 11.[31]

Дом, где И.С.Тургенев впервые видел Лермонтова. От площади Искусств, вернувшись на Садовую улицу, дойти до Летнего сада и, перейдя мост через реку Фонтанку, пройти на улицу Пестеля.

Этот дом в лермонтовские времена был двухэтажным (еще два этажа надстроены позднее). На втором этаже сохранились балконы, хотя лицевой фасад дома несколько изменился (ворота находятся теперь с левой стороны). В целом, в отличие от соседних домов, фасаду присущи элементы архитектурного стиля первой трети XIX века.

Здесь, у княгини С.А.Шаховской, в конце 1839 года И.С.Тургенев,[32] тогда молодой начинающий писатель, «весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров», наблюдал за поэтом: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ».
 
И.С.Тургенев. Портрет работы К.А.Горбунова. 1838–1839.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988.

Лермонтов виделся у С.А.Шаховской и с женой её брата В.А.Мусина-Пушкина, графиней Эмилией Карловной, урождённой Шернваль. Это была одна из известных петербургских красавиц. Ей Лермонтов посвятил шутливое стихотворение:
Графиня Эмилия –
Белее, чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится...
(Мануйлов В.А., Назарова Л.Н. Лермонтов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1984. – С. 169.)

"...Он [Лермонтов] поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц – белокурая графиня М[усина]-П[ушкина] – рано погибшее, действительно прелестное создание."
(И.С.Тургенев. ПСС и писем в 30 т. 2-е изд., испр. и доп., т. 11. – М.: Наука, 1983, с. 77.)

Улица Фурманова (быв. Гагаринская), 16.[33]
Гагаринская улица, 16. Совр. фото
 
Дом Карамзиных на Гагаринской улице. В.Л.Бреннерт. 1947.
Бумага, акварель. Трехэтажный дом с балконом.
„По возвращении в Петербург Лермонтов стал чаще ездить в свет, но более дружеский прием
находил в доме у Карамзиных...“.
А. П. Шан-Гирей. „М. Ю. Лермонтов“. (Рассказ). „Русское обозрение“, 1890, т. IV, август, стр. 744.
Дом, где жили Карамзины.
По улице Пестеля дойти до улицы Фурманова и повернуть налево. Это трехэтажное здание с полукруглым окном наверху, характерное для петербургских построек 20–30-х годов XIX века, хорошо сохранилось до наших дней.

Лермонтов в 1838–1841 годах был частым посетителем литературного салона Карамзиных. Здесь поэта встречали исключительно тепло, как своего человека. Душой салона была дочь писателя Н.М.Карамзина от первого брака – Софья Николаевна[34], умная и образованная.

Лермонтова интересовали споры, которые велись в доме Карамзиных, все заслуживающее внимания новое, что появлялось в этом «истинном оазисе литературных и умственных интересов». Сюда приходил и Н.В.Гоголь с первыми главами «Мертвых душ», и литератор Ф.Ф.Вигель[35] с последней главой своих «Записок», и актер В.А.Каратыгин со своей новой ролью. Сам Лермонтов читал здесь повести, составившие роман «Герой нашего времени». Читал он в этом доме и «Демона».

С.Н.Карамзина в письме к сестре от 4 ноября 1838 года сообщала: «В субботу мы получили большое удовольствие – слушали Лермонтова (он у нас обедал), который читал свою поэму «Демон»... сюжет... новый, он полон свежести и прекрасной поэзии».

У Карамзиных Лермонтов был и в день отъезда во вторую ссылку на Кавказ в начале мая 1840 года. На этот раз друзья и знакомые собрались, чтобы проститься с поэтом. Он стоял у окна и задумчиво смотрел на Фонтанку. Над Летним садом по весеннему небу быстро двигались тучи... Тогда и родились эти строки:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.[36]

Поэту было суждено еще раз приехать в столицу на очень непродолжительное время. Это было в начале 1841 года. Известно, что он снова посещал тогда Карамзиных и в альбом Софьи Николаевны написал стихотворение, начинающееся словами:

Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.

В альбомном экспромте Лермонтов заявил о своем переходе от патетически высокого романтизма к поэзии действительности, реалистическому изображению окружающей жизни.

В этот приезд в столицу Лермонтов подружился с поэтессой Е.П.Ростопчиной[37], которая постоянно бывала у Карамзиных, где они обычно и встречались. В своих воспоминаниях Ростопчина рассказывает о новом произведении Лермонтова «Штосс», которое осталось незаконченным. Судя по всему, Лермонтов собирался правдиво изобразить в нем демократический Петербург, предвосхитив произведения натуральной школы 40-х годов.

Вечером 12 апреля 1841 года у Карамзиных были проводы Лермонтова. Он встретил здесь Н.Н.Пушкину, и у него впервые состоялся искренний и сердечный разговор с вдовой великого русского поэта. Дочь Н.Н.Пушкиной от второго брака, А.П.Арапова, передает в воспоминаниях слова матери о Лермонтове: «Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу».
 

Улица Чайковского (быв. Сергиевская), 20.[38]

Первый из домов под этим номером, считая от Литейного проспекта. Дом Хвостовой, куда в 1839 году переехала Е.А.Арсеньева и где жил Лермонтов после первой ссылки. По улице Фурманова дойти до улицы Чайковского, повернуть направо, пересечь Литейный проспект и перейти на левую сторону улицы, где стоит этот, теперь четырехэтажный (в те времена было только два этажа), дом.

Лермонтов после ссылки снова служил в лейб-гвардии Гусарском полку и жил то в Царском Селе, то у Арсеньевой. Адрес этого дома указан самим Лермонтовым в показаниях, которые он давал, находясь под арестом за дуэль с Э.Барантом. Тут поэт жил до отъезда во вторую ссылку на Кавказ, то есть до начала мая 1840 года.

В это время он много писал и печатался. В трех номерах журнала «Отечественные записки» появились его стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен», «Журналист, читатель и писатель», повесть «Тамань». Вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени». Слава Лермонтова росла. Белинский в письме к В.П.Боткину, восхищаясь Лермонтовым, отмечал, что «Пушкин умер не без наследника».

Расширялись связи Лермонтова с писателями. У В.Ф.Одоевского он познакомился с Е.А.Баратынским, у Карамзиных постоянно встречался с В.А.Жуковским и П.А.Вяземским – друзьями Пушкина.

Улица Воинова (быв. Шпалерная), 33.[39]

Дом, в котором Лермонтов и Е.А.Арсеньева жили в Петербурге в 1841 году во время последнего приезда поэта в столицу, не сохранился. Был он небольшой, находился неподалеку от улицы Чайковского, на месте дома 33 по улице Воинова (в то время Шпалерной).

До последнего времени считалось, что Елизавета Алексеевна из-за весенней распутицы не смогла приехать из Тархан[40] в Петербург, чтобы повидаться с внуком. Теперь на основе архивных документов установлено: они встретились в этом доме. Отсюда 14 апреля 1841 года Лермонтов и уехал из Петербурга уже навсегда.

Угол улицы Салтыкова-Щедрина (быв. Кирочной) и Потемкинской (быв. Таврической), 48/13.[41]
Петербург. Угол Кирочной и Потемкинской улиц. Акв. Виллие М.Я., 1862 г.
Двухэтажный особняк (владельцы Э.К.Теннер и его дочь Е.Э.Колзакова) хорошо просматривается
в деталях. Художник изобразил это место с фотографической точностью.
Дом П.Н.Ахвердовой (урожд. Арсеньевой). С улицы Чайковского вернуться на Литейный проспект и, дойдя до улицы Салтыкова-Щедрина, повернуть налево. В этом доме Лермонтов со своей бабушкой бывал с 1832 года.

Прасковья Николаевна, жена генерала Ф.И.Ахвердова, была умной и образованной женщиной, увлекалась живописью и музыкой. Она приходилась троюродной сестрой покойной матери поэта. Ее петербургский адрес («Ахвердов‹а› – на Кирочной») Лермонтов записал в одном из своих альбомов.

П.Н.Ахвердова во многих отношениях была для Лермонтова интересной собеседницей. С 1815 по 1830 год она жила в Тифлисе, где воспитывала Н.А.Чавчавадзе, ставшую женой А.С.Грибоедова.

* Иллюстрации, если не указано особо, взяты из книги: По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – 328 с. – (Сто путей – сто дорог). Рядом с иллюстрацией указана страница, на которой она находится в книге. (вернуться)
 
1. Источник: По лермонтовским местам: Ленинград и его пригороды / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – С. 110 – 145. (вернуться)

25. Дзержинского улица (Гороховая улица) – одна из центральных магистралей в центре Санкт-Петербурга. Является границей между Центральным и Адмиралтейским районами города. Гороховая улица идёт от Адмиралтейского проспекта до Пионерской площади (бывшего Семёновского плаца).
Переименования: ул. Дзержинского (1927 –1991) в честь Ф. Э. Дзержинского; Гороховая ул. (с 04.10.1991);
до 1918 г. – Средняя перспектива, Адмиралтейская, Гороховая, в 1918–27 Комиссаровская. (вернуться)

26. Дуэль состоялась 18 февраля за Черною речкою на Парголовской дороге. Секундантом со стороны Лермонтова был А.А.Столыпин (Монго), со стороны Баранта – граф Рауль д’Англес. Дуэль происходила на шпагах. После первого же выпада у шпаги Лермонтова переломился конец, и Барант успел слегка задеть противника. Перешли на пистолеты: Барант стрелял первым и промахнулся. После этого Лермонтов выстрелил в сторону. Дуэль окончилась бескровно: участники ее разъехались.
10 марта городские слухи о поединке дошли до командира лейб-гвардии гусарского полка генерал-майора Плаутина. В тот же день Лермонтов был арестован и предан военному суду за «недонесение о дуэли».
"... 16-го февраля на бале у графини Лаваль господин Барант стал требовать у меня объяснения насчет будто мною сказанного, я отвечал, что все ему переданное несправедливо, но так как он был этим недоволен, то я прибавил, что дальнейшего объяснения давать ему не намерен. На колкий его ответ я возразил такою же колкостию, на что он сказал, что если б находился в своем отечестве, то знал бы как кончить это дело; тогда я отвечал, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и что мы меньше других позволяем себя оскорблять безнаказанно. Он меня вызвал, мы условились и расстались. 18-го числа в воскресенье в 12 часов утра съехались мы за Черною речкой на Парголовской дороге <...>". (М. Ю. Лермонтов – командиру л.-гв. гусарского полка Н. Ф. Плаутину. Объяснение обстоятельств дуэли с Барантом. Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 401–402.) См. подробнее на feb-web.ru: Герштейн Э. Дуэль Лермонтова с Барантом. (вернуться)

27. Арсенальная гауптвахта – Литейный проспект, д. 3. В 1808 году было построено здание Нового Арсенала по проекту архитектора Ф.И.Демерцова (с 2000-х годов здесь расположен Михайловский военный артиллерийский университет). С 1836 года там располагалась Арсенальная гауптвахта. С 17 по 22 марта 1840 года в ней содержался Лермонтов (по делу о дуэли с сыном французского посла Э. Барантом). "Лермонтов за поединок был предан военному суду с содержанием под арестом, и в понедельник на Страстной неделе получил казенную квартиру в третьем этаже с.-петербургского ордонанс-гауза, где и пробыл недели две, а оттуда перемещен на арсенальную гауптвахту, что на Литейной". (А. П. Шан-Гирей. М. Ю. Лермонтов. (Рассказ). "Русское обозрение", 1890, т. IV, август, стр. 748–749.)
В апреле 1848 года на гауптвахте содержался писатель М.Е.Салтыков-Щедрин, арестованный по распоряжению Николая I за повесть "Запутанное дело".
В 1850-1851 годах Литейный двор и Арсенал переехали в новые помещения на Выборгской стороне, в здания современного завода «Арсенал». Литейный двор был разобран, и с тех пор Литейный проспект получил выход к Неве.
В 1864-1870 годах здание было перестроено для нужд Орудийного завода по проекту Р.Р.Генрихсена и Г.Б.Пранга. При перестройке была уничтожена колоннада и триумфальные арки, упрощено скульптурное оформление. В 1880-х годах здание перестраивалось по проекту В.В.Сарандинаки. (вернуться)

28. Виссарио́н Григорьевич Бели́нский (1811 – 1848) – русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист. В Ордонансгаузе произошло знаменательное свидание Лермонтова с Белинским: "<...> Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого <...> Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей". В. Г. Белинский – В. П. Боткину. 16 IV 1840. (Белинский, Письма, т. II, СПб., 1914, стр. 108).(вернуться)

29. Тенгинский 77-й пехотный полк – пехотный полк российской императорской армии в составе 20-й дивизии I Кавказского корпуса.
Особую известность в военной истории России получил подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова, совершенный им 22 марта 1840 года во время нападения 2-тысячного отряда горцев на Михайловское укрепление, находившееся на Черноморском побережье недалеко от Геленджика. Солдат вместе с собой взорвал пороховой погреб и героически погиб. В память о герое поселок-курорт, расположенный на побережье Черного моря с тех пор носит название Архипо-Осиповка.
Во время второй ссылки Николай I был беспощаден к Лермонтову и выбрал для поэта Тенгинский полк, который действовал на наиболее опасных участках. В 1840 г. предполагалось осуществить операции преимущественно на правом фланге Кавказской линии. Передовую линию было решено перенести с Кубани на р. Лабу, а пространство между этой рекой и Верхней Кубанью заселить казачьими станицами. На левом фланге планировалось закрепление на Кумыкской плоскости и в Салатавии. Это было возложено на Чеченский отряд ген. А.В.Галафеева.
Лермонтов находился в отряде на должности адъютанта в отряде Галафеева. Офицеры штаба – адъютанты, как их тогда называли – иногда прикреплялись заранее к какой-либо части боевого порядка, вели наблюдение за ее действиями, доносили об этом, а порой и сами организовывали действия этих частей. Так было, в частности, с Лермонтовым в бою на р. Валерик. Он был назначен для наблюдения за штурмовой колонной и должен был действовать в ее составе. Для выполнения такого поручения надо было обладать мужеством, хорошим кругозором, пониманием обстановки и решительностью. Такая служба была сопряжена с большей опасностью, чем в строю. Лермонтов участвовал в операциях Галафеева, согласно документам, с 6 июля 1840.
14 янв. 1841 г. Лермонтов отправился в отпуск в Петербург с надеждой на отставку. (вернуться)

30. Виельго́рские – петербургское семейство, близкое ко двору, знакомые Лермонтова. В доме Виельгорских бывали многие выдающиеся музыканты, композиторы, литераторы. Знакомство Лермонтова с Виельгорскими относится, очевидно, к 1838 г., когда они жили в доме Кутузова на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств). Впечатления от музыкальных вечеров в доме Вильгорских нашли отражение в повести Лермонтова «Штосс» («У графа В.... был музыкальный вечер»).
Михаил Юрьевич (1788–1856) – граф, музыкальный деятель, композитор и меценат, гофмейстер двора; организатор и вдохновитель домашних музыкальных вечеров, близкий к А.С.Пушкину и его окружению.
Луиза Карловна (1791–1853), графиня (урожд. принцесса Бирон) – жена Михаила Юрьевича. В письме к А.И.Тургеневу, извещая адресата о смерти Лермонтова, она писала: «В нем мы лишились многообещающего поэта, странная судьба наших даровитых молодых людей...»
Матвей Юрьевич (1794–1866) – граф, виолончелист и музыкальный деятель, шталмейстер двора. Брат Михаила Юрьевича, постоянный участник домашних концертов. Матвей Юрьевич не имел собственной семьи, и помогал в воспитании детей старшему брату, а также вел финансовые и хозяйственные дела семьи. Он был владельцем редчайшей коллекции струнных инструментов, пять из которых были работы Страдивари. Свою ценную нотную библиотеку он завещал Санкт-Петербургской консерватории. (вернуться)

31. Пестеля улица (до 1923 Пантелеймоновская) – между набережной р. Фонтанки и площадью Радищева. Названа в честь декабриста П.И.Пестеля. Проложена в начале ХVIII в. в районе будущего Соляного городка при закладке слобод работных людей Партикулярной верфи и разбивке слободы лейб-гвардии Преображенского полка. В 1735–1739 гг. сооружена Пантелеймона святого церковь (отсюда прежнее название).
Недолгое время двухэтажный дом, современный адрес: Пестеля ул., 11, принадлежал княгине Софье Алексеевне Шаховской (1792–1870) – дочери государственного деятеля, коллекционера, археолога и историка графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, открывшего «Слово о полку Игореве».
Этот же адрес называет и В.А.Мануйлов в главе "Между двумя ссылками": "Бывал Лермонтов и в доме, где жила княгиня София Алексеевна Шаховская, дочь графа А. И. Мусина-Пушкина (ныне № 11 по ул. Пестеля, бывшей Пантелеймоновской)." (Мануйлов В.А., Назарова Л.Н.  Лермонтов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1984.) См. главу "Приезд в Петербург" из этой книги.
Позднее в «Литературных и житейских воспоминаниях» И.С.Тургенев нарисовал чрезвычайно выразительный портрет поэта: "У княгини Ш–ой я, весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшим в славу поэтом. Он поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц – белокурая графиня М[усина]-П[ушкина] – рано погибшее, действительно прелестное создание. На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток – и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню. Она мало с ним разговаривала и чаще обращалась к сидевшему рядом с ним графу Ш–у, тоже гусару. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от больших и неподвижно-черных глаз. Их тяжелый взгляд не согласовывался с выражением почти детских нежных губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное... Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся (сказанные о Печорине) действительно применялись к нему ... Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко: он задыхался в той тесной атмосфере, куда его втолкнула судьба». (И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд., испр. и доп., т. 11. – М.: Наука, 1983, с. 77.)
В 1921–1922 гг. здесь жил и работал писатель-романтик Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский, 1880–1932). В своих воспоминаниях жена писателя Нина Николаевна Грин (1894–1970) свидетельствует: «В 1921 году в мае, в первый год нашей женитьбы, мы сняли комнату на Пантелеймоновской улице, в доме № 11, что недалеко от церкви Пантелеймона и Соляного городка».
Защитникам полуострова Ханко (1941) на стене стена дома 11 посвящена мемориальная доска (архитектор В. А. Каменский). С этим домом связаны жизнь и деятельность М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова. (вернуться)

32. Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Первая публикация Тургенева появилась в 1836 году: в «Журнале Министерства народного просвещения» он опубликовал обстоятельную рецензию – «О путешествии ко святым местам» А.Н.Муравьёва. К 1837 году им было написано уже около ста небольших стихотворений и несколько поэм (неоконченная «Повесть старика», «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь», «Сон»). См. подробнее. (вернуться)

33. Гага́ринская улица (с 1952 по 1998 год – улица Фу́рманова) – в Санкт-Петербурге проходит от Невы (набережная Кутузова) до улицы Пестеля. Название происходит от Гагариной пристани, располагавшейся напротив улицы. Дмитрий Александрович Фурманов (1891–1926) – автор романа «Чапаев».
Дом № 16: Участок принадлежал в XVIII веке придворному келлермейстеру И.М.Гудимову, при котором здесь находился «деревянный, на каменном фундаменте дом». После него участком владела вдова «датского агента» Иоганна Гротена Каролина, а с 1800 года – семья Кадалинцевых. На участке, принадлежавшем с 1825 года Бибиковым в 1836 году по проекту архитектора М.А.Макарова был построен каменный дом, который сдавался внаём. Дмитрий Гаврилович Бибиков в 1826 году женился на богатой наследнице Софье Сергеевне Кушниковой (1807–1882), старшей дочери С.С.Кушникова, получившей в приданое обширный участок с домом выходившим на соседнюю Моховую улицу.
Переехав сюда с Михайловской площади в 1838 году, в течение нескольких лет в этом доме проживали Е.А. и С.Н.Карамзины – вдова и дочь знаменитого русского писателя и историка Н.М.Карамзина. (вернуться)

34. Карамзина Софья Николаевна (1802–1856) – дочь Н.М.Карамзина от первого брака с Е.И.Протасовой; фрейлина, друг Лермонтова. Умная и образованная, знавшая и ценившая русскую и иностранную литературу, она была душою салона Карамзина, близкой знакомой Пушкина; в ее альбом писали: Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, А.С.Хомяков, Е.П.Ростопчина и др. 10 февраля 1837 г. Софья Николаевна в письме брату Андрею высоко оценила стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», ибо в нем «так много правды и чувства...» (Пушкин в письмах Карамзиных..., М. – Л., 1960, с. 174). Восторженное отношение Софьи Николаевны к Лермонтову, человеку и поэту, нашло отражение в ее переписке. Одной из первых она познакомилась с поэмой «Демон» и высоко оценила ее значение для русской литературы; после чтения Лермонтовым поэмы у Карамзиных (29 окт. 1838) Софья Николаевна писала Е.Н.Мещерской (4 ноября) о его таланте как о «блестящей звезде», которая «восходит на нашем ныне столь бледном литературном небосклоне» [Мануйлов (13), с. 355]. Отношения Лермонтова и Софьи Николаевны стали особенно дружескими во время последних приездов поэта в столицу в 1840 и 1841 гг. Неслучайно именно к ней 18 апреля 1841 г. обратилась Е.А.Арсеньева с просьбой похлопотать через Жуковского перед императрицей о «прощении» внука за дуэль с Э. Барантом. В 1841 г. Лермонтов записал в альбом Софьи Николаевны стихотворение «Любил и я в былые годы». Ее портрет (акв.) работы Т. Райта (1844) хранится в ИРЛИ. См. См. страницу "Лермонтов в переписке Карамзиных". (вернуться)

35. Ви́гель Филипп Филиппович (1786–1856) – литератор, мемуарист, чиновник. Автор «Записок» (опубл. 1864–65) – собрания историко-бытовых и литературных материалов о русском обществе 1-й половины 19 в. Лермонтов несколько раз встречался с Вигелем у Карамзиных в 1839; в июле в Царском Селе поэт присутствовал у них на даче, когда Вигель читал свои воспоминания. О том, что Вигель видел Лермонтова в Москве перед его отъездом на Кавказ весной 1841, известно из письма Вигеля. (вернуться)

36. "Карамзины жили у «Соляного городка» против Летнего сада. Из окна можно было видеть и часть Невы <...> Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение <...> Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его <...> Поэт двинулся в путь прямо от Карамзиных. Тройка, увозившая его, подъехала к подъезду их дома <...> Пьеской [Тучи] поэт заключил и первое издание своих стихотворений, вышедших в конце 1840 года". П. А. Висковатов (Соч. под ред. Висковатова, т. 6, 1891, стр. 338).
"Дом № 16 на Гагаринской улице сохранился почти в том же виде, какой он имел сто лет назад. Сюда, к Карамзиным, в конце апреля 1840 года пришел Лермонтов, чтобы проститься перед своим отъездом в ссылку на Кавказ. Тут он написал и прочел присутствующим свои известные стихи «Тучки небесные, вечные странники» <...> К лермонтовским дням экскурсионное бюро Дома культуры имени Горького устраивает экскурсии по местам Ленинграда, связанным с именем великого поэта". Лермонтовские места в Ленинграде. "Ленинградская правда", 10 X 1939. См. стихотворение "Тучи". (вернуться)

37. Графиня Евдокия Петровна Ростопчина́, урождённая Сушко́ва (23 декабря 1811 (1812) – 1858) – поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. В 1831 году П.А.Вяземский, друг дома, опубликовал в альманахе «Северные цветы» её первое стихотворение «Талисман» с подписью Д-а.
В творчестве её поддерживали такие поэты, как Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарев, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В.Ф.Одоевский и другие. (вернуться)

38. Улица Чайко́вского (с 1923 года; с 1762 по 1923 год – Сергиевская улица; до 1762 года – 2-я Артиллерийская улица) – улица в центре Санкт-Петербурга, проходящая от набережной реки Фонтанки до Потёмкинской улицы. Нумерация домов ведётся от набережной реки Фонтанки.
Сергиевская ул. – по Сергиевскому всей артиллерии собору (д. 17, не сохр.). Переименована в память о композиторе Петре Ильиче Чайковском. Будущий великий композитор жил на этой улице в доме 41 в 1852–1853 годах. (вернуться)

39. Шпалерная улица – улица в центре Санкт-Петербурга, пролегающая между Гагаринской улицей и площадью Растрелли. Нумерация домов ведётся от Гагаринской улицы.
До 1727 года – Первая линия, затем Первая Береговая улица, с конца XVIII века – Воскресенская улица или набережная, названная так по Воскресения Словущего собору. В 1857 году участок от современного проспекта Чернышевского до Таврической улицы (позднее до Потёмкинской улицы) наименован Шпалерной улицей – по мастерским Шпалерной мануфактуры (участок дома 29); в 1887 году к ней присоединена Екатерининская улица. С 1918 по 1991 год – улица Воинова, в честь участника революционного движения И.А.Воинова.
В 1841 году, во время последнего приезда в столицу, Лермонтов жил в доме, находившемся на участке, который сейчас занимает дом 33 по улице Воинова. О последнем приезде Лермонтова в Петербург в книге: Гиллельсон М. Лермонтов в воспоминаниях современников // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 24.: "11 декабря 1840 года военный министр А. И. Чернышев сообщил командиру Отдельного Кавказского корпуса о том, что «государь император, по всеподданнейшей просьбе г-жи Арсеньевой, бабки поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, высочайше повелеть соизволил: офицера сего, ежели он по службе усерден и в нравственности одобрителен, уволить к ней в отпуск в С.-Петербург сроком на два месяца». В середине января 1841 года Лермонтов выехал в столицу...". (вернуться)

40. Тарха́ны (ныне село Лермонтово) – бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта. Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово. Тарханы – государственный музей-заповедник, усадьба конца XVIII – начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России.
Всю свою любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила на внуке, в котором видела "единственный предмет услаждения остатка дней своих и совершенного успокоения горестного своего положения", так было сказано в ее завещании. При всех обстоятельствах жизни Лермонтова в Москве и Петербурге Елизавета Алексеевна была рядом с ним, оставляя его одного лишь на короткое время, когда хозяйственные дела требовали ее присутствия в Тарханах. (вернуться)

41. Ки́рочная улица (с 1998 и c 1826 по 1932; с 1932 по 1998 – улица Салтыкова-Щедрина; в XVIII веке – 4-я Артиллерийская линия, 4-я Артиллерийская улица) – улица в Санкт-Петербурге, проходящая от Литейного проспекта до Новгородской улицы. Нумерация домов ведётся от Литейного проспекта.
Дом № 48 – доходный дом. На этом угловом участке с 1820-х годов находился двухэтажный особняк, в котором проживала Ахвердова Прасковья Николаевна (урожд. Арсеньева), троюродная тётка Михаила Лермонтова. В её салоне бывали А.С.Пушкин и В.К.Кюхельбекер. В 1830 она переехала в Петербург, где с 1832 г. встречалась с Е.А.Арсеньевой и Лермонтовым. Особняк в 1871 году надстроил и расширил архитектор А. И. Жоффрио, здесь он и жил.
Потёмкинская улица – улица в Санкт-Петербурге. Идёт от Кирочной улицы вдоль Таврического сада. Выходит на берег реки Невы на Воскресенскую набережную. В 1776 по 1792 год называлась Артиллерийская Поперечная улица; с 1798 по 5 марта 1871 года существовала под названием Таврическая улица; 5 марта 1871 года приобрела современное название – Потёмкинская улица. (вернуться)



 
 
 
 
 


Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2018     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz