Готовимся к ЕГЭ. Лирика А.А.Ахматовой

Готовимся к ЕГЭ*

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стихотворения Анны Андреевны Ахматовой
(из кодификатора*)
 
Задания к стихотворениям взяты из Открытого банка заданий ЕГЭ (ФИПИ)
 

РЕКВИЕМ
(фрагмент)

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжёлые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мёртвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда всё поёт вдали.
Приговор… И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идёт… Шатается… Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
(1935–1940 гг.)

1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).
1) сравнение; 2) анафора; 3) неологизм; 4) риторический вопрос; 5) ирония.
2. Как называется литературное направление, достигшее своего расцвета во 2 половине ХIХ века и определяющее художественную специфику ахматовского «Реквиема»?
3. Укажите жанр произведения А.А. Ахматовой «Реквием».
4. Выпишите эпитеты из следующих строк:
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет…
5. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат».
6. Почему лирическое «я» заменяется в произведении А.А. Ахматовой лирическим «мы»?
7. В каких произведениях русской классики отражены трагические события русской истории и в чём эти произведения созвучны «Реквиему» А.А. Ахматовой?


РЕКВИЕМ

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что не топчет родимой земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
(Около 10 марта 1940 г.
Фонтанный Дом)

1. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк в двустишиях эпилога поэмы А.А. Ахматовой?
2. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей?
3. Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах?
4. Какой «приговор» эпохе выносится в эпилоге поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?
5. В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоставить их произведения с эпилогом поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?
6. Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках:
«И ту, что едва до окна довели,
И ту, что не топчет родимой земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…»?
7. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь»




МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(1942)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет)?
2. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»?
3. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?
4. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»?
5. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп).
6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Ахматовой в стихотворении.
1) эпитет; 2) гипербола; 3) сравнение; 4) метафора; 5) инверсия.
7. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).


ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
(1958)

1. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»?
2. Укажите размер, которым написан «Приморский сонет».
3. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употребление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений, использовано в строке «Сиянье легкий месяц льет»?
4. Каков общий эмоциональный тон стихотворения А.А. Ахматовой и с помощью каких средств он создается?
5. Каков итог размышлений лирической героини стихотворения «Приморский сонет»?
6. К какому литературному направлению, в основе которого лежит объективное отображение действительности, относится позднее творчество А.А. Ахматовой?
7. В произведениях каких русских поэтов XIX – XX вв. звучит «голос вечности» и кто из них близок А.А. Ахматовой в воплощении этой темы?
8. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста?
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
 

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.

* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)
 
 
 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz