Образцы ответов к заданиям в форме развёрнутого ответа ЕГЭ по литературе

Готовимся к ЕГЭ*

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Образцы ответов (задания с развёрнутым ответом 9,10)
(лирическое произведение)
 
Композиция ответа на задание 9.
1. Тезис-ответ.
2. Истолкование тезиса (То есть... Это значит... Я имею в виду... Обращает на себя внимание...)
3. Разворачивание тезиса (Почему я так думаю?)
4. Иллюстрация тезиса (Что я вижу в тексте? Обратимся к тексту... Так... Например... )
5. Вывод.

9.
Почему стихотворение "Море" В.А. Жуковского можно назвать философским?

"Море" В.А. Жуковского можно отнести к философской лирике, так как автор затрагивает в нём мировоззренческие проблемы.
Во-первых, это осмысление человеком собственного бытия, внутреннего мира. "Бездна" моря сопоставляется с лирическим "я". Для Жуковского это две равноправные стихии, в то же время предстающие как одно целое.
Во-вторых, это вечная проблема стремления к идеалу, раскрывающаяся посредством введения романтического двоемирия в стихотворение. Как море "тянет из земныя неволи" небо, так и человек желает достичь своего абсолюта.
В-третьих, это вечная проблема добра и зла. Поэт противопоставляет "лазурному морю" "враждебную мглу". Но побеждают "светлые силы", и "тучи уходят".
Как видим, данное стихотворение можно причислить к философской лирике.



9. (по стихотворению А.С. Пушкина "На холмах Грузии...")
Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?

При помощи пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина создаётся эмоциональный фон, на котором изображаются переживания лирического героя.
Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлые размышления героя о любви, о возлюбленной, которая, по-видимому, отдалена от него пространством или временем.
Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и предаётся воспоминаниям.
Обращает на себя внимание рифма мгла-светла: она словно подчёркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово "мгла", а не "тьма". Шум Арагвы нарушает ночную тишину (что подчёркнуто звукописью: "шумит Арагва предо мною") – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства лирического героя, описанные эпитетами: ему "грустно и легко", его "печаль светла".
Итак, автор используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи сложные, смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства ("сердце вновь горит и любит").



9. (по стихотворению А.С. Пушкина "Анчар")
Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир природы и мир человека?
Мир природы (описание анчара) и мир человека (рассказ о гибели раба) в стихотворении соотносятся по смыслу и композиционно, выражая авторскую идею.
Анчар в стихотворении представлен как древо зла, несущее смерть всему живому. Даже тигр, образ которого может воплощать угрозу и зло, "нейдёт" к анчару. Однако природа будто изолирует анчара от живого мира и не допускает к "грозному часовому" его обитателей. Такова идея первой части стихотворения.
На фоне пустынного пейзажа и неотделимого от него анчара во много раз усиливается впечатление от описанной во второй части хладнокровной и презрительной жестокости, с которой "человека человек/ Послал к анчару властным взглядом". Так, из-за бессердечности одного человека несчастный раб не только погибает сам, но и становится соучастником в совершении дел, ведь "непобедимый владыка" идёт с ядовитыми стрелами на другие племена.
Возможно, автор хотел показать: то, что принято считать злом в могущественной природе, несоотносимо и несравнимо с тем злом, которое совершает человек.


9.
Как раскрывается традиционная для Лермонтова тема одиночества в стихотворении "Из-под таинственной холодной полумаски..."?

В этом стихотворении традиционная для Лермонтова тема одиночества раскрывается необычно: здесь нет слов "один" или "одинокий", как в стихотворениях "Парус" или "Выхожу один я на дорогу...". Об одиночестве лирического героя мы догадываемся, благодаря форме лирического стихотворения.
Композиционно оно делится на две части: в первой описаны "лёгкие признаки" "красавицы" и момент встречи с ней, вторая часть относит нас к настоящему лирического героя. Анафора "И" позволяет нам понять, что он всё ещё живёт той встречей. Глаголы в первых двух строфах употребляются в прошедшем времени ("звучал", "светили", "улыбалися", "видел"), что говорит о недолговечности, мимолётности счастья лирического героя. Сейчас же он любит лишь плод своего воображения – "бесплотное виденье", значит, больше ему любить некого и он одинок.
Сравнение "голос твой ...отрадный, как мечта" даёт нам понимание того, что герой привык любить мечту больше, чем реальность. Высший комплимент – сравнение с мечтой – говорит нам опять же о его одиночестве. Аллитерация на шипящие в 4-ой строфе позволяет нам услышать шёпот. Если это разговор лирического героя с самим собой, то становится ясно, насколько он одинок.
В этом стихотворении звучит мотив одиночества, свойственный лирике Лермонтова. Но здесь мечта помогает лирическому герою примириться с несовершенством мира.


Композиция ответа на задание 10 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
  – обоснование
  – сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
  – обоснование
  – сопоставление.

Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
  – тематически
  – сюжетно
  – композиционно
  – с точки зрения значения образов
  – с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
  – с точки зрения авторского отношения.

Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
  – темы, сюжетных линий
  – авторской позиции
  – особенностей образов, функций этих образов
  – используемых автором изобразительно-выразительных средств
  – композиции
  – обращения к какому-либо жанру.

Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как ... в произведении ... и ... в произведении ....
2. ... (первый) использует ... приёмы, показывая ... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает ... (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который ... (что?), первый ... (что делает?).
3. В центре внимания ... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое ...(какое?), эмоции второго ... (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).


10.
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски..."?

Столкновение мечты и реальности показано в произведениях А. Блока "Незнакомка" и М.Ю. Лермонтова "На севере диком...".
В стихотворении Блока образ незнакомки двойственен: с одной стороны, это реальная девушка, с другой – она как будто находится в потустороннем, нереальном мире, меняя окружающую её среду своим появлением. Лирический герой и сам до конца не уверен в том, что представляется его взору: одинокая посетительница ресторана или удивительное видение, плод его мечты, чьи "синие очи цветут на дальнем берегу". В этом стихотворении, как и в стихотворении Лермонтова, показан лирический герой, который живёт в реальном мире, но самые яркие проявления душевной жизни которого связаны с миром мечты, фантазии.
В стихотворении Лермонтова "На севере диком..." тема столкновения мечты и реальности также присутствует и сопровождается темой одиночества:
   На севере диком стоит одиноко
   На голой вершине сосна...
Чем суровее зима, окружающая эту сосну, тем ярче на этом безжизненном фоне выглядит её сон о прекрасной пальме. Основу композиции этого стихотворения, как и стихотворения "Из-под таинственной холодной полумаски...", составляет контраст. Образ, рождённый фантазией, в обоих случаях притягателен, но недостижим в реальности.


10. (по стихотворению Ф.И. Тютчева "Silentium!")
В каких произведениях русских поэтов развивается тема "мук немоты" и в чём сходство и различие с тютчевским стихотворением?

Тема "мук немоты" развивается в таких стихотворениях, как "Невыразимое" В.А. Жуковского и "Silentium" О.Э. Мандельштама. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство с "Silentium!" Тютчева, но и различие.
Как в стихотворении Тютчева, так и в "Невыразимом" Жуковского лирический герой говорит о бедности языка, его неспособности в точности передать человеческие ощущения. "Но льзя ли в мертвое живое передать?" – таким вопросом задаётся герой. Живое для него – не сама природа, ведь найдётся много слов для выражения её "блестящей красоты", но те чувства, что она рождает в душе человека, а мёртвое – язык, пытающийся всему дать название. В "Silentium!" Тютчева сокровенными для лирического героя также являются чувства, формирующиеся в "душевной глубине". В результате оба лирических героя приходят к выводу, что ничто не может так передать состояние души человеческой, как молчание.
Стихотворения Мандельштама и Тютчева имеют одинаковые названия "Silentium", что с латинского переводится как молчание. Но поэты в него вкладывают разный смысл. У Тютчева немота – это то, что сохраняет "мир таинственно-волшебных дум" неприкосновенным. У Мандельштама речь идёт о немоте первоначальной – состоянии мира до того, как появилось слово, потому и лексика используется возвышенная. Различие заключается также в том, что "наружный шум" у Тютчева противопоставляется "жизни в себе самом", а у Мандельштама нет разделения на мир внешний и внутренний, всё находится в единстве и гармонии.
Итак, тема "мук немоты" у каждого поэта раскрывается по-своему: Тютчев и Жуковский близки в понимании молчания, как средства сохранить чувства, а для Мандельштама немота – состояние мира вообще.


10.
В каких еще произведениях русской лирики мы видим аналогичный сюжет (Фет "Сияла ночь...") и как их можно сопоставить?

Аналогичные сюжеты присутствуют в стихотворении Тютчева "К.Б." и стихотворении Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".
Эти стихотворения выбраны для сопоставления, потому что они повествуют о любви, пронесённой через разлуку, и возродившей жизнь в лирических героях: "А жизни нет конца"; "И для него воскресли вновь.../ И жизнь, и слезы, и любовь"; "Тут жизнь заговорила вновь".
Для Тютчева, как и для Фета любовь есть чувство "музыкальное". Только для первого это внутренние звуки, а для второго – реальное пение, "рыдающие звуки".
И надо сказать, что Фет прежде всего "слышит" свою возлюбленную, а у Тютчева и Пушкина это, главным образом, зрительное впечатление: "мимолётное виденье"; "смотрю на милые черты".
О времени, проведённом без любви, каждый лирический герой упоминает по-своему. Для лирического героя Пушкина оно длится дольше всех и занимает в описании две строфы. Фет же уместил свою разлуку в одну строчку: "И много лет прошло, томительных и скучных", как бы желая поскорее забыть эти годы. А Тютчев проводит ряд сравнений: "Как после вековой разлуки", "Как поздней осени порою/ Бывают дни.../ Когда повеет вдруг весною", передавая своё субъективное ощущение возраста и времени. И если для Фета важно показать свою импрессию чувств, мгновение любви, то Пушкин изображает свою любовь более философски.



* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
 
* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)
 
 
 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz