Готовимся к ЕГЭ*

Блок А.А.
Грибоедов А.С.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стихотворения Сергея Александровича Есенина
(из кодификатора*)
 
Задания к стихотворениям взяты из Открытого банка заданий ЕГЭ (ФИПИ)
 

***

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
(1921)

1. Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?
2. Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)
3. Назовите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие по сходству (например, «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный»).
4. Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже…»?
5. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?
6. Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». (посмотреть ответы)



РУСЬ СОВЕТСКАЯ (фрагмент)

А. Сахарову

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница – бревенчатая птица
С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:
"Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней –
Уж не село, а вся земля им мать".

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щёки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают "жись".

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как тёлки под ворота,
Уткнули по канавам тополя […] (1924 г.)

1. Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («пилигрим угрюмый»)?
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного фрагмента (цифры укажите в любом порядке)
1) метафора; 2) неологизм; 3) сравнение; 4) гипербола; 5) эпитет
3. В стихотворениях каких русских поэтов XIX–XX вв. возникает образ Родины и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А. Есенина «Русь Советская»?
4. Вернувшись в родное село, лирический герой видит другую жизнь и задает себе вопросы, не требующие ответа, но отражающие его внутреннее эмоциональное состояние. Как называются такие вопросы.
5. Описывая односельчан, С.А. Есенин использует обиходный язык, далекий от литературной нормы («жись»). Как называется такой язык?
6. Каково состояние лирического героя, вернувшегося в родной край после долгого отсутствия?
7. Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Русь Советская» (без указания количества стоп).


***

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?

Про волнистую рожь при луне.
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
(1924)

1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (луне – во мне; сто раз – Шираз и т.п.)?
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе.
1) метонимия; 2) гипербола; 3) анафора; 4) метафора; 5) эпитет. Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.
3. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу, использованный в данном стихотворении С.А. Есенина.
4. В чём заключается своеобразие раскрытия темы родины в стихотворении С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»?
5. Каким термином называют данный стилистический приём: «Он не лучше рязанских раздолий»?
6. Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина (без указания количества стоп).
7. В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?


***

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших
, Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
(1924 г.)

1. В четвёртой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
Как называется эта стилистическая фигура?
2. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?
3. В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.
4. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).
5. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
6. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?
7. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?
 

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)

Ответы на задания к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу…»:
1. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
2. Хорей
3. Метафора
4. Аллитерация
5. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
6. Элегия (вернуться)
 
 
 
 
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz