Рассказы А.П.Чехова "Человек в футляре", "О любви". Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Чехов А.П. Основные даты жизни и творчества
Портреты А.П.Чехова
Детство и отрочество А.П.Чехова
(из книги М.Л.Семановой "Чехов в школе")
А.П.Чехов. Детство и юность
(презентация)
Чехов А.П. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Чехов А.П. Человек в футляре
Чехов А.П. О любви
Уроки литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви" (из пособия Н.Е.Кутейниковой)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 43-36

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 43. А.П.Чехов. "Человек в футляре". Урок внеклассного чтения

Урок 44. А.П.Чехов. "О любви" (из трилогии)

А. П. ЧЕХОВ. «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Урок внеклассного чтения 4
УРОК 43


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. Общность героев и повествователей в рассказах «маленькой трилогии». «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устная и письменная характеристика героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения, литературная викторина.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе


1. Актуализация имеющихся знаний об А. П. Чехове:

— Что вам известно о биографии и творчестве А. П. Чехова?
— Какие рассказы писателя вы уже читали?
— Какие проблемы поднимает писатель в рассказах «Хирургия» и «Толстый и тонкий»? Какую роль играют в них юмор и ирония?
— Над чем смеётся Чехов в рассказах «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»?
— Какие литературные места России связаны с именем Чехова?
Прокомментируйте эти связи.

2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Чехова
(учёба в таганрогской гимназии и на медицинском факультете Московского университета, взгляды писателя на русский народ и историю России), его портретах и памятниках с включением сообщений учащихся.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов»:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Антон Павлович Чехов»
Вопрос
Тезис
Какую жизненную программу создал для себя Чехов?
    
Почему он хотел исключить из жизни «заточение» в разнообразные «футляры»? (Как понять это выражение?)
    
Почему проверкой жизненных связей между людьми Чехов считал любовь?
    
Какими талантами обладали члены семьи Чеховых?
    
Какие трудности испытал Чехов в детстве?
    
Кто больше всего интересовал Чехова-писателя?
    
Чем восхищался Бунин, читая рассказы Чехова о любви?
    
Докажите, что в произведениях Чехова отразилась «вся Россия его времени»
    
В чём писатель видел счастье?
    

При подготовке к уроку учитель может использовать статью В. И. Кулешова «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» А. П. Чехова)/Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/Сост. В. И. Кулешов. — М.: Детская литература, 1983.

III. Сообщения учителя и учащихся об истории создания «маленькой трилогии».

IV. Обобщающая беседа:

В чём своеобразие цикла «Маленькая трилогия»?

Какой общей формулой можно назвать главных героев «маленькой трилогии»?
(«Футлярные люди».)

Как в рассказе «Человек в футляре» взаимодействуют автор и рассказчик?
(Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.)

Какие истории рассказывают повествователи в «маленькой трилогии»?
(Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове — «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский рассказывает о своём брате — «Крыжовник». Помещик Алёхин рассказывает о себе, о своей любви — «О любви».)

Можно ли утверждать, что в рассказах дана обобщённая картина жизни? Обоснуйте свою позицию.

V. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем
Групповая работа:

Группа 1.

Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Ни на что не похоже».

Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

Почему Беликов назван «человеком в футляре»?

Как понять выражение: «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр»?

*Как и почему Беликов «держал в руках» весь город?

Группа 2.
Анализ фрагмента рассказа со слов «И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре…» до слов «…если бы вдруг не произошёл kolossalische Skandal».

Каким показан Буркин? Приведите примеры его наблюдательности, ироничности.

*Почему, давая отрицательные оценки Беликову, Буркин не протестует?

Докажите, что Варенька была полной противоположностью Беликову. Почему она всё-таки хотела выйти за него замуж?

Группа 3.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Нужно сказать, что брат Вареньки…» до слов «…а потом лёг и уже больше не вставал».

Какую оценку гимназии и атмосфере города даёт Коваленко? Почему?

Найдите перевод украинского выражения «глитай або ж паук» на русский язык
(глитай [gлытаRй] — кулак, мироед, живоглот, кровосос; або ж паук — или же паук).

Почему карикатура вызвала у Беликова «самое тяжёлое впечатление»?

*Докажите, что Беликов не притворялся, а был блюстителем законов, им самим придуманных.

Прочитайте по ролям диалог Беликова и Коваленко со слов «На другой день он всё время нервно потирал руки…» до слов «…и уже больше не вставал».

В чём причина конфликта Коваленко и Беликова?

Группа 4.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Дня через три пришёл ко мне Афанасий…» до конца рассказа.

Почему Беликов умер?

Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»? Почему после смерти Беликова «не стало лучше»?

Какие мысли автора о внутренней свободе личности произносит Иван Иваныч?

Каково авторское отношение к Ивану Иванычу и Буркину?

*За что автор осуждает Буркина?

*Какой смысл придаёт рассказу его кольцевая композиция?

Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального

VI. Практическая работа.

Составление цитатной таблицы «Два отношения к жизни: “свобода” или ”футляр”?»


Выберите из рассказа цитаты, в которых показано отношение героев и автора к свободной и «футлярной» жизни.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Два отношения к жизни: “свобода” или ”футляр”?»
Герои
«Свобода»
«Футляр»
Беликов
«Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге», «как бы чего не вышло», «решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр», «раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя»
«Зонтик у него был в чехле и часы в чехле», «нож у него был в чехольчике; и лицо… в чехле… Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой; когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх», «древние языки… были для него… те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни»
Коваленко
«Уеду к себе на хутор и буду там раков ловить и хохлят учить», «кто будет вмешиваться в мои домашние и семейные дела, того я пошлю к чертям собачьим», «я честный человек и с таким господином, как вы, не желаю разговаривать. Я не люблю фискалов»
«Как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке», «глитай або ж паук»
Буркин
«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие. Когда мы возвращались с кладбища… никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия, — чувства, похожего на то, какое мы испытывали давно-давно, ещё в детстве… наслаждаясь полною свободой»
«Он давил нас всех», «мы, учителя, боялись его», «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!», «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги… помогать бедным, учить грамоте», «не стало лучше»
Иван Иваныч
«Вот тут бы и отобрать у него калоши и зонтик», «видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!»
«Мыслящие, порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же, терпели...», «разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»

Заполнение таблицы может быть закончено дома.

VII. Обобщающая беседа:

Найдите в толковом словаре значение слова футляр и объясните метафорический смысл слова футляр в рассказе.

Докажите, что внешние проявления «футлярной» жизни Беликова — это следствие его душевного «футляра», его рабской психологии.

Кто более симпатичен автору: Буркин или Иван Иваныч?

Найдите в рассказе авторские оценки героев и событий. Как вы различали образ рассказчика (Буркина) и автора-повествователя?

*Докажите, что автор вкладывает свои собственные мысли в уста своих героев.

Заполните цитатную таблицу от лица автора:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Два отношения к жизни: “свобода” или ”футляр”?»
    
«Свобода»
«Футляр»
Автор
«Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья»
«Мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр», «чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного!.. совсем не делается то, что нужно», «сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!»

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

VIII. Просмотр и обсуждение фрагмента из фильма Исидора Анненского «Человек в футляре»:

— Оцените работу режиссёра и оператора.

— Кто из актёров, по-вашему, сыграл свою роль наиболее убедительно?

— Какую роль в фильме играет звуковое сопровождение?

IX. Отчёт о выполнении группового домашнего задания
(ответы на вопросы и выполнение заданий по рассказу «Крыжовник»):

— Перескажите кратко сюжет рассказа «Крыжовник».

— Каким показан рассказчик Иван Иваныч? В чём смысл его слов:
«Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

— Что мы узнаём о брате Ивана Иваныча? Оцените его мечту.

— Зачем рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нём, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне…»?

— В чём различие Буркина, Ивана Иваныча и Алёхина? Какова авторская оценка этих героев?

— *Какой смысл вкладывает автор в слова Ивана Иваныча о том, что Алёхин давно не мылся?

— *Почему рассказ так называется?

— *Есть ли в названии символический смысл?

— *Подберите синонимы к слову крыжовник, исходя из его переносного, субъективно-авторского значения.

— Прочитайте выразительно монолог Ивана Иваныча со слов «Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей!» до слов «Делайте добро!».

— В чём современное звучание этого монолога?

X. Викторина по рассказам Чехова

I. Вспомните биографию Чехова:

— Кем по происхождению были дед и отец Чехова?
(Крепостными.)
— Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой Чехов?
(«Будильник», «Стрекоза», «Осколки», «Зритель», «Сверчок».)
— Какая книга Чехова имеет географическое название?
(«Остров Сахалин».)
— Назовите литературные места, связанные с именем Чехова.
(Таганрог, Москва, Ялта, Мелихово, Сахалин, Баденвейлер.)

II. В каком произведении Чехова:

— герои Иван Иваныч, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, но имеют человеческие имена?
(«Каштанка».)
— герой говорил судебному следователю, что ему некогда идти в тюрьму, потому что нужно быть на ярмарке?
(«Злоумышленник».)
— герой рассказал о смерти своего сына лошади?
(«Тоска».)
— герой часто повторял любимую фразу: «Как бы чего не вышло!»?
(«Человек в футляре».)

III. Чей это портрет?

— «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».
(Фельдшер Курятин. «Хирургия».)
— «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка…».
(Дьячок Вонмигласов. «Хирургия».)
— «Губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д’оранжем».
(Толстый. «Толстый и тонкий».)
— «Был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
(Тонкий. «Толстый и тонкий».)
— «…Человек в расстёгнутой жилетке… подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец».
(Хрюкин. «Хамелеон».)
— «Маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости».
(Денис Григорьев. «Злоумышленник».)
— «Левый глаз… покраснел и наполнился влагой. Подбородок её задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.. Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот». (Юлия Васильевна. «Размазня».)

IV. Из какого рассказа взята художественная деталь?

— «Бутыль с карболовым раствором».
(«Хирургия».)
— «Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю».
(«Толстый и тонкий».)
— «Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником».
(«Хамелеон».)
— «Сними-ка… с меня пальто... Надень-ка… на меня пальто...».
(«Хамелеон».) — «Мы из гаек грузила делаем».
(«Злоумышленник».)
— Жалованье в «одиннадцать рублей».
(«Размазня».)

Итоговый вопрос:
В чём общественная опасность «футлярной» жизни?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Прочитать рассказ Чехова «О любви».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Посмотреть фильм «Человек в футляре» полностью и написать отзыв о фильме.

А. П. ЧЕХОВ. «О ЛЮБВИ» (ИЗ ТРИЛОГИИ)
УРОК 44


Основное содержание урока
История об упущенном счастье. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении. Понятие о психологизме художественной литературы. Психологизм рассказа

Основные виды деятельности.
Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа.

I. Вступительная беседа о рассказах «Человек в футляре» и «Крыжовник»:

Добровольно или вынужденно надевает на себя футляр Беликов? Обоснуйте свой ответ. От чего он хотел защититься этим футляром?

— Каковы жизненные идеалы Николая Ивановича, героя рассказа «Крыжовник»? Почему мы относим его к «футлярным» людям?

— Что сильнее — любовь или «футлярная» психология? Может ли она заставить человека отказаться от своей любви? Обоснуйте свои ответы.

II. Групповая работа:

Группа 1.

Анализ фрагмента рассказа «О любви» с начала до слов «…которую уволить мне было бы больно».

Объясните значение слов и выражений: набожен, мурло, трактовать, порядочные люди, пристрастие, белоручка, кабинетный человек, «Вестник Европы», поповна.

Какой смысл выявляется в первой фразе рассказа — «На другой день…»?
(Рассказ «О любви» продолжает сюжет «Крыжовника».)

Зачем автор начинает повествование с рассказа о любви красивой Пелагеи к Никанору?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Вспомните, с какой истории начинается рассказ «Человек в футляре».
(С истории Мавры.)

Какое обобщение о превратностях любви делает Алёхин?

Как понять слова «тайна сия велика есть»?

Как характеризует Алёхина его рассказ о ведении хозяйства в имении?

*Почему Алёхин отказался в жизни от роскоши?

Группа 2.
Анализ фрагмента рассказа со слов «В первые же годы меня здесь выбрали в почётные мировые судьи» до слов «…точно лёгкая тень её лежала на моей душе».

Объясните значение слов и выражений: мировой судья, окружной суд, сюртук, фрак, обаятельная, комод.

Что нравилось Алёхину в окружном суде?

Чем рассказчика привлекли Лугановичи?

Прокомментируйте портрет Анны Алексеевны в восприятии Алёхина.

*Докажите, что отношение автора к Лугановичу противоречиво.

*Зачем показано несовпадение внешнего и внутреннего мира рассказчика?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 3.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Позднею осенью в городе был спектакль…» до слов «Да что говорить об этом».

Объясните лексическое значение слов и выражений: благотворительный, губернаторская ложа, входил без доклада, запонки, портсигар, плёс.

Прочитайте по ролям разговор Алёхина с Анной Алексеевной со слов «Мы сидели рядом…» до слов «…с таким торжеством, точно мальчик».

*В чём внутренний конфликт этого диалога? Каким показан рассказчик?

Дайте характеристику Анне Алексеевне.

*В чём дисгармоничность жизни Алёхина?

Ответы на вопросы 1 и 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Прослушивание и обсуждение финального фрагмента в актёрском исполнении со слов «Я был несчастлив…» до конца рассказа.

Рецензирование актёрского чтения и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Что заставило Алёхина и Анну Алексеевну принести в жертву обстоятельствам свою любовь? Какие причины останавливают героев?

Почему автор дважды употребляет выражение «благородное существо» по отношению к Алёхину? Можно ли доказать, что в этих словах заключена авторская ирония? Обоснуйте свой ответ.

Почему Анна Алексеевна стала относиться к Алёхину с раздражением? Чего она ждала от их отношений? Почему в финале рассказа автор называет лицо Анны Алексеевны скорбным?

Перечитайте сцену в поезде. Какие чувства она вызывает? Какое место в развитии сюжета занимает? По чьей вине погибла любовь героев?

*Даёт ли автор ответ на вопрос, нужно ли было героям проститься с прошлым и начать новую жизнь? Обоснуйте свою позицию.

*Можно ли назвать Алёхина своеобразным «человеком в футляре»? Обоснуйте свой ответ.

*Вспомните любовь Пелагеи, о которой говорится в начале рассказа. Почему любовь Алёхина, как и любовь Пелагеи, трагична?

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «О героях рассказа А. П. Чехова “О любви”»:

— Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Понятие о психологизме художественной литературы.
Психологизм рассказа


Найдите в словаре литературоведческих терминов значение понятия психологизм.

V. Групповая практическая работа.

Подбор примеров из рассказа, иллюстрирующих понятие психологизм.

Составление цитатной таблицы «Психологизм рассказа Чехова “О любви”» (по группам):


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Психологизм рассказа Чехова “О любви”»
Психологизм изображения героев
Алёхин
Анна Алексеевна
Открытый психологизм
Группа 1. Воспроизведение внутренней жизни героев и их внутренней речи
«…сразу я почувствовал в ней существо близкое… точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери», «за обедом я очень волновался, мне было тяжело, и уж не помню, что я говорил»
«…я… по её глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что ещё с утра у неё было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду», «её мучил вопрос: принесёт ли мне счастье её любовь»
Группа 2. Образы, возникающие в их воображении, сознании, памяти
«…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни; я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе», «я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею»
«…признаюсь, я даже увлеклась вами немножко. Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на память и сегодня, когда я собиралась в театр, мне казалось, что я вас увижу»
Группа 3. Жесты, мимика героев
«…эти покупки я нёс с такою любовью, с таким торжеством, точно мальчик», «взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял её»
«Анна Алексеевна выходила ко мне с озабоченным лицом», «она прижалась лицом к моей груди, и слёзы потекли из глаз»
Группа 4. Особенности речи героев
«Это такая роскошь», «милейшая личность», «она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести её?» (Риторические вопросы.)
«…протяжный голос, который казался мне таким прекрасным»

Заполнение таблицы своими примерами может быть завершено дома.

VI. Чтение и обсуждение статьи учебника «А. П. Чехов и его понимание историзма»:

— Можно ли считать Алёхина «мелким человеком»? Обоснуйте свой ответ.

— Является ли утраченная любовь Алёхина следствием его душевного рабства? Аргументируйте свою позицию.

Обсуждение иллюстраций к рассказу. Как в них передано психологическое состояние героев?

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Почему любовь не принесла Алёхину счастья?

Почему героев рассказов «Человек в футляре» и «О любви» можно назвать футлярными людьми?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Выписать из рассказа не менее десяти чеховских сравнений и сделать вывод об их выразительности и необычности.

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Кавказ».

Индивидуальные задания.

Выполнить задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Подготовить сообщение о юности Бунина, истории создания сборника «Тёмные аллеи» и рассказа «Кавказ», портретах, памятниках, литературных музеях писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Прочитать рассказ Ю. Нагибина «Учитель словесности» (об учёбе Бунина в Елецкой гимназии) (см.: http://smena-online.ru/stories/uchitelslovesnosti).

Следующие уроки: И.А.Бунин. "Кавказ": лики любви >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

 
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
Первомайским воскресным утром Беликов шел к гимназии, где был назначен сбор учителей и гимназистов, желающих пойти в рощу. Вдруг мимо него промчались на велосипеде Коваленко, учитель истории и географии, и его сестра Варенька, на которой он собирался жениться. Беликов, убежденный в том, что женщинам и преподавателям ездить на велосипедах в высшей мере неприлично, в недоумении застыл на месте. А Варенька умчалась вперед, в солнечную даль.
 
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz