Главная | Символизм | Акмеизм | Футуризм | Кубофутуризм | Эгофутуризм | "Мезонин поэзии" | "Центрифуга" | ЛЕФ | Лирический круг | Имажинизм

Ничевоки | Новокрестьянские поэты | Поэты "Сатирикона" | Конструктивисты | Обэриуты | Поэты вне течений | Персоналии

Серебряный век. "Лирический круг"

В 1920-х годах в России начала формироваться новая пролетарская культура, которой классово чуждые – пусть даже талантливые – поэты, писатели, драматурги были не нужны. В этой ситуации группа писателей и поэтов создала объединение "Лирический круг", дабы противостоять попыткам уничтожения старой культуры.

Летом 1921 г. в журнале "Театральное обозрение" появилось сообщение о том, что в Москве образовалась новая литературная группа "Лирический круг", в которую вошли С.Парнок, Вл.Ходасевич, С.Соловьёв, К.Липскеров, С.Шервинский, А.Эфрос, Ю.Верховский, В.Лидин, Н.Бромлей, А.Глоба. Собираются примкнуть А.Ахматова и О.Мандельштам. Нельзя не заметить, что все участники относились к разным поэтическим течениям. Была разработана программа, намечены "цели и задачи", подведена теоретическая база, изложенная в программной статье А.Эфроса "Дух классики", выпущен манифест "Декларация "неоклассиков". В нём говорилось: "Дух классики овевает нас уже со всех сторон. Им дышат все, но не умеют его различить. <...> Искусство классики есть искусство революции, следовательно, наша борьба за классику есть борьба за поэзию революции, <...> за жизненность нашего искусства и за современность нашего мастерства."

Единственным значимым мероприятием нового объединения, кроме общих собраний его членов и чтения новых стихов, был выход весной 1922 года альманаха "Лирический круг", где были, в частности, опубликованы стихотворение А.Ахматовой "Я с тобой, мой ангел, не лукавил..." и два стихотворения О.Мандельштама: "Умывайся ночью на дворе..." и "Когда Психея-жизнь спускается к теням..."

"Лирический круг" был уничтожен ревнителями пролетарского "стихотворчества" в мгновение ока. Уже осенью С.Парнок пишет М.Волошину о жестокой политике партии по отношению к словотворчеству, о том, что скоро публикация стихов станет делом невозможным, и о конце благоприятной для поэзии поры: "...жизнь в Москве невероятно трудна, и не знаю, долго ли я ещё смогу так бороться за существование. Устала, и всё мне омерзело до последней степени..."(4 сентября 1922 г.)


София Парнок

       АКРОСТИХ*

Котлы кипящих бездн – крестильное нам лоно,
Отчаянье любви нас вихрем волокло
На зной сжигающий, на хрупкое стекло
Студеных зимних вод, на край крутого склона.

Так было... И взгремел нам голос Аполлона, –
Лечу, но кровию уж сердце истекло,
И власяницею мне раны облекло
Призванье вещее, и стих мой тише стона.

Сильнее ты, мой брат по лире и судьбе!
Как бережно себя из прошлого ты вывел,
Едва вдали Парнас завиделся тебе.

Ревнивый евнух муз – Валерий осчастливил
Окрепший голос твой, стихов твоих елей,
Высокомудрою приязнию своей.

1916

***

Паук заткал мой тёмный складень,
И всех молитв мертвы слова,
И обезумевшая за день
В подушку никнет голова.

Вот так она придёт за мной, –
Не музыкой, не ароматом ,
Не демоном тёмнокрылатым,
Не вдохновенной тишиной, –

А просто пёс завоет, или
Взовьётся визг автомобиля
И крыса прошмыгнёт в нору.

Вот так! Не добрая, не злая,
Под эту музыку жила я,
Под эту музыку умру.

1922

***

Старая под старым вязом,
Старая под старым небом,
Старая над болью старой
Призадумалася я.

А луна сверлит алмазом,
Заметает лунным снегом,
Застилает лунным паром
Полуночные поля.

Ледяным сияньем облит,
Выступает шаткий призрак,
В тишине непостижимой
Сам непостижимо тих, –

И лучится светлый облик,
И плывёт в жемчужных ризах,
Мимо,
         мимо,
                мимо,
                       мимо
Рук протянутых моих.

21-24 сентября 1927


Константин Липскеров

***

Пустыня, ширь! Пустыня, по которой
Прошли и стали караваны скал,
Где ветер, то медлительный, то скорый,
Взрывал пески и в розах задремал.

Пустыня, ширь! Пустыня, по которой,
Среди гробниц, шумит базаров рой,
Где звери войн прошли суровой сворой
И где простёрт покорности покой.

Пустыня, ширь! Пустыня, по которой
Бродил, взирая, некогда, и я, –
Моим напевам мудрою опорой
Ты стала в переходах бытия.


1*Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. В настоящем сонете-акростихе начальные буквы образуют посвящение "Конст. Липскеров". Липскеров Константин Абрамович (1889 - 1954) – поэт, переводчик и драматург, с которым Парнок связывала дружба и сотрудничество в 1920-е годы в альманахе  "Лирический круг" и издательстве "Узел".

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz