Образ главного героя в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Капитанская дочка
О повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
О Петре Гринёве
(из книги А.Н.Архангельского "Герои Пушкина")
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"
Тест по повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
УРОК 13


Основное содержание урока
Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

Основные виды деятельности.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера
(«Береги честь смолоду»)

Вступительная беседа:


— Что мы узнали о жизни Петра Гринёва в родительском доме, о его родителях, образовании и воспитании?

— Каких нравственных принципов придерживался в воспитании сына Андрей Петрович Гринёв?

— Как можно объяснить поступки Петра Гринёва в общении с Зуриным, вожатым и Савельичем?

Групповая работа:

Группа 1. Глава III. «Крепость».


Перескажите главу кратко от третьего лица.

Прокомментируйте слова и выражения: картечь, телогрейка, на грех мастера нет, инвалиды с длинными косами, острастка.

Что удивило Гринёва во внешнем виде Белогорской крепости?

Как выглядел интерьер дома капитана Миронова?

Что можно сказать об обороноспособности крепости и военной подготовке её коменданта?

Прокомментируйте портреты Марьи Ивановны, её родителей и Швабрина.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава III).

*Что в главе вызывает улыбку читателя?

Объясните смысл эпиграфов.

*Дайте характеристику Гринёву в этой главе.

Группа 2. Глава IV. «Поединок».

Перескажите главу кратко от третьего лица.

Прокомментируйте следующие слова: околоток, междоусобие, докучный, злоречие.

Какие отрицательные черты Швабрина заметил Гринёв?

Какова роль пословиц и поговорок в повествовании?

Почему в главе описаны две дуэли?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава IV).

*В каких случаях автор прибегает к юмору и иронии?

Какой смысл имеет эпиграф к главе?

*Дайте характеристику Гринёву и Швабрину по этой главе.

Группа 3. Глава V. «Любовь».

Перескажите кратко главу от лица Петра Гринёва.

Прокомментируйте слова и выражения: пошепту, цирюльник, сидит в хлебном магазине, тыкаться железными вертелами.

*Какую роль играют в главе многочисленные письма?

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава V).

Группа 4. Глава VIII. «Незваный гость».

Прочитайте по ролям разговор Петра Гринёва с Пугачёвым со слов «Мы остались глаз на глаз» до слов «Я оставил Пугачёва и вышел на улицу».

Прокомментируйте слова и выражения: штоф, бестия, приступ, небо с овчинку показалось.

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава VIII).

*Какие качества личности Гринёва отразились в его разговоре с Пугачёвым?

*Какую роль играет в главе песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка»?

Почему Пугачёв отпустил Гринёва?

Какой смысл имеет эпиграф к главе?

Группа 5. Глава X. «Осада города».

Прокомментируйте слова: провинция, вылазки, оная.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X).

Как характеризует Гринёва его выступление на военном совете?

*Как показано взросление героя, приобретение им жизненного опыта?

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X).

*В чём проявилась ирония автора по отношению к оренбургским генералам?

*Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе X.

Группа 6. Глава XI. «Мятежная слобода».

Прокомментируйте слова и выражения: слобода, подобострастие, армяк, семи пядей во лбу, управы искать.

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава XI).

Как характеризует Гринёва его разговор с Пугачёвым?

*Почему Гринёв говорит с Пугачёвым искренне, утаивая только правду о голоде в осаждённом Оренбурге?

*Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе XI.

Практическая работа.
Составление плана характеристики Петра Гринёва:


ТАБЛИЦА
План характеристики Петра Гринёва
Черты Петра Гринёва
Примеры
Происхождение и социальное положение героя
         
Прошлое героя
         
Смысл его имени и фамилии
         
Первое появление в романе
         
Портрет героя, динамика портрета
         
Мир вещей, характеризующих героя
         
Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя:
— платит огромный бильярдный долг Зурину;
— благодарит проводника заячьим тулупчиком и полтиной;
— принимает вызов Швабрина, оскорбившего честь Маши;
— ведёт себя достойно, когда его ведут на казнь;
— не целует «ручку злодею»;
— трижды отвечает «нет» на вопросы Пугачёва;
— в одиночку возвращается к пугачёвцам, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею;
— не называет имени Марьи Ивановны, не желая вмешивать её в судебное разбирательство
         
Черты личности героя, развитие его характера
         
Речь героя как средство его характеристики
         
Оценка героя Марьей Ивановной, родителями Гринёва и Маши, Савельичем, Швабриным, Пугачёвым
         
Авторское отношение к герою
         
Оценка образа героя в литературоведении
         
В ы в о д
         


Обобщая черты образа Гринёва, выявляя смысл его имени (Пётр — камень, апостол Пётр, царь Пётр I, государь Пётр III) и фамилии (фамилия Гринёв взята из истории пугачёвщины; её носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и оправданный), учитель может использовать материал (см. ниже: Петр Гринёв (из книги А.Н.Архангельского "Герои Пушкина")).

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

— Согласны ли вы с данными в Интернете оценками Гринёва и идейного смысла «Капитанской дочки»?

«…все “случайности” сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачёв, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, — не свободен от той стихии, что привёл в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от собственного страха и душевной подлости; Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга»;

«…смысл повести состоит не в том, чтобы “перейти” на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой “власти” (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы “покинуть” узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего “лагеря”, своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом — залог утопической надежды Пушкина на то, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”».

Как проявилось «общечеловеческое» в образе Петра Гринёва?

Домашнее задание

Выучить наизусть калмыцкую сказку.

Перечитать главы I—V, VII, IX—XII, XIV.

Выборочно пересказать эпизоды, связанные со Швабриным и Савельичем.

Письменно охарактеризовать Петра Гринёва как героя реалистического романа.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)


ГРИНЕВ

ГРИНЕВ Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование. В «Капитанской дочке» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х годов. Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя — рассказчика.

Первоначально Пушкин, как то было в незавершенном романе «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (прототипом ему служил реальный офицер екатерининской эпохи Шванвич), или пленного офицера, который бежит от Пугачева. Здесь также имелся прототип — некто Башарин; именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева и, наконец, в Гринева. (Это имя в другой огласовке — Гранев — встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1831.) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины: его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшегося между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, но который при этом смотрит на мир открытыми глазами.

Замкнув сюжетную цепь именно на Гринева (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину; см. ст.), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла — «Уэверли», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно, равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба. Таков и непосредственный «литературный предшественник» Гринева, Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский — князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Петруши, Савельича (чье имя совпадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н. Загоскина «Рославлев»), восходит к Калебу из романа «Ламмермурская невеста»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джинс из «Эдинбургской темницы» и др. (см.: Б. В. Нейман).

Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повествования (иначе некому было бы составлять записки).

«Предыстория» Петра Андреевича Гринева проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии. Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит — мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцовым переворотом времен Анны Иоанновны. Причем первоначально предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более «красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским переворотом, но тогда хронология нарушилась бы окончательно. Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей). Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х годов и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль Гринев, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, прямо из детской отправляется служить, причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы: окажись Петруша в Петербурге, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. Т. е. повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость: туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Гринева). Нечто подобное должно было происходить с героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи — юным Прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание декабристов «Васильковской управы».

С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В. Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью (ср. эпизод с Юрием, его слугой Алексеем и казаком Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»). Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана, Ивана Кузмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу [в которой повторены некоторые черты героини повести А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки» (1831), капитанской дочери Насти Шпагиной] и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей Гринева, а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя роль злого гения.)

Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, и милует барчука за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того — отпускает его на все четыре стороны.

Отправившись в Оренбург, «дабы торопить освобождение Белогорской крепости», Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина. Петр Андреевич пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду — и случайно остается цел. Причем Гринев случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот пребывает в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугачев тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает поженить молодых и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который привиделся Гриневу сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Гринев, Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей «на биллиарде». Отправив Машу в отцовское имение, Петруша остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Петруши за Машу перед Пугачевым). Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова (и может быть, Машиной матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Гринева? Случайно офицер Гринев, отпущенный в 1774 г. и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно повторение эпизода с виселицами в Белогорской), не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества. Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Место в системе персонажей.
Но все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — нравственной логике свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Петра Андреевича на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости. Гринев свободен до конца и во всем, ибо действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.

Законы эти неизменны. И когда необходимо оплатить «биллиардный» долг не слишком честно игравшему Зурину. И когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной. И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего Гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Гринев, естественно, не целует «ручку злодею»). И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Петруша, однажды уже спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, он не называет имени Марьи Ивановны.

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность барину, Петру Андреевичу, т. е. следование неписаному кодексу крестьянской чести, добровольное подчинение общечеловеческому началу, которое присуще любому сословию и, по существу, религиозно (хотя Савельич не слишком «церковен» и лишь восклицает поминутно «Господи Владыко», а Гринев в казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца»). Тут пушкинский современник должен был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской культуре — эпизод тюремного заключения небесного покровителя Петруши — апостола Петра (Деян., 12, 3—11), но и опознать парафраз записок итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х годов Сильвио Пеллико, поведавшего в книге «Мои темницы» о том, как в австрийской тюрьме он впервые обратился с молитвой к Богу. Ср. в пушкинской рецензии на русский перевод книги С. Пеллико «Об обязанностях человека» (1836): «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает для нас уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром, или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.

<…> мало было избранных (даже между первоначальными пастырями церкви), которые бы в своих творениях приближились кротостию духа, сладостию красноречия и младенческою простотою сердца к проповеди небесного учителя. <…>

Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, — прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства».

Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину… И только Гринев и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Гринева — тоже открытое пространство.)

Двух этих персонажей, дворянина и крепостного, нельзя отделить друг от друга, как Санчо Панса нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал (ср. ключевую для истолкования повести работу: Ю. М. Лотман). А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое и ему служить не за страх, а за совесть. В этом — залог утопической надежды Гринева (и суфлирующего ему Пушкина, который переосмысливает тезис Карамзина) на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Образ Гринева (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л. Пастернака.
Источник: Архангельский А. Н. Герои Пушкина. — М.: Высшая школа, 1999. См. главы по другим произведениям А. С. Пушкина на сайте "Литература". (вернуться к уроку)
 
 
Иллюстрации А.Бенуа к повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")
 
Словарь устаревших слов
к повести "Капитанская дочка"

(на сайте "Литература для школьников")
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz