Система образов романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Капитанская дочка
О повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
О Швабрине
(из книги А.Н.Архангельского "Герои Пушкина")
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"
Тест по повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА
УРОК 14


Основное содержание урока
Система образов романа. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Система образов романа

С а м о с т о я т е л ь н а я  р а б о т а:


— Выпишите имена героев романа и попытайтесь объединить их в систему образов.

— Рассмотрите примерную схему «Система образов романа “Капитанская дочка”»:



— Обозначьте стрелками взаимосвязи героев. Укажите, в каких эпизодах эти связи осуществляются. Дополните схему именами неназванных персонажей (работа может быть завершена дома).

II. Швабрин — антигерой
Групповая работа:

Группа 1. Главы III и IV.


Расскажите о характере и поступках Швабрина с момента его первого появления до ранения Гринёва.

Почему первая информация о Швабрине негативная?

Какие детали в облике Швабрина отметил Гринёв?

Как Швабрин объясняет причину дуэли и как это его характеризует?

Что явилось истинной причиной дуэли Гринёва и Швабрина?

Как характеризует Швабрина финал дуэли?

*Предположите, почему автор делает так, что на дуэль вызывает противника не Гринёв, а Швабрин.

Группа 2. Главы VII, IX, X.

Расскажите о Швабрине, перешедшем на сторону Пугачёва. Предположите, почему Швабрин перешёл к пугачёвцам: опасаясь собственной смерти, сочувствуя народному восстанию, желая отомстить Мироновым, по иной причине. Обоснуйте свою позицию.

Почему Швабрин вначале не выдал Пугачёву Машу, спрятанную у попадьи?

Каким предстаёт Швабрин в письме Маши Мироновой?

*Какие черты Швабрина характерны для реалистического героя, а какие противоречат принципам реализма?

Группа 3. Главы XII, XIV.

Расскажите о характере и поступках Швабрина в захваченной Белогорской крепости и его дальнейшей судьбе.

Какие оценки дают Швабрину Пугачёв и Гринёв в сцене освобождения Маши?

Почему Швабрин всё-таки открывает Пугачёву, что Маша не племянница попадьи?

Каким Гринёв увидел Швабрина в Казани?

Предположите, почему Швабрин, как и Гринёв, не называет на допросах имени Маши Мироновой (см. ниже: Швабрин (из книги А.Н.Архангельского "Герои Пушкина").

*Прототип Швабрина офицер Шванвич попал к Пугачёву в плен, уклонялся от его поручений, при первой возможности сбежал и явился с повинной. С какой целью Пушкин не придерживается в романе этих реальных фактов, заменяя их вымышленными?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Почему Швабрин всё время вредил Гринёву?

Предположите, любил ли Швабрин Машу. Обоснуйте свой ответ.

Почему Швабрин делается предателем?

Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» понятие антигерой.

АНТИГЕРОЙ — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.
Например, антигероем русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям.

Какими чертами антигероя обладает Швабрин?

III. Значение образа Савельича

Группа 4. Главы I—IV.


Расскажите о поступках Савельича и чертах его характера (с начала романа до сцены дуэли).

Каковы положительные черты Савельича?

Как в отношениях с юным Гринёвым проявляется мудрость слуги?

Какие его черты изображены автором с юмором? Почему?

*Чем Савельич напоминает Санчо Пансу, героя романа Сервантеса «Дон Кихот»?

Группа 5. Главы V, VII, IX.

Расскажите о поступках Савельича во время захвата Белогорской крепости.

Чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность Гринёву?

Как в письме Савельича показано, что он имеет чувство собственного достоинства?

Как ведёт себя Савельич, когда Пугачёв хочет повесить Гринёва?

*Докажите, что сцена помилования Гринёва за миг до казни является «зеркальным» отражением сцены на постоялом дворе, когда Петруша жалует вожатому заячий тулупчик.

Какие чувства вызывает сцена чтения «реестра барскому добру, раскраденному злодеями»? Как составление этого реестра характеризует Савельича?

Группа 6. Главы XI, XIII.

Расскажите, как Савельич сопровождал Гринёва в его поездке в Белогорскую крепость с Пугачёвым.

Как характеризует Савельича его стремление быть с Гринёвым даже в опасные моменты жизни?

Почему Савельич соглашается сопровождать Марью Ивановну к родителям Петруши, а затем верно служит невесте Гринёва?

Каково авторское отношение к Савельичу?

*Как в этом образе отразилась пушкинская концепция народа и народного мнения?

IV. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем

Практическая работа.
Составление планов
«Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина» и «Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича»

по плану характеристики литературного героя (см. урок 13).

Вариант 1.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
(образец таблицы):

ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Основания для сопоставления: общность
Гринёв
Швабрин
Близки по возрасту, дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову, невольные участники Пугачёвского восстания
Основания для сопоставления: различия
Гринёв
Швабрин
Прошлое героев
         
         
Первое появление в романе
         
         
Портреты героев, динамика портретов
         
         
Поступки, отражающие внутреннюю свободу (несвободу) героев
         
         
Черты личности героев
         
         
Динамика (статика) характера героев
         
         
Речевые характеристики героев
         
Оценка героев другими персонажами
         
         
Авторское отношение к героям
         
         
В ы в о д
         
         


Вариант 2.
Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича
(образец таблицы):

ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича
Основания для сопоставления: общность
Гринёв
Савельич
Преданы друг другу, способны к взаимопомощи и поддержке, обладают высокими моральными и нравственными качествами (добротой, искренностью, верностью долгу, чувством чести, неспособностью к предательству и др.) и внутренней свободой личности, невольные участники Пугачёвского восстания
Основания для сопоставления: различия
Гринёв
Савельич
Прошлое героев
         
         
Первое появление в романе
         
         
Портреты героев, детали портретов
         
         
Поступки, отражающие внутреннюю свободу героев
         
         
Черты личности героев
         
         
Динамика (статика) характера героев
         
         
Речевые характеристики героев
         
         
Оценка героев другими персонажами
         
         
Авторское отношение к героям
         
         
В ы в о д
         
         


И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

С какой целью автор вводит в роман не только героя — Гринёва, но и антигероя — Швабрина?

Как в образе Савельича отразились авторские представления о лучших качествах русского народа?

Домашнее задание

Составить письменную сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (или Гринёва и Савельича).

Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных с образами Маши и её родителей (главы III—VI, X, XII—XIV).

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)


ШВАБРИН

ШВАБРИН Алексей Иванович — дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями — «мятежников» и «покорителей», Пушкин в конце концов как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая — Швабрину (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки имен Шванвича и Башарина; о прототипах см. ст.: «Гринев»).

Швабрин смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Швабрина (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Швабрин не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредьяковским). Когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке — месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

И далее «готовый» образ Швабрина не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении.

Во время тайной дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (т. е. неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но по существу в спину соперника, который не собирается бежать, — т. е. подлый. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Швабрина. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что Швабрин удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Швабрин тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие мешает главному герою догадаться, что Швабрин умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Швабрину в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Швабрин остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.
Источник: Архангельский А. Н. Герои Пушкина. — М.: Высшая школа, 1999. (вернуться к уроку)
 
 
Иллюстрации А.Бенуа к повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")
 
Словарь устаревших слов
к повести "Капитанская дочка"

(на сайте "Литература для школьников")
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz