Образ предводителя народного восстания и его окружения в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Капитанская дочка
О повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Коровин В. И. Исторический труд А. С. Пушкина
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18



Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:
ОБРАЗ ПРЕДВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ
И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ
УРОК 16


Основное содержание урока
Пугачёв и народное восстание в историческом труде Пушкина и в романе. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина.

Основные виды деятельности.
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина
Групповая работа:

Группа 1. Главы II, VI.


Перескажите кратко эпизод первой встречи Гринёва с Пугачёвым (глава II).

Как вожатый сориентировался в буране?

*Почему первое впечатление от Пугачёва выливается в сознании Гринёва в вещий сон?

Какие выдающиеся качества вожатого заметил Гринёв?

*Как развивается противоречивый образ вожатого?
(«Сметливость его и тонкость чутья меня изумили» «мужик с чёрною бородою; посажёный отец, махать топором, страшный мужик» «лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» «стакан вина» «воровской разговор» «век не забуду ваших милостей».)

Какую оценку Пугачёву даёт генерал в бумаге к капитану Миронову (глава VI)?

Как оценивают Пугачёва Иван Кузмич и Василиса Егоровна?

Группа 2. Главы VII, VIII.

Как выглядел Пугачёв, выдающий себя за царя Петра III (глава VII)?

Какие детали говорят о противоречивом характере Пугачёва в сцене гибели коменданта и помилования Гринёва?

*С какой целью автор многократно подчёркивает в портрете Пугачёва его глаза?

*Какие связи увидел Гринёв в «странном сцеплении обстоятельств»: «детский тулуп… избавлял меня от петли» и «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством»?

Какие детали в облике и личности Пугачёва удивили Гринёва в эпизоде «военного совета» (глава VIII)?

Чем «военный совет» Пугачёва сходен с военным советом в Оренбурге?

Почему Пугачёв отпускает Гринёва, который отказался ему служить?

Можно ли доказать, что Пугачёв преследовал гуманные цели, хотел помочь крестьянам? Обоснуйте свой ответ.

Группа 3. Главы IX, XI.

Что подчёркивает автор в характере Пугачёва, когда тот разбрасывает народу медные деньги (глава IX)?

Почему Пугачёв не наказывает Савельича за «реестр барскому добру»?

*Предположите, по какой причине Пугачёв пожаловал Гринёву лошадь, тулуп и полтину денег:
хотел отдать «долг»,
чтобы потом расправиться с Гринёвым;
симпатизировал Гринёву;
хотел сделать Гринёва своим приближённым;
«вору-то стало совестно»;
по другой причине. Обоснуйте свой ответ.

Как выглядели изба Пугачёва в Бердской слободе и сам мятежник (глава XI)?

*Какие детали интерьера и портрета говорят об авторском отношении к Пугачёву?

Почему Пугачёв поверил Гринёву и поехал с ним в Белогорскую крепость?

*С какой целью в главу XI включено сравнение Пугачёва с прусским королём и Гришкой Отрепьевым?

Как характеризует Пугачёва калмыцкая сказка?

II. Народное восстание в авторской оценке

Группа 4. Главы XII, XIII, послесловие от издателя.


Как характеризует Пугачёва его обращение со Швабриным и освобождение Марьи Ивановны (глава XII)?

Прокомментируйте принцип Пугачёва: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».

Почему Гринёв желал вырвать Пугачёва «из среды злодеев… и спасти его голову»?

Предположите, возможно ли это было, и обоснуйте свой ответ.

Какие исторические факты Пугачёвского восстания включены в главу XIII?

Какую авторскую оценку крестьянской войны даёт Пушкин в записках Гринёва?

*Как и почему изменяется стиль авторского повествования во фрагментах, описывающих финал правления Пугачёва?

Каким предстаёт Пугачёв в послесловии от издателя?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

В чём общность и различия в описании облика и черт личности Пугачёва в романе и в историческом труде?

Сравните авторские оценки и отношение к народному восстанию в романе и в историческом труде. Обоснуйте свои выводы.

Практическая работа.
Составление плана характеристики Пугачёва.


Устная характеристика Пугачёва и средства создания его образа. Заполнение аналитической таблицы:

ТАБЛИЦА
План характеристики Пугачёва
Пункт плана
Средства создания образа
Происхождение и социальное положение Пугачёва
Загадочный диалог на постоялом дворе (гл. II). Фольклорные элементы в речи героя. Официальная оценка Пугачёва в письме оренбургского генерала капитану Миронову (гл. VI)
Прошлое Пугачёва
Привлечение реальных исторических фактов («Дело Яицкого войска, усмирённого после бунта 1772 года», гл. II). Письмо генерала капитану Миронову (гл. VI)
Первое появление Пугачёва в романе
Символическое появление Пугачёва из стихии бурана («или волк, или человек»)
Портрет Пугачёва, динамика портрета
Детали портрета: глаза, выражение лица, одежда, позы, жесты
Мир вещей, характеризующий Пугачёва
Сабля, белый платок как знак к повешению, золотая бумага на стенах избы «государя» и др.
Поступки, отражающие противоречивую сущность Пугачёва
Положительные
Отрицательные
Помог Гринёву во время бурана
Выдал себя за царя Петра III, хотел захватить Москву
Спас Гринёва от виселицы
Приказал повесить капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, убить Василису Егоровну
Отпустил Гринёва, несмотря на то что тот отказался ему служить
По вине Пугачёва и его окружения погибли невинные люди, задушен голодом Оренбург, разграблены дома, уничтожены крепости
Дал Гринёву тулуп и лошадь
Применял жестокие меры борьбы: пытки, отрубание голов и др.
Освободил Машу Миронову из заточения у Швабрина
Разбрасывал народу медные деньги, доказывая, что он государь, и стал причиной давки и гибели людей
Помог Гринёву и Маше покинуть Белогорскую крепость
Оказался несвободным от своего окружения, выполняя указания пугачёвцев и желая укрепить свой авторитет
Черты личности Пугачёва, противоречивость его характера
Смекалка, тонкость чутья, жизненный опыт, народная мудрость, умение помнить добро; бессмысленная жестокость, высокомерие, неспособность противостоять своему окружению, пренебрежение ценностью человеческой жизни и др.
Речь Пугачёва
Фольклорные элементы: поговорки, песни, калмыцкая сказка; почтительное отношение к Гринёву («Ваше благородие»); просторечия («енаралы») и др.
Оценка Пугачёва другими персонажами
Прямые оценки: государь, отец родной, благодетель; вор, разбойник, мятежник, самозванец и др.
Косвенные оценки: сон, письма, калмыцкая сказка, народная песня и др.
Авторское отношение к Пугачёву
Изображение героя с позиций историзма и реализма, осуждение русского бунта, эпиграфы к главам о Пугачёве
Оценка образа Пугачёва в литературоведении


Гуманизм и историзм Пушкина

И т о г о в ы й  в о п р о с:


Как проявился в романе историзм мышления Пушкина и гуманизм его социальной позиции?

Домашнее задание

Используя заполненную на уроке таблицу, составить письменную характеристику Пугачёва
или письменно ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Прочитать статью учебника «Исторический труд А. С. Пушкина» и составить её тезисы.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа >>>



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)


ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД  А. С. ПУШКИНА

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую. в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

В «Истории Пугачевского бунта»Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо, в отличие, например, от «Капитанской дочки», где столь выразительны портреты Пугачева, Хлопуши, Белобородова и даже рядовых участников крестьянской войны. В «Истории Пугачевского бунта» все повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.

Взрыв возмущенной народной стихии, по мысли Пушкина, лишен какой-либо четкой политической сознательности, хотя ее элементы проскальзывают в действиях восставших. В «Капитанской дочке» Пугачев рассказывает Гриневу притчу об орле и вороне. Смысл ее многозначен: с одной стороны, народ возжаждал вольной и яркой жизни, где его силы могли бы развернуться.

Однако, с другой стороны, смысл притчи оттеняет и политическую наивность народа, пользующегося моментом. Он действует импульсивно, словно в экстазе. Им руководит не сознание, а социальный инстинкт. Ощутив свободу, он превращает ее в разгул, и она сразу оборачивается своеволием и произволом. Мечта Пугачева, как признается он Гриневу, — «поцарствовать». Пушкинский герой в ответ на притчу Пугачева резонно замечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». И это касается самых разнообразных деталей: золоченого «дворца» Пугачева, портретов мятежников, их реплик, характеристик персонажей, описаний Оренбурга и Казани, предметов быта и обихода, разговоров и поведения. За каждой строкой чувствуется полное погружение в эпоху, в психологию исторических лиц. Но главное все же в том, что вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными к истории, слушают ее, непосредственно извлекая нравственные уроки. И по воле Пушкина они переживают самые яркие, самые счастливые минуты, каких уже никогда, пожалуй, не будет в их жизни: чувство первой застенчивой любви, смертельные опасности, отчаяние, разлуки, тревоги. гибель родных, наветы, клевету, суд и наказание, неожиданные милости и прощения, — все им дано испытать и не запятнать чести, не потерять достоинства, закалить себя, укрепиться в любви и тихо, мирно, покойно окончить свои дни. Немногим выпадает на долю жить в поворотные, крутые моменты истории и быть в самой гуще ее роковых событий. Пушкинские герои общаются с главными ее участниками, с теми, кто ее творит. История прошла через их сердца. Они встречаются с Пугачевым и Екатериной II, воюют с восставшими и обращаются к ним за помощью.

Следуя исторической истине, Пушкин не привел Гринева в стан Пугачева. Его герой не признал самозванца Петром III. Пушкин знал, что ни один дворянин из «хороших» (то есть древних, потомственных) фамилий не служил Пугачеву. Лишь Шванвич (один из прототипов Швабрина) оказался изменником, да и то уклонялся от поручений и при первой возможности сбежал и явился с повинной. В повести Швабрин делается предателем по собственной воле из-за своей человеческой низости. На самом деле он попал в плен. Так что из общего закона, столь отчетливо выведенного Пушкиным, Шванвич не исключался. Как бы то ни было, Гринев Пугачеву не служит, но самозванец его помиловал и даже оказал помощь, вырвав Марью Ивановну из рук Швабрина.

Ясно, что в «Капитанской дочке» исторические события призваны оттенить человеческие качества героев. Это равно относится и к Гриневу, и к Пугачеву, и к второстепенным персонажам. Например, генерал Рейнсдорп в «Истории Пугачевского бунта» — нерешительный, глуповатый, лишенный военного таланта незадачливый полководец. В «Капитанской дочке» у Андрея Карловича Р. эти качества сохранены, но, кроме них, он еще и верен старой дружбе, и добр, и способен на сожаление.

Задачи, стоявшие перед Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке», обусловили отличающийся подход к изображению исторических фигур. Прежде всего это относится к Пугачеву.

Первый план исторического труда заняло крестьянское движение, а в «Капитанской дочке» — Пугачев. В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания: противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников. Тут — сама история, как она реально совершалась.

Пугачев нарисован в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». «Его видишь, его слышишь», — писал Вяземский. И надо сказать, что это имеет первостепенное значение для художественной мысли Пушкина. Если «Историей Пугачевского бунта» поэт преследовал практическую цель — указать на необходимость преобразований, то «Капитанской дочкой» он художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно. Оказалось, что почва для сближения «мужицкого царя», повстанца Пугачева, и дворянина Гринева есть, она еще не в настоящем, а в будущем. Пугачев и Гринев — в разных лагерях, но человечность, уважение к личности других людей, к их простым чувствам объединяют пушкинских героев. Пугачев, следуя народной нравственности, заступается за сироту, он как-то по-отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать. А Гринев, проявляя жалость к замерзающему мужику, предостерегая его от предвидимого печального конца, искренне желает Пугачеву добра, и тот это чувствует и ценит. Так дворянин и враг дворян находят общий язык, между ними на короткий срок устанавливается взаимопонимание, и Пушкину оно особенно дорого.

Человечность Вожатого в «Капитанской дочке» высвечена ярче, чем в «Истории Пугачевского бунта». Но не забудем, сколь многим в «Капитанской дочке» поэт был обязан добросовестному и проницательному историку, автору «Истории Пугачевского бунта».
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключался историзм Пушкина? В чем разница подхода А. С. Пушкина к пугачевскому восстанию в «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочке»?

2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина и постарайтесь пересказать по содержание.

3. Сопоставьте главы из «Истории Пугачевского бунта» с текстом «Капитанской дочки». Найдите разницу и объясните ее.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
 
Казненные пугачевцы.
Рис. карандашом и пером. 1878. ГТГ. Худ. В.Г.Перов
 
Словарь устаревших слов
к повести "Капитанская дочка"

(на сайте "Литература для школьников")
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz