Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением В.А. Жуковского?
(задание с развёрнутым ответом 10) |
Многие русские поэты обращались в своём творчестве к образу моря.
Так, в стихотворении Пушкина «К морю» лирический герой прощается не просто «со свободной стихией», но и с южными землями, романтическим периодом своего творчества, юностью. Море здесь является символом абсолютной, ничем не ограниченной свободы. Отзвуки морских волн сохранятся в душе поэта даже «в лесах, в пустынях молчаливых».
Образ моря появляется и в стихотворении Лермонтова «Парус». Оно может быть как спокойным, «светлей лазури», так и бурным. Парус символизирует человеческую душу, жаждущую не гармонии, а бури:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Эти стихотворения могут быть сопоставлены с элегией Жуковского. Во всех трёх произведениях поэты не просто изображают морскую стихию, но и проводят параллели с человеческими чувствами, движениями души. Однако у Лермонтова, в отличие от Жуковского и Пушкина, показано стремление к буре, бунту, а не спокойствию.
Источник: Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы. Зинин С.А., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., 2013.
МОРЕ
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
(1822) |
|
Композиция ответа на задание 10 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.
Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.
Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
– авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.
Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как ... в произведении ... и ... в произведении ....
2. ... (первый) использует ... приёмы, показывая ... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает ... (что? каким образом? –
точечная цитата). Однако, в отличие от N, который ... (что?), первый ... (что делает?).
3. В центре внимания ... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная
цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое ...(какое?), эмоции второго ... (какие? в каких словах они выражены?
– точечная цитата).
См. страницу с образцом ответа на вопрос
"В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски..."?"
|
|
|
* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
* Кодификатор – это документ, описывающий элементы
содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в
кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый
конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем
разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы.
( вернуться) |
|
|
|
|
|