Главная
Адресный указатель
Карамзин в Петербурге
Карамзин в Царском Селе
Пушкин в Царском Селе. Дача Китаевой
Царскосельский Лицей
Литературные вечера у Дельвига
Коломна
Набережная Мойки, 12
Лермонтов в Петербурге
Гоголь в Петербурге
Некрасов в Петербурге
Достоевский в Петербурге
Николаевская мужская гимназия в Царском Селе
Поэзия Серебряного века. Антология
Ахматова в Петербурге
Кафе "Бродячая собака"
Кубофутуристы в Петербурге
Эгофутуризм. Северянин в Петербурге
Журнал "Аполлон"
Журнал "Гиперборей"
Журнал "Сатирикон"
ДИСК
Ф.К.Сологуб в Петербурге
Фронтиспис  журнала ''Аполлон'' работы  Л.С. Бакста.
Н.Гумилев. Рисунок Н.Войтинской. 1909 г. Опубликован в журнале ''Аполлон'', № 2, 1909 г.
 

Журнал "Аполлон"

        "Аполлон", литературно-художественный журнал. Основан в 1909 критиком С. К. Маковским, назван по имени древнегреческого бога солнца, света и искусств. В 1909-10 выходил ежемесячно (в виде приложения изд. "Литературный альманах"), затем по 10 книг в год. Редакция на наб. р. Мойки, 24, затем – на Разъезжей ул., 26. В выработке программы участвовали: И. Ф. Анненский, А. Н. Бенуа, Вяч. И. Иванов, критик А. Л. Волынский. В "Аполлоне" сотрудничали: А. А. Блок, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, Г. И. Чулков, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, искусствоведы и художники Л. С. Бакст, Н. Н. Врангель, М. В. Добужинский, Н. Н. Евреинов, В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Пунин и другие. В 1917 издание журнала прекращено. (Энциклопедия Санкт-Петербурга)

      Сезон 1909/10 года ознаменовался появлением нового журнала – "Апполон". Первый его номер увидел свет в октябре. Инициатором создания журнала был Сергей Маковский, художественный критик и литератор, считавший, что "Аполлон" заменит собой давно уже прекративший существование "Мир искусств", что Петербургу необходим художественно-литературный журнал "молодых". К руководству журналом, нуждаясь в авторитетах, Маковский привлек двух поэтов старшего поколения – Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского. Соредактором Маковского был известный коллекционер и искусствовед Н.Н.Врангель.
       Первый номер "Аполлона" открывало редакционное вступление: "Аполлон. В самом заглавии – избранный нами путь. Это, конечно, менее всего – найденный вновь путь к догмам античного искусства... Аполлон – только символ, далекий зов из еще недостроенных храмов, возвещающий нам, что для искусства современности наступает эпоха устремлений - всех искренних и сильных – к новой правде, к глубоко сознательному и новому творчеству; от разрозненных опытов к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов – к стилю, к прекрасной форме и животворящей мечте... цели "Аполлона" являются чисто эстетическими..." Таким образом, программа журнала была была довольно расплывчатой, отрицая лишь крайности и призывая стремиться к совершенству, что всегда актуально.
       Вокруг нового журнала с готовностью сгруппировались молодые поэты и прозаики, которые постоянно бывали на "Башне" у Вячеслав Иванова. Отделом прозы заведовал Михаил Кузмин, отделом поэзии – Николай Гумилев, театральной критикой – прозаик Сергей Ауслендер, художественным отделом – Георгий Лукомский; критик, драматург и известный шахматист Евгений Зноско-Сборовский стал секретарем редакции.
       Одним из самых деятельных сотрудников редакции стал Николай Гумилев, выпустивший уже два сборника стихов – "Путь конквистадоров" и "Романтические цветы". С ним Маковский познакомился на выставке живописи "Салон", которую организовал в здании Первого кадетского корпуса.
      Открытие "Аполлона" явилось событием для литературного Петербурга. "Литературная осень 909 года началась шумно и занимательно, – писал Алексей Толстой. – Открылся "Аполлон" с выставками и вечерами поэтов. Замкнутые чтения о стихосложении, начатые весною на "Башне" у Вячеслава Иванова, были перенесены в "Аполлон" и превращены в Академию Стиха. Появился Иннокентий Анненский, высокий, в красном жилете, прямой старик с головой Дон Кихота, с трудными и необыкновенными стихами и всевозможными чудачествами. Играл Скрябин. Из Москвы приезжал Белый с теорией поэтики в тысячу страниц". Небольшие выставки в редакции "Аполлона" назывались "интимными". Первой из них была выставка акварелей, рисунков и гуашей Г.Лукомского, открывшаяся 25 октября. За ней последовали выставки К.Петрова-Водкина, сотрудников журнала "Сатирикон" и А.Головина.
       Рекламный плакат журнала ''Аполлон'' 1911 г. Рисунок Ре-МиОткрытие нового журнала торжественно отпраздновали в ресторане "Донон", и Анненский произнес в конце обеда речь в честь верховного жреца "Аполлона" – Маковского; он один помнил, что как раз в эти дни исполнилось десятилетие литературной деятельности новоиспеченного редактора. В честь выхода первого номера был дан обед в самой редакции; на обеде присутствовал Блок. Теперь поэтическая молодежь почти ежедневно стекалась на Мойку, в комнаты старинного особняка. "Было много болтовни", как пишет один из современников, но из нее рождалось то, что заполняло страницы журнала. Редакционная статья первого номера звала к новым поискам, приветствовала "новые ростки художественной мысли". Но в то же время в "Аполлоне" все еще царили давно признанные метры – символисты, состав редакции был разнороден, и это неизбежно должно было привести к расколу.
      В статье "Наследие символизма и акмеизм", опубликованной в первом номере "Аполлона" за 1913 год, Гумилев писал: "Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает... На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли... или адамизм... – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме... Разумеется, познание Бога, прекрасная дама Теология остается на своем престоле, но ни низводить ее до степени литературы, ни литературу поднимать в ее алмазный холод акмеисты не хотят..."
(По книге: Муравьёва И.А. Былой Петербург. Век модерна. – СПб.:Издательство "Пушкинского фонда", 2007)

(вернуться в начало страницы)

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz