Поурочные разработки по литературе: 8 класс. По программе В.Коровиной. Из книги Кутейниковой Н.Е.
Уроки литературы в 8 классе

Путеводитель по сайту
Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной

Из книги Кутейниковой Н.Е.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений [1]
 

Содержание
 
Введение
Урок 1. "Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути..." (Ф.И.Буслаев)
Уроки 2-3. Внеклассное чтение. Ю.П.Вронский. Странствие Кукши за тридевять морей

Фольклор
Уроки 4-5. Устное народное творчество в мире народной песни
Урок 6. Историческая песня русского народа
Урок 7. «Младшая сестренка лирической песни»: жанр частушки в русском фольклоре.
Уроки 8-9. Внеклассное чтение. Бардовская песня середины — конца ХХ века
Уроки 10-11. Предания русского народа. Предания о Пугачеве и Разине

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уроки 14-15. Жанр жития в древнерусской литературе. Житие Александра Невского.
Уроки 16-17. Жанр повести в древнерусской литературе. "Повесть о Шемякином суде"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Уроки 24-25. И.А.Крылов — яркий представитель эпохи Просвещения. Басни

Рылеев Кондратий Федорович
Урок 26. Дума К.Ф.Рылеева "Смерть Ермака"
Урок 27. Внеклассное чтение. Дума К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин"

Пушкин Александр Сергеевич
Урок 28. А.С.Пушкин — "летописец своего времени" и времен минувших. "История Пугачева"
Уроки 29-30. А.С.Пушкин — историк и бытописатель. "Капитанская дочка"
Уроки 31-32. "Капитанская дочка". Российское дворянство в XVIII столетии
Уроки 33-34. "Капитанская дочка". Пугачевщина
Уроки 35-36. "Капитанская дочка". Идейное содержание и значение повести

Лермонтов Михаил Юрьевич
Уроки 37-38. М.Ю.Лермонтов — "мыслитель и духовидец"
Уроки 39-40. М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Толстой Алексей Константинович
Уроки 41-42. Внеклассное чтение. Роман А.К.Толстого "Князь Серебряный"

Гоголь Николай Васильевич
Урок 43. Юмор и сатира в творчестве Н.В.Гоголя
Уроки 44-46. Н.В.Гоголь. "Ревизор"

Тургенев Иван Сергеевич
Уроки 49-50. Повесть И.С.Тургенева "Ася"

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
Уроки 53-54. Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета о родной природе

Лесков Николай Семенович
Уроки 57-58. Рассказ Н.С.Лескова "Старый гений"

Толстой Лев Николаевич
Уроки 61-62. Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мурашова Екатерина Вадимовна
Уроки 63-64. Повести Е.В.Мурашовой "Класс коррекции" и "Гвардия тревоги"

Чехов Антон Павлович
Уроки 65-66. Рассказ А.П.Чехова "О любви"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Бунин Иван Алексеевич
Урок 67. И.А.Бунин. "Кавказ"
Урок 68. Внеклассное чтение. Лирика И.А.Бунина

Куприн Александр Иванович
Урок 69. Рассказ А.И.Куприна "Куст сирени"

Горький Алексей Максимович
Урок 70. Внеклассное чтение. Рассказ М.Горького "Челкаш"

Блок Александр Александрович
Уроки 71-72. А.А.Блок "На поле Куликовом"

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Тэффи
Уроки 80-81. Творчество Тэффи. Рассказы "Жизнь и воротник", "Неживой зверь", "Гурон"

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Твардовский Александр Трифонович
Уроки 86-87. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
Астафьев Виктор Петрович
Уроки 92-93. Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Круг чтения учащихся в 8 классе

1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

Методику проведения уроков 84—85, 88—91, 94—102
автор пособия предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами деятельности учителя и учащихся, предложенными ниже.

Уроки 82—83 (49—50)
Урок-обобщение. Из русской литературы XIX—XX веков.
Темы и образы русской реалистической литературы конца ХIХ — начала XX века.
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).

Уроки 84—85 (51—52)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и/или услышанном. Чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).

Уроки 88—89 (—)
Урок развития письменной речи:
сочинение по домашним заготовкам по прочитанным произведениям
(или: по произведениям из списка внеклассного чтения)
Развитие речи
Классное сочинение: «Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXIвека»; «И.А.Бунин — прозаик и поэт»; «Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»; «Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»; «„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой (Отечественной войне)» и др.

Уроки 90—91 (55—56)
Урок-практикум
Из русской литературы XX века.
Платонов А.П. «Возвращение»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщение учащегося. Чтение и анализ произведения.

Уроки 94—95 (59—60)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Русские поэты о Родине и родной природе
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведений. Чтение стихотворений наизусть. Беседа о прочитанном или услышанном. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы).

Уроки 96—97 (61—62)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. «Ромео и Джульетта»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям (фрагментарно). Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 98 (63)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. Сонеты
Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 99—100 (64—65)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Мольер Жан-Батист. «Мещанин во дворянстве»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям. Беседа о прочитанном и услышанном.Творческая работа.

Уроки 101—102 (66—67)
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Скотт Вальтер. «Айвенго»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение и анализ фрагментов произведения.




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz