Главная
Адресный указатель
Карамзин в Петербурге
Карамзин в Царском Селе
Пушкин в Царском Селе. Дача Китаевой
Царскосельский Лицей
Литературные вечера у Дельвига
Коломна
Набережная Мойки, 12
Лермонтов в Петербурге
Гоголь в Петербурге
Некрасов в Петербурге
Достоевский в Петербурге
Николаевская мужская гимназия в Царском Селе
Поэзия Серебряного века. Антология
Ахматова в Петербурге
Кафе "Бродячая собака"
Кубофутуристы в Петербурге
Эгофутуризм. Северянин в Петербурге
Журнал "Аполлон"
Журнал "Гиперборей"
Журнал "Сатирикон"
ДИСК
Ф.К.Сологуб в Петербурге
Невский пр.,15 / Наб.р. Мойки, 59. В 1919-1923 гг. на двух верхних этажах находился ДИСК (Дом искусств)
Двор Дома искусств. Рис. М.В.Добужинского. 1921
Программа вечера А.М.Ремизова в Доме искусств 26 июня 1920 г.

ДИСК (Дом искусств)

        ДИСК - Дом искусств. Открылся в 1919 г., Наб.р. Мойки, 59.
"Дом искусств объединяет деятелей искусства и литературы Петрограда для  культурно-просветительной работы, организует литературные и музыкальные вечера, издает журналы, устраивает выставки, лекции и диспуты по искусству. Совет Дома: А.А.Щеголев (председатель), Н.Е.Радлов, А.Н.Тихонов (Серебров), Ю.П.Анненков, М.В.Владимиров, А.Л.Волынский, А.К.Глазунов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, М.Л.Слонимский и др."
(Из книги «Весь Петроград» за 1923 год)

     Дом искусств  в те далекие времена был действующим центром культуры. Подавляющее большинство его новых обитателей были молоды, но каждый успел узнать, почем фунт лиха. Многие пришли сюда, на Мойку, с фронтов гражданской и мировых войн. Горький писал о них: "Они перегружены впечатлениями хаотического бытия России и не совсем еще научились справляться со своим богатейшим материалом". Нужно было обладать опытом и прозорливостью Горького, чтобы представить себе, что могут написать эти люди.
     Обычно, говоря о Доме искусств, вспоминают прежде всего "Серапионовых братьев" – литературное содружество молодых писателей, собиравшихся на занятия в комнате Михаила Слонимского. "Серапионовы братья" – одно из самых сильных по составу и самых деятельных по результатам работы литературных объединений, которые знала советская литература. Из него вышло немало крупных художников слова. Но Дом искусств если и был кораблем, то отнюдь не в автономном плавании.
     В журнале "Дом искусств" за 1921 год, вышедшем под редакцией М.Горького, М.Добужинского, Евг.Замятина, Н.Радлова, К.Чуковского, среди множества интереснейших материалов (А.Блок, «"Король Лир" Шекспира» – знаменитейшая речь, обращенная к актерам Большого драматического театра, статья К.Чуковского "Ахматова и Маяковский", стихи А.Ахматовой, О.Мандельштама и др.) есть заметка-хроника о самом Доме искусств. В ней говорится о том, что Дом искусств "взял на себя задачу объединения, учета литературных и художественных сил Петрограда с целью использовать их для планомерной культурно-просветительной работы".
     В совет Дома искусств вошли по художественному отделу Александр Бенуа, М.В.Добужинский, Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, К.С.Петров-Водкин, по литературному – Александр Блок, Н.Гумилев, Евг. Замятин, К.И.Чуковский, А.Н.Тихонов и др. Открытие Дома искусств состоялось 19 октября 1919 года. После вступительной речи А.Н.Тихонова (Сереброва) и баллотировки новых членов К.И.Чуковский прочел свою статью "О Маяковском".
     С конца декабря Дом искусств приступил к организации публичных литературных вечеров и лекций по понедельникам. Понедельники Дома искусств открылись вечером, посвященным памяти Леонида Андреева. В вечере приняли участие М.Горький, К.И.Чуковский и Евг.Замятин, прочитавшие свои воспоминания о покойном писателе. М.Горький читал в один из январских понедельников свои "Воспоминания о Толстом". В том же месяце состоялась лекция К.И.Чуковского о творчестве Некрасова. В этом вечере приняла участие и сестра Некрасова, поделившаяся воспоминаниями о брате.
     Воспоминания А.Ф.Кони о Тургеневе, Толстом, Достоевском послужили темой двух вечеров.
     Параллельно устраивались по понедельникам вечера, посвященные молодой поэзии… В июне состоялось два вечера Александра Блока: поэт читал свои стихи, Л.Д.Басаргина-Блок – его поэму "Двенадцать".
     Весной возникла мысль об устройстве по средам публичных диспутов. Диспуты открылись докладом Виктора Шкловского о формальном методе исследования в литературе. Работа художественного отдела выразилась главным образом в устройстве выставок В.Д.Замирайло, Н.Бенуа, М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, К.С.Петрова-Водкина.
     В октябре Дом искусств чествовал Герберта Уэллса, приехавшего в Россию.
     Если к этому добавить публичные лекции, постановку под руководством К.И.Чуковского сказки Андерсена "Дюймовочка", организацию концертов камерной музыки, выезды членов Дома с лекциями в районы и губернии, нетрудно понять, что ДИСК был не только центром, сплотившим культурные силы Петрограда, но и очагом культуры для всего города.


     Это были не развлекательные мероприятия и не просто эпизоды в едва теплившейся культурной жизни города. В своей "Книге воспоминаний" Михаил Слонимский писал: "Город жил в боевом напряжении, но победа молодой Советской Республики была уже ясна, неудержимо росла тяга к культуре, и молодые люди в большой холодный зал Дома искусств, чтобы поглядеть, послушать, поучиться…"
     Писательская коммуна собиралась по пятницам внизу, в бывшей кухне. Здесь обсуждались новые произведения, в том числе стихи Н.Тихонова и Е.Полонской, рассказы М.Слонимского и Н.Никитина. Сюда принес, едва успев поставить последнюю точку, свои "Алые паруса" А.Грин. Кухня стала лабораторией молодых литераторов, своеобразной мастерской, куда посторонние не попадали.
     По понедельникам Дом открывал свои двери для всех желающих. По замыслу М.Горького, свет из ДИСКа должен был светить всему городу. И действительно, "понедельники" все прочнее входили в культурную жизнь Петрограда.
     В Доме искусств охотно слушали Акима Львовича Волынского, знатока балета, писателя и критика, не верящего в будущее России и, наверное, именно потому развенчивавшего революционных демократов. Его слушали и тут же давали не отповедь, а бой. Ведь для большинства именно революция открыла будущее. С Волынским не соглашались, спорили, но были и благодарны ему, когда в день рождения Шагинян он привел в дом искусств начинающую и очень талантливую балерину Лидию Иванову. Ее танцы помогли молодым литераторам получить представление о балете.
     Но учеба – учебой, а молодость брала свое. И в Доме искусств все время  устраивались "капустники". Тогда кино только становилось на ноги. Естественно, что оно было источником разного рода смешных и подчас злых пародий. Неожиданное театральное дарование обнаружил Н.Никитин, будущий известный прозаик, автор «Северной Авроры». А когда на гастроли в Петроград приехал ростовский театр, один из актеров его – Евгений Шварц – зачастил на Мойку, да так и остался здесь. Он стал душой "киносамодеятельности", выступая автором, режиссером и актером многих пародийных сцен. Оформление таких "спектаклей" изготовлял нередко художник-конструктор В.Татлин. Кстати сказать, именно  в Доме искусств он впервые продемонстрировал изобретенную им "вселенскую одежду", призванную, по его мнению, символизировать интернациональное братство людей Земли.
     Жил здесь и Николай Тихонов, который поселился вместе с Вс.Рождественским, как вспоминал Всеволод Александрович, в "обезьяннике" – "в довольно узком и тесноватом коридоре, примыкавшем к просторной елисеевской кухне. Вероятно, здесь помещались комнатушки бывшей прислуги. Комната наша была неширокой и не очень светлой. Единственное ее окно выходило на тесный бетонный двор обычного петроградского дома". Между койками был втиснут стол, по обе стороны которого трудились поэты, макая перья в одну чернильницу. Когда становилось невтерпеж от холода, один из них отрывался от работы, разжигал буржуйку и снова присаживался к столу. Дверь запиралась на ключ. К ее внешней стороне прикреплялась бумажка "Никого нет дома". Но вряд ли она останавливала соседей. Так, к вечеру обычно толкался в дверь Александр Грин. Он писал в ту пору "Алые паруса", но в его комнатенке печки не было, и он приходил сюда погреться. От него Тихонов и Рождественский узнавали, как можно разжиться бумагой, недостаток которой тогда испытывали все. Грин давно уже обошел нижние комнаты, подвал дома и нашел огромное количество конторских книг. Они тут же пошли на черновики.
     Потом приедет в Дом искусств Всеволод Иванов, исходивший пол-Сибири, зачастят сюда Вениамин Каверин, Виктор Шкловский, Михаил Лозинский…
     Мариэтта Сергеевна Шагинян, тоже жившая в это время в Доме искусств, близко наблюдавшая молодых литераторов, рассказывала об особой творческой атмосфере, царившей здесь. Внизу, на кухне, где обычно собирались молодые литераторы, шли далеко не мирные беседы. Уж очень разными были все эти люди, даже те, кто формально входил в созданную в начале 1921 года литературную группу "Серапионовы братья", видевшую свою задачу, как заметил Федин, в "поисках приемов овладения новым материалом, которым тогда была прошедшая война и революция, приисках новой художественной формы".


(По книге: Хренков Дм. Николай Тихонов в Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1984)

(вернуться в начало страницы)



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz