В октябре 1912 года на книжных прилавках появилось новое издание, связанное с "Цехом поэтов" – тоненькая книжечка в коричневато-желтой обложке с черными буквами "Гиперборей" и подзаголовком – "ежемесячник стихов и критики". Название было выбрано удачно; во всяком случае оно казалось точнее и ярче предложенного Городецким – "Небесной цевницы". Гипербореями, или гиперборейцами, называли в греческой мифологии вечно юный народ, приближенный к богам и живущий в вечном празднике и веселье где-то далеко на севере, "за Бореем". Гиперборейцы были особенно любимы Аполлоном и, считая себя его слугами, занимались искусством. Умирали они, когда сами того желали, – от пресыщения жизнью бросались в море.
Журнал издавался на паях; в числе пайщиков были Гумилев, адвокат Л.Я.Лозинский, отец Михаила Лозинского, его друг присяжный поверенный Н.Г.Жуков и хирург и поэтесса княжна Вера Гедройц, выпустившая книжку стихов под псевдонимом Сергей Гедройц (Княжна, участница революционного кружка, сосланная в Брянский уезд, бежавшая оттуда в Швейцарию, студентка медицинского факультета Лозанны, ученица профессора Руо (к которому она потом при посредстве Ремизова направляла лечиться Блока), хирург больницы Мальцевских заводов, одна из первых в России женщин-хирургов, несостоявшаяся самоубийца (ее, выстрелившую себе в сердце из браунинга, оперировали коллеги по больнице; спасли), медик-доброволец Японской войны, домашний врач царской семьи, после революции – профессор Киевского мединститута). Редактировать журнал взялся Михаил Лозинский. Редакция помещалась прямо в его квартире, на углу Волховского переулка и Тучковой набережной, на Васильевском острове. Неподалеку, в Тучковом переулке, снимали комнату Гумилев и Ахматова, чтобы быть поближе к Университету, где учился в это время Гумилев.
А.А.Ахматова в "Записных книжках" вспоминает о редакторе "Гиперборея": Лозинский до тонкости знал орфографию и законы пунктуации чувствовал, как люди чувствуют музыку: "Точка-тире – такого знака нет по-русски, а у Вас есть", – говаривал он, когда держал корректуру моих стихов. Нечего говорить, что "Гиперборей весь держался на Лозинском. Он, вероятно, почти всегда выкупал номер в типографии ( кажется, 40 рублей ), держал корректуру и совместно с синдиками приглашал сотрудников"
"Гиперборей" выходил целый год, но прибыли пайщикам не принес. В нем печатались не только члены "Цеха поэтов", но и М.Кузмин,
Г.Иванов, Н.Клюев и А.Блок. В редакции было весело, особенно по пятницам, в означенный день, когда там собирались "вечно юные гиперборейцы". Шутливые триолеты – восьмистишья с особой схемой рифмовки, – экспромтом сочиненные Василием Гиппиусом 28 декабря 1912 года, на вечере в честь возвращения в столицу с юга Кузьминой-Караваевой, хорошо передают домашнюю, дружескую атмосферу "Гиперборея":
По пятницам в "Гиперборее"
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в "Гиперборее"
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в "Гиперборее"
Расцвет литературных роз.
|
Почти каждому из собравшихся была посвящена строфа:
Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя,
С душой отцовско-материнской
Выходит Михаил Лозинский,
Лелея лаской материнской
Свое журнальное дитя,
Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя. |
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога,
Далеко в Царском воет Лева,
У Николая Гумилева
Для символического клева
Рассыпанные жемчуга.
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога. |
Несмотря на широковещательную программу, "Гиперборей" остался в основном акмеистическим журналом. После его прекращения книги под маркой издательства "Гиперборей" выходили до 1918. В 1921 в Петрограде вышел гектографированный номер журнала "Новый Гиперборей", изданный обновленной группой акмеистов (Н.Гумилев, В.А.Рождественский, И.В.Одоевцева, Н.А.Оцуп и другие).
(По книге: Муравьева И.А. Былой Петербург. Век модерна.– СПб.: Издательство "Пушкинского фонда", 2004)